Новое Богословие. Г. У. фон Бальтазар

Тина Гай 2
Современное богословие развивается семимильными шагами, но это - про запад: католиков и протестантов. Читать и понимать богословов XX и XXI века очень сложно, потому что они оперируют огромным багажом знаний в области теологии, философии, патристике, языкознании и многом другом, о чем мало кто имеет представление, не говоря уже о том, чтобы все это освоить и понять.


В России богословие получило официальный статус науки с правом защиты диссертаций в ВАКе только в 2016 году, а преподавание богословия ограничивается узким кругом специализированных учебных заведений, а западное богословие, имеющее многовековую историю, очень развито и, несмотря на сложность языка новых богословов, именно у них многие, в том числе и я, находят ответы на вопросы, от которых большинство православных священников просто отмахивается.


Привлекает в новом богословии стремление по-новому посмотреть на старые вопросы и сформулировать ответы, понятные современному человеку, который не всегда готов принять церковь, но искренне стремится узнать о вере и христианстве как можно больше.


Я уже писала о богословии Рено Генона, Дитриха Бонхёффера, Симоны Вейль, а сегодня представляю выдающегося католического богослова Г.У. фон Бальтазара. Он не отрицает установившихся и закрепленных на Вселенских Соборах догматов, но переосмысливает их по-новому, открывая в них те стороны, которые пропадали в тени установившихся толкований и интерпретаций.


Особенно важно то, что Бальтазар раскрывает свои переживания на языке, понятном современному образованному человеку, мировоззрение которого далеко ушло от средневекового мышления и даже от XIX века.


Он не повторяет старые смыслы и мифы, а открывает новые, не демифологизирует догматы, а делает их более доступными для современников. Для представления о богословии Бальтазара приведу два его рассуждения: о святости в Церкви и о сошествии Спасителя во ад.


Святые в истории Церкви


Канонизация святых в разных ликах происходит по-разному, иногда по чисто политическим соображениям, иногда, по тем же причинам, не происходит.  Достаточно вспомнить историю канонизации царственных страстотерпцев, или историю причисления к лику святых Матери Марии (Скобцовой), канонизированной Константинопольским патриархатом, но не Московским.


Понятие святости вообще очень сложно, т.к. святой вовсе не значит безгрешный и примеров тому - много. Но главное, каждый святой, официально признанный или неофициально почитаемый, всегда прорывается к истоку веры через личную встречу со Спасителем, живущему здесь и сейчас.


И в этой встрече каждый слышит призыв следовать Его путем. Вот здесь и наступает самое сложное: что значит «Следовать Его путем?» Ведь история Спасителя закончилась провалом. Над Ним откровенно глумились и приговорили к самой позорной смерти – через Распятие на Кресте.


Его ученики – разбежались, а потом и вовсе заперлись на ключ, боясь, что за ними придет стража. Спаситель хотел собрать свой народ и открыть им Высший смысл Завета с Богом, а народ Его возненавидел, Его последователи были гонимы и закончили жизнь неудачниками, приговоренными к смерти за свою веру.


Возникает вопрос: а зачем вообще существует в истории это сообщество лузеров и рабов, смиряющихся и терпящих все гонения, нищету, скорби и поношения? Недавно у меня в блоге разгорелся спор: следует ли кончать жизнь самоубийством или все-таки продолжать жить, несмотря ни на что и вопреки всему? А еще раньше возник вопрос, почему страдания и смирения в России считается благом?


Не лучше ли быть позитивщиками, стремясь к счастью, радости, благополучию и материальному достатку? Но удивительным образом в истории крушение святых превращается в их победу, отверженность – в признание, а унижения – в радость и почитание их людьми.


В числе таких юродивых оказываются Ксения Петербургская, Матрона Московская, Царственные страстотерпцы, уже упоминаемые Симона Вейль, Дитрих Бонхёффер и многие-многие другие. Перечисленные имена  – это только последние примеры святости и подражания Христу.


За вышеперечисленными вопросами и спорами легко узнается цитата известного философа об опиуме для народа. Стремясь избежать страданий и боли, люди начинают придавать слишком большое внимание материальным благам и безудержному потреблению, хотя известно, что никакие изменения в мире невозможны без поражений и Креста, без бескорыстной любви и искренней помощи.


Если же преобразования не предполагают Креста, то всё, рано или поздно, заканчивается очерствением сердца и разрушением внутренних смыслов, чему мы все являемся свидетелями. Церковь тоже не может стремиться к внешним успехам за счет избавления от Креста, потому что внешние благоукрашения без любви и внутреннего делания ни к чему хорошему не приведут.


И именно такие устремления чаще всего ставят в упрек нашей Церкви и священнослужителям. Здесь и стоит вспомнить о духе святости, действующем бескорыстно и только из любви к страждущим. Народ первым распознает истинную святость и отличает ее от показной. Поэтому не случайно, что одной из самых популярных святых стала только что канонизированная (четвертого сентября 2016 года) Мать Тереза Калькуттская.


Крестный Триднев


Одной из значимых в богословии Г.У. фон Бальтазара является книга «Пасхальная тайна», в которой он по-новому раскрывает догмат о крестной смерти Спасителя в Великую Пятницу, пребывании в аду в Великую субботу и Воскресении  в третий день.


В отличие от общепринятого толкования, что после сошествия во ад Христос начинает там активно действовать, Бальтазар считает это мифом, на что действительно есть основания, и показывает, что и в смерти Спаситель остается во всем  подобным человеку.


Христос в своей смерти так же пассивен и не способен к действию, как и все умершие, и пришел он к ним не проповедовать о Своем Торжестве и победе над смертью, а чтобы проявить с ними солидарность в богооставленности и одиночестве, которые он тоже переживает вместе с ними.


Его пребывание в аду, также как смерть на Кресте, является послушанием Богу-Отцу: "Не Моя, а Твоя воля". Введение Сына в царство мертвых - необходимый акт в деле спасения человека: Спаситель должен был увидеть и ощутить на себе весь ужас ада, как прежде ощутил ужас смерти. Только тогда Он, а вслед за ним и каждый человек,  мог созерцать сияние Божества Жизни.


Таким образом, согласно богословию Бальтазара, в аду действует не Бог-Сын, а Бог-Отец.  И в Воскресении тоже действует Отец, воскрешая Своего Сына. Бальтазар утверждает, что Христос переживает муки страданий не только в момент Распятия и смерти, но и после смерти.


Пребывание в смерти – низшая точка умаления Господа и Его вторая смерть – душевная. Поэтому-то все происходящее в Великую субботу является важным, и не с точки зрения торжества над смертью, а с точки зрения спасения человека.


Опыт смерти позволяет Спасителю по-другому ощутить Жизнь, а потом передать это человеку. Здесь в какой-то мере уместна аналогия с опытом переживших клиническую смерть, ощутивших пребывание по ту сторону жизни и потому воспринявших свое возвращение к жизни как  личное воскресение. Все имеющие такой опыт обязательно приходят к Богу.


Однажды у меня была возможность долго разговаривать с таким человеком. Она описывала свои переживания там и ощущения после возвращения. Для нее пребывание в аду было сплошным ужасом. После выздоровления она приняла крещение и круто изменила всю свою жизнь. Только пережив опыт смерти телесной и душевной, Иисус получает право судить смертных.


Так Бальтазар переосмысливает событие сошествия Иисуса Христа во ад, показывая иное его толкование. Такое богословие значительно ближе и понятнее современному человеку, чем представление о том, как Иисус проповедовал мертвым после сошествия во ад.


И в заключение, приведу слова выдающегося русского богослова В.Н.Лосского: «Лучше мыслить о Святой Троице, принимая на себя риск всегда возможных ошибок, чем только повторять священные формулы в ленивом и самодовольном безмыслии, оставаясь чуждым их содержанию и силе. Верность Преданию не инертна, а динамична. Без новых и новых усилий богословской мысли не может быть подлинной верности Преданию отцов Церкви».


Авторский блог
http://sotvori-sebia-sam.ru/bogoslovie/