Житие несвятой марии 12

Мария Козимирова
Все, кроме мамы любили читать. Может и она  бы чего ни будь  почитала…Не умела моя матушка читать. Всё на свете умела,  а вот поучиться  не довелось.  Зато  отец грамотный был. Не зря  на съезд в Москву  в тридцать пятом году ездил. Мне уж четыре года было. Хорошо помню, как тятя привёз нам таких  длинных конфет в полосатых обёртках., много книг и фотографий.
Рассказывал  он  нам про то, как они в Москве  пропили с радости-то все деньжонки, что из дому наскребли. Дорога-то дармовая  была, а на гостинцы детям,  ни чё  не осталось.  Вот во дворце и состоялась  встреча с Калининым.  В Кремле.
 
 Выяснилось, что без гостинцев, ну, никак нельзя. И, добрый дедушка Калинин, дал тятеньке сорок рублей.  Много лет отец сокрушался, что не  вернул  ему деньги… Как-то не вышло.  Много чего не вышло…
Дак  вот,  опять я не по порядку пошла. А скажите мне  на милость у кого
 ИЗ вас, в шесть-семь лет,  в голове то был порядок?  Чё то я сильно сомневаюсь.
Ну,  вот  я опять про себя забывать начала. Так об чём я? Да, про зимнее житьё…
Зимой праздников много, ну и гуляли  не мало. То свадьба, то родины,  церковных канителей  полно. Святых то людей  на Руси, пруд пруди. За всех же надо выпить. Тут и Рождество…! Вот уж где гулянье.
В ночь –то под Рождество  « нарядчики» по избам ходили… Как  ввалится в избу целая ватага народу, кто в чём…
Тут и козлы в вывернутых шерстью наружу шубах,  тут  и попы в шутовских колпаках и гадалки с самодельными большими картами, и пряхи с пучком соломы   на веретене, и цыганята. Рваная гармошка. Балалайка с одной струной…  Шайки  с сухими  вениками,  вроде баню изображают, сухим веником хлещут, листья в разные стороны.  Изголяются, кто в чё горазд… шум , гам, хохот…
 
 Мама не успевает одаривать одну  ораву,  а на крыльце уже другие идут…  Поют… кто псалом, кто матершинную  припевку.  Пляшут, смеются, угадывают, кто есть кто… Вот это веселье… Сроду не забыть…! Всю неделю куролесят. Молодые мужики и парни, играют в войну.  ( Им бы всё  кулаками размахивать… Вот,  петушиная порода)
 Нагребут снега, построят  крепость, и,  лупят  друг дружку  снежками. Или борются в снегу, в одних
 
рубахах…  Бывало, и овцу на крыше,  к трубе привяжут… Это уж парни тешились, холеры…
И ворота дёгтем  мазали…  Это, если в доме  девка была, да стала ненароком,  бабой.  А может, и нет…  Просто, по  шутке, или из мести… Там не поймёшь…
 
 А как девки гадали…?  Это же надо большим писателем быть, чтобы всю эту бесовщину описать.
 
После гулянок,  бабы избы прибирают, мужики дворы.  Вот и ребятишкам,  есть  работа… хорошая работа. Ходить по дворам, и одаривать соседей, каких мама скажет. Навяжет мама узелки,   пряников, тарочек, пирожков,  растегайчиков с рыбой, да,  всякой всячиной… Даже маковников медовых  и сырчиков с изюмом.  И вот мы с сестрёнкой  Кланькой идем  по деревне. Довольные,  гордые. Встречаем  одаривателей из других побогаче домов. Никаких хиханек,   баловства.
Не  у всех же достаток. А праздника всем хочется.
Заходить в избы целое дело… Руки заняты… а где и открыть утеплённую соломенными жгутами дверь не удаётся.  «Кто там?» сроду не спрашивали. Приходиться пинать дверь ногой.
 Хозяйка впускает меня,  охает…
-Ох ты, мнеченьки-то…! Никак к нам гости… Милости просим…  Дак, кто же это к нам пожаловал?
Разматывает на мне  большой платок, из под которого  только глаза мои  видно…
-Кого это  нам Бог послал?   Батюшки …! Да никак Марья Николавна…  Вот уж гостья дорогая!
 От гордости,  и от радости, что я гостья дорогая, сама себя не узнаю…Я уже давно забыла, как  она летом кричала, что отстегает меня крапивой по голой  ж..е.
Чё уж там помнить… Радёхонька без меры.  Но скромна...
- Спасибо  тётка Фёкла…  Нет, я только из – за стола…
Вот , мама гостинцы…  С Рождеством Христовым вас…послала…
Почему то волнуюсь. За стол не сажусь, мама наказала строго-настрого, не лезти за стол, даже если зовут. У них ребятишек куча. А  Фёкла последнее выложит… Отдаю гостинцы. Женщина благодарит  меня, как большую…У меня сердечко трепещет от радости, даже как бы от счастья какого-то.  Ведь и мама похвалит… Красота.
 
Всегда любила  по праздникам гостинцы носить. Мама , то мёду  чашку отправит, где ребёнок захворал, то в тряпицу,  свежего каравай хлеба,  завернёт, той же Дарье Гавриловне.  Одна тоже ведь горе мыкает. Мама всех жалела. Сама почти из сиротства.
Сколько она муки передавала  бабам, потихоньку от тяти…  Тот то строг был.  Всё в дом...
-Чё бы это вам, ещё припомнить, интересного?
А вот, чуть ведь не забыла…
Жила, у нас в деревне, откуда то пришлая семья. Ещё до меня пришла. Ланцовы  по фамилии. Дети у них. Девчонка,  со смешным именем, Людмила. Люськой мы её и звали, и парнишка, не помню, как звать. И что интересно, но,  по какой то, причине жили они в бане. Вот, где наш сельсовет и детский сад был.  Так на задворках у  них,  этих раскулаченных, и стояла баня. В ней и жили Ланцовы.  Сам  то, (никто его имени и не знал) хороший был чеботарь. И вот чё бы и не жить , как все люди. Дак он пил «горькую» Так мужики говорили. Не водку там,  или самогонку, а «горькую» Чё уж за питьё такое?
И жена  у него была. Анна.  Бабы говорили, что красавица, а чё мужики толковали, не  слыхала я,  ни разу.
 Чеботарь  Ланцов,  был отменный. Все несли ему обутки налаживать. Он и чирки шил. Кож то у всех полно.   А у кого  нет, дак  соседи и  так дадут, без платы. Он и нам троим,  сшил белые шубки –борчатки… Лёльке, Кланьке, и  мне.
 
Так  и жили они в своей бане. Я ходила  по временам к  ихним ребятишкам, звала играть. Тихие такие детки. Мне бы такой быть… Это сестра моя, Зоя ,  на них завидовала,  недовольна всё  мной была.
Одним утром,   зимой, ещё темно за окном было.  Сидим мы за столом,  за самоваром, чай пьём. Все дома. Ещё баба Катя жива была, Австриец с нами жил. Открывается дверь в избу, заходит Ланчиха. Ясно дело,  все поворачиваются к ней.  Мама сразу...
- Ты чё,   Нюра… по чё то пришла? Давай к столу...
Анна молча,   стоя у порога, распахивает старенькое  пальтишко…  и, о Боже… стоит,  в чём мать родила…
И тут же,  запахнулась…
-Тятя маме шепнул, прикрой, мать…
Мама метнулась с лавки к Анне. За столом гробовая тишина. И тут я заикала. Я ничего не могла сделать, икала и икала. А потом у меня был жар . С перепугу , что ли?
Тогда мама навязала Анне  узел одежды, ей и ребятишкам. Ну, дня через три-четыре, бегала я в том краю.  К  Ланцовым торкнулась. Не лето тебе, не покричишь… Зашла,  позвать, играть на лёд,  детей. В бане печка топится, тепло, а свету мало.   Но я зоркая. Невзначай поглядела на самого, а  он  сидит,  и чеботарит, в маминой юбке.  Мужик в юбке… Смешно мне так стало…. Разнесла я эту весть по деревне. Смеху было … бабы бегали , искали , у кого штаны лишние есть? А у кого они лишние? Мама горевала, что забыла  про Ланцова, самого то… Не подумала, что последние штаны пропьёт.
Так вот и жили. Люди, как люди.  На Крещенье вот  в кузне случай был весёлый. Решили в кузнице новый горн поставить. Яму выкопали, ждут, когда из города    новый горн привезут… Россия матушка…Два года ждали. Собирались в кузне мужики частенько, так , покурить… Когда,  видно, и с бутылкой. Курили самосад.  Окурки, мусор всякий в яму…
 
Ну вот, в ночь на крещенье, кузнец с подмастерьем Ваней,  обосновались в кузнице от баб.  Не мешать чтобы им. Самогонки море, пей , не хочу. Ну и пили…Сколь не сиди, а домой то надо. Лёня, кузнец,  крепкий был мужик. Стал Ваня подниматься, да и упал в ямку то. Лежит,  мычит,   а вниз головой, долго  не  помычишь. Пытался его Лёня вытащить, дак сам чуть не упал, на Ваню.  Тоже еле на ногах держался…
А чё делать?  Выполз Лёня из кузни.  Никого…! Но Бог то есть! Едет  с фермы трактор, сено завозил.  Остановился тракторист...Лёня  лыка не вяжет… Кузница настежь… Скумекал… Надо помогать мужикам…  Пропадут. Не июль  месяц, январь!
Прицепил  Ваню тросом за  шубейку, вытащил тракторист его из ямки, и поволок по снежной то дороге к дому. Посреди улицы остановился, отцепил Ваню и укатил. Кто то видел,  как трактор Ивана тащил… Решили, что уже замёрлый…
Сбегали к жене его, сказали, что Ваня замёрз, не шевелится, трактор его притащил. Собралась деревня,  бабы воют, молодой ведь мужик… Жалко то чё…
 Мужики, тоже,  уже подпитые, не знают чё делать? Праздник,   а тут…как , нарошно...  мертвяк.  Разобрались, когда баба его  в одном платке, прибежала…Упала на бездыханное тело  мужа,  с причитаньями…  И вот,  на тебе, мертвяк… язви его…! Когда жена, стала его  тормошить,  и выть в голос… Дескать-
"Чё,  так не  долго то и пожил…? Да, на кого ты  меня   оставил…? Да, родимый ты мой...? Да...не успела.
Он тут и зашевелился, и дух от него самогоношный  пошёл… Ну, тут мужики смекнули, в чём... « собака зарыта». Загоношились  с  радости. Праздник  даром не пропал…!Заволокли Ваню в избу.  Чё там дальше деялось, никому  никакого интересу не было. В  деревне праздник… В деревне веселье…! Ну и драки, как водится!  Гуляй Русь-матушка!