17 мая 1930 года, в субботу, в Ленинградском ГАТОБ (Мариинка – Кировский) состоялась премьера оперы Владимира Дешевова «Лед и Сталь» по оригинальному либретто 38-летнего писателя Бориса Лавренева.
Мы не знаем – как звучала эта единственная опера Владимира Дешевова на премьере. Позднее она быстро легла на полку, ни в СССР, ни в России не ставилась. Несмотря на это, опера «Лед и Сталь» - выдающееся произведение музыкального авангарда и по фабуле и по действию и по музыке. Причина забвения оперы «Лед и Сталь» именно в ее концепции, которая не отражала уже сложившийся в общих чертах в СССР «культ вождя».
Либретто оперы передает события Кронштадтского мятежа 17 - 18 марта 1921 года, но не надо искать в опере Ленина, Сталина и их соратников, главное действующее лицо – большевистская, пролетарская и мятежная матросская МАССА.
В один 80-минутный акт, в 4 картины, в состоянии «потока действия» ГЛАВНЫМИ в опере выступают ВСЕ 40 ПЕРСОНАЖЕЙ, нет солистов, нет хора, нет арий, нет речитатива - полное равенство.
Единственное сквозное действующее лицо - комсомолка Муся – в последней картине проникает в стан врага (враги – те самые матросы, которые делали революцию в Октябре 17-го, которая и родила комсомол – т.е. Муся уничтожает революционеров), взрывает пороховой склад и себя вместе с ним.
В финале оперы марш большевиков усиливает впечатление абсурда – если юная комсомолка Муся погибла – ДЛЯ КОГО ЭТА ПОБЕДА?
Авангардное эпическое произведение - опера «Лед и Сталь» Владимира Дешевова - по уровню замысла не ниже «Броненосца» Эйзенштейна.
Но забыто – кто его поставит? Кто его зритель?