Катастрофы. Гибель Магдебурга 30000 трупов 1631

Кучин Владимир
История со штурмом Магдебурга в ходе 30-летней войны и его уничтожением войсками католической лиги берет свое начало в разрушительной деятельности Дитриха Фалькенберга – представителя короля Швеции Густава-Адольфа. Жители крупного средневекового немецкого города хотели сдаться, но «шведский делегат» Фалькенберг им помешал – это привело к огромным жертвам. Фалькенберг был убит 20 мая 1631 года в начале штурма. Всего солдаты – католики, в первую очередь австрийцы и чехи, зверски вырезали в Магдебурге 30000 немцев – протестантов.

Читаем в книге европейского историка 19-го века Йегера:

Оскар Йегер «Всемирная история»:

«Падение Магдебурга. Именно в это время жестокий удар был нанесен протестантам. Уже с начала года Паппенгейм блокировал г. Магдебург, который, вспоминая свою славную оборону в прошлом веке, решился и теперь отстоять свою независимость. С таким настроением город вошел в сношения с королем шведским, который в помощь горожанам прислал одного из своих офицеров, Дитриха фон Фалькенберга, человека очень энергичного.
В апреле под стенами города появился сам Тилли, и началась настоящая осада. Густав Адольф надеялся на то, что город продержится до того момента, когда он будет в состоянии оказать ему помощь, не слишком ослабляя свои главные силы. А между тем Фалькенберг ободрял и горожан, и городской совет именно уверениями в том, что шведская помощь должна вскоре появиться. Но осаждающие видимо делали успехи и 19 мая решились даже идти на приступ. Беспощадная битва завязалась у северных ворот города, где храбрый Фалькенберг пал одним из первых. Враги ворвались в город и учинили в нем такое страшное кровопролитие, предались такому неистовому грабежу, что доведенные до отчаяния граждане сами подожги город и многие из них сами погибли под его горящими развалинами. «Со времени падения Трои и разрушения Иерусалима, – так докладывал Тилли императору, – еще не видано было такого разрушения», – и выразил свою радость по поводу того, что этот город, оплот протестантизма, вступивший в союз с врагом государства, подвергся заслуженной (да еще какой!) каре.»

Российский историк несколько приглушил размеры катастрофы Магдебурга.

А. Прокопьев «Германия в эпоху религиозного раскола. 1555-1648.», СПб, СПГУ, 2008:

«Магдебург, дотла сожженный и потерявший почти всех своих жителей (30 тыс.) в 1631 г., может служить, пожалуй, самым скорбным примером. Однако он все же являл исключительный по драматизму случай. Многим городам удалось выйти из войны с меньшими потерями, а некоторые, как Франкфурт-на-Майне, Гамбург или Бремен, смогли даже оживить свою экономическую деятельность.»