Новое платье

Людмила Салагаева
На материке макушку лета празднуют, а на Остров оно только прорвалось: в открытое окно вливаются тонкие ароматы сладкого клевера, иван-чая, душицы и разогретых на солнце березовых листьев.
Десять лет назад оставленная стройка напротив окон моего дома с кучами земли покрылась молодой березовой порослью и украсилась полевыми цветами. Медовый запах разбудил воображение: я представила себя в новом пестром платье… бабочкой.

В этот счастливый момент и обрушился прицельный огонь невидимого снайпера. Случалось, ли вам быть обруганным не по делу? И каково это? По-разному, скажете вы.

"Обида, растерянность, стыд преследовали меня даже во сне. Маме твоей в ту пору было тридцать лет, мы были близки, но я боялась, что проблема может захватить ее раньше времени.  Не буди лихо, пока оно тихо. А ты, Яночка, еще так мала, что столкнешься с ней нескоро и, может, жизнь к тому времени изменится.

Не сегодня она появилась и вряд ли скоро исчезнет. Поэтому и решила отправить тебе письмо в будущее, когда твои взаимоотношения с другими людьми подчинятся ее скрытому механизму.
У меня сжимается сердце, когда я думаю, что однажды ты, мое самое дорогое на свете существо, так же неожиданно и внезапно увязнешь, как случилось со мной.

 Можно бы перетерпеть эту абсурдность под названием бальзаковский возраст - все терпят. Тем более, что я впервые с ним столкнулась впрямую только сейчас.  Исчезла радость, пропала сила, навалилась тяжесть. Стремление к справедливости, осознанию конфликта не давало покоя.

Как собака до последнего вздоха чувствует запах, человек стремится к   счастью. Ждать вознаграждение за праведную жизнь в театре абсурда, значит никогда с ним не встретиться. Приходится добывать из того, что есть рядом.

Достаточно посмотреть на очередной небесный шедевр, глубоко вздохнуть    сладкий воздух и выпить утром стакан прозрачной воды, жизнь проявляется во всей красе, как только что распустившийся цветок. Даже такие действия позволяют жить с настроением. Обвинитель, свалившийся мне на голову, лишил способности чувствовать наслаждение от простых повседневных вещей.

На Прозе. ру принято писать на публикации отзывы или рецензии. У меня с этим было, можно сказать, благополучно. Сложилась небольшая   группа, разделяющая примерно одни и те же интересы. Мне было в этой компании хорошо и спокойно. Жизнь текла, принимая и удачные плоды трудов, и неудавшиеся опыты. Но оказалось, даже универсальный рецепт не всегда срабатывает.

Снайпер, послав пулю - свой фельетон под рубрику "рецензии"   исчез или сменил имя...  Слова "пожилая" и "перезрелая", можно сказать, украшали текст.
Старая калоша, Тортилла и Шапокляк, божий одуванчик встречались в глумливом тексте уже как поражающие средства.  Хамские оскорбления и всевозможные домыслы вызывали ответные возмущенные чувства.
Например, что использую сайт вроде променада с такими же престарелыми, облезлыми болонками. О публикациях, их недостатках, хотя бы поверхностно - ни слова.

Проглядывала крайняя нужда человека в важной для него ценности. Что-то в прочитанном завело, вызвало ярость столь бешеную, что, может быть, лишь виртуальная среда спасла его от проступка. В реальности такие вспышки с помощью какого-нибудь кухонного ножа могут стоить человеку жизни.

Обличительная тирада, начиненная якобы моими личными качествами с упором, издевкой и обыгрыванием "замшелого" возраста содержала особые ударные моменты, чтобы   унизить, извести, изничтожить, пожилых по личному усмотрению автора. Словесные оскорбления, отличались изобретательным словом, куражливыми выкрутасами.

Некоторое время мысли о правомерности подобного выпада в среде творческих людей удерживали меня от ответа. Грубые сравнения, оскорбления, как прорвавшаяся вода - все больше топила, лишала уверенности. Обида взяла свое.  Впервые сама мысль о сочинительстве вызывала раздражение.


Непонятная ситуация заставила затаиться. Я продержалась довольно долго - делала вид, что автор ошибся, скоро извинится, и все уладится.  Жалко только сам текст не сохранила. От стыда, что кто-то прочтет ЭТО, я в первый же день его уничтожила. Старалась не вспоминать отзыв. Однако долго играть с собой в прятки не получилось. Вдобавок привязалась какая - то хворь.


Обсуждая с провизором набор лекарств, я отклонила одно из них. И тут прозвучала фраза, сказанная вызывающе грубовато: "Женщины Вашего возраста всегда настаивают на своем".  Видно действительно что-то неладно у меня с моим возрастом.

Изменения до сих пор наблюдала, примерно так, как в детстве мама следила за созреванием огурцов в парнике: ах- ха, вот проявилась еще одна морщинка. Надо бы купить антивозрастной крем...В публикациях на Прозе. ру, много упоминаний о " возрасте бабушки", к которому я себя относила, да и фото, удостоверяющие его, вполне правдивы. Что же незнакомому автору от меня надо? Зачем было тратить столько "красноречия"?

 
Автор меня костерит, старой куклой называет - из моего же рассказа, не за бездарность и скверный слог - за возраст!
Что в нем было событием и могло косвенно спровоцировать скандалиста?

Возраст определяется не числом прожитых лет, охраняемых частоколом опыта.  Возраст - это состояние души. Моя бабушка была сразу и старой, и молодой: радовалась каждому цветку, плясала вместе с детьми под радугой. Но и служила для односельчан безотказной жилеткой, такой, что и тайны можно поведать и дельный совет получить, жила без оглядки на время.

Виконтесса Эглемон - героиня романа "Тридцатилетняя женщина" Бальзака внезапно объединила нас крепким сестринским чувством. Вместе с писателем мне было жаль так быстро уходящих в забвение женщин в самом расцвете красоты, накопивших жизненный опыт и мудрость. Но таковы были установки в обществе.

Дорогая моя Яночка, поймала себя на том, что оправдываюсь и надеюсь вызвать жалость у оппонента, расположить его. Это и есть устойчивые проявления бальзаковского возраста, сформированные и впечатанные вроде чипа, обеспечивающих женское послушание обществу, мужчине, семье. Постарайся прожить так, чтобы понимая эту ситуацию, не думать о мщении.

За свою продуктивную жизнь я переделала уйму всего: заботилась о родителях, училась вместе с дочкой в школе, переживала трудную роль жены, не раз ремонтировала своими руками квартиру, перенесла операции... И в пятьдесят лет, по наступлении пенсионного возраста сама, без намеков закончила карьеру, простилась навсегда с телеэкраном.  Для этого потребовалась немалая решимость.

Бальзаковский возраст в наше время занял позицию на отметке 50, время выхода на пенсию. Но на самом деле он бесчинствует на тех же границах, что и двести лет назад, когда вы приходите наниматься на работу. Так что стоит ли так обижаться на избравшего меня своей мишенью? Его "права" узаконены принадлежностью сильному полу и закреплены на всех планах повседневной жизни.  Да и не так уж он безнадежен, если оказался на Прозу. Ру -  авось своего учителя встретит.

Лучшее время наступило для меня в 2012 году, когда я завела свою страничку на Прозе. Ру. Постепенно сложившийся круг друзей, поддержка первых опытов, их зрелые публикации и советы, отзывы на мои работы, наполнили жизнь новыми впечатлениями, смыслом.

И вот теперь я как будто сдулась, энергия покинула меня, день за днем как снежный ком ко мне липли все новые сложности и болезни. И чем больше овладевала растерянность, тем меньше я понимала, с чего начинать разматывать запутанный клубок.

Шумело, пело, чирикало, заливалось руладами, благоухало запахами леса неповторимое лето, а я, вжившись в образ, мерзла, куталась во флисовый халат, и все равно мерзла. Таблетки и процедуры через каждые три часа. Плохие анализы. Вопрос врача с издевкой: "Вы действительно пьете все, что назначено, или лечитесь в воображении? - не на шутку испугал.

И уже нервничая, не сдерживаясь, я стала искать, что в моей жизни не так. Стоило закрыть глаза и почувствовать ответственность, как возник монитор с бесконечно бегущими буквами. Куда уж понятней - уклоняться дальше от серьезной работы над текстами, полагаясь на вдохновение, сулит новые испытания.

В один из дней, пересиливая равнодушие, приготовила травяной чай, открыла айпад. Долго и рассеянно смотрена на монитор, пока рука сама кликнула коллективную новогоднюю фотографию любимых авторов.
Вот что мне было нужно! Нахлынувшая   радость подобна водопаду света. 

С каждым связывала ниточка возможной встречи: дорогая моей душе Валентина долго жила на Диксоне, где приходилось бывать и мне.  Мы храним совершенной особый мир, ставший частью нашей судьбы. Я погладила ее по щеке и попросила не оставлять меня.

Для Алекса Норильск родная суровая земля и зона Сталкера. Уроки, полученные за три года моей жизни в Норильске, просто невозможно усвоить в другом месте и в другом времени. Разве забудешь этот город на сваях и его свирепые пурги накрепко скреплявшие льдом ресницы, так что невозможно открыть глаза. А человеческие кости вдоль узкоколейки Норильск - Дудинка как будто вышедшие погреться на летнем солнышке?!  Каждому, кто видел их и поклонился, пришлось пережить настоящее потрясение.

Жаль, что мы не встретились с тобой, Марина, в реальном мире. Общая беда сблизила нас настолько, что я считаю тебя подругой. На меня очень повлияло твое воображение и духовная сила. Каждый стих, такой как этот:

Сколько глаз - столько окон
В иные миры.
Вселенная вьёт свой кокон
Из нитей тонкой игры. -

каждое философское эссе вошло в мою жизнь, стало через тебя и моим окном в мир.

Александр, Ваша деликатность помогла мне пережить трудный момент вхождения в незнакомое сообщество. И до сегодняшнего дня я жду Вашего
Слова с волнением, с полным доверием.

А вот и Зиновьич!  Ты, пишущий на грани фола, не ведающий никакого редактора над собой, чувствующий любую фальшь, ты так бережно читал мои рассказы и находил для них неповторимые слова! Всегда помню твою доброту.

Даже в ПОЖИЛОМ возрасте человеку надобны поощрение и поддержка. Независимая от возраста, неподражаемая Оксана подарила искренние, теплые отзывы на мои не столь уж примечательные публикации, окрыляла надеждой, что могу писать лучше.  Если честно, то Оксана для меня, взрослой тети - живая натуральная волшебница, которую я жду не дождусь!


Никогда и никто за всю жизнь не называл меня ласковым именем Людинька. Спасибо, Светлана!  Сурово сложившиеся существование только в конце расщедрилась на подарки, необходимые в свое время.
Но и сейчас радостно и сладко слышать душевность. Как вы угадали нужность эту, нежность...
 
Яна, оказалось, у меня немало друзей, способных подарить время, внимание, дружелюбие. Представь, Рая готова была показать мне все красоты горной республики, рассказать о поэтах. Ее зарисовки пробирают до мурашек. Как бы я хотела обнять ее.

Есть автор, стихи которого удивляют красотой и искренностью эмоций, когда развивается мысль. Сергей поражает смелостью приемов. И то, что другие нередко считают абсурдом, я вижу - для него способ рассказывать о том, что он чувствует без оглядки на внутреннего цензора.

Ксана ночными звонками, заботой о моем здоровье разрушила ту дистанцию, которая обычно устанавливается обыкновенно между знакомыми. Перед её заботливыми объятьями я в неоплатном долгу.  Добрейшая душа!

Сдержанная мужская поддержка даже незначительных достижений на протяжении нескольких лет стимулирует помнить о внимательном искушенном восприятии дорогого Автора. Стараюсь, Владимир!

Стихи Анатолия, какое бы не было у меня настроение, приводят в состояние равновесия и гармонии.

Настоящее сокровище - внимание Георгия. Умный, чуткий, философ и поэт всякий раз находит слова, сопоставимые с чудесами заклинания. Остается поверить им и трудность преодолена.
    
      А нужно Глафире немного:
      Цветочек аленький в руке,
      Звезду небесную потрогать
      И алый парус вдалеке...

Ну и еще вовремя вскопать, и посадить огород, между грядок сочинить роман с прицелом на Пулитцеровскую премию, да… не забыть остановить запуск очередной укрокорейской ракеты. А борщ, про борщ забыла!
"Мужик с работы придет, че исть будет"?

Глаша, откуда Вы взялись в моей жизни - радость и удивление?

Яна - это не все мои друзья. Еще есть Незнакомый Читатель, обладающий особой чуткостью - появляться именно в тот момент, когда необходимо его присутствие и поддержка. Это он помогал преодолевать робость публикации новых работ и читал наиболее удачные вещи.

Но дело не в их количестве. Они накопили духовный багаж. Вот что привлекает меня. Да не дай Бог обмануть их ожидания, утратить интерес. Трудная работа со словом научила их отличать физическое состояние от истинной молодости духа. Конечно, важно быть укорененным в своей среде, жить интересами группы, которой как видно, поклоняется незваный гость.

Но чтобы удержать равновесие необходимо общаться с духовным источником внутри себя, с природой, с теми, кто привык делиться нажитым. С идущими вслед. Глядя на их с светлые лица, я радуюсь -  каждый из них в свое время пришел, чтобы протянуть руку для знакомства. Сегодня, если понадобится, каждая может стать мне рукой помощи.

Надо отпраздновать выздоровление! Для этого лучший способ для
женщины - купить новое платье."

р. s.  На фото твоя бедовая бабушка бальзаковского возраста.