Регионы и города на дотации

Влад Жуков
В рамках предвыборной кампании, для обновления взаимоотношений федерального центра с регионами,  в администрации президента сформированы две команды специалистов готовящих альтернативные проекты. В первом предусмотрено изменить основы финансовых отношений, отменив региональные и местные налоги, направив их поступление непосредственно в Москву. А затем часть из них возвратить для потребностей региональных и местных органов власти. Таким образом, все средства будут аккумулироваться в Москве, что ослабит и без того незначительное влияние губернаторов, мэров на решение проблем при остром дефиците средств.
Во втором проекте, напротив, предложено снизить нормативы поступления налогов в Москву  с  нынешних 80 до 50 процентов, но при этом усилить надзорные функции за целевым использованием финансов на местах. Отчасти, главным мотивом является тот факт, что из-за дефицита средств в региональных и местных бюджетах их долги уже превысили 2 триллиона рублей. Едва хватает финансов на содержание чиновников и других бюджетников, то есть работников  системы образования, медицины и культуры.
В этом варианте проекта предполагается снять с провинции финансирование некоторых социальных программ, взвалив их на федеральный бюджет. Конечно, губернаторы за такой порядок взаимоотношений с Москвой, но вряд ли его поддержит президент и его кремлевская команда.
 Дело в том, что чиновникам федеральных ведомств выгодно,  чтобы гонцы и ходоки из провинции почаще наведывались в столицу за дотациями. Ведь в случае положительного решения вопроса часть средств от суммы субвенций в качестве «распила» или «отката» поступит на счета и московского и местного чиновников, причастных к позитивному разрешению проблемы. Эту порочную систему, на которой не один год кормятся коррупционеры и казнокрады по всей вертикали власти и которая отвечает своекорыстным интересам бюрократов, невозможно ликвидировать без политической воли президента. Поэтому децентрализация, подобно «потемкинской деревне», останется миражом, красивой декорацией для привлечения симпатий электората.
В федеральный бюджет страны поступает львиная доля налогов, в том числе с предприятий, расположенных в тех или иных регионах, в результате из 85 субъектов федерации 75 в течение длительного времени остаются дотационными. Их долги превысили 2 триллиона рублей. Чтобы получить субвенции на покрытие дефицита региональных и местных бюджетов главы республик, губернаторы вынуждены постоянно обращаться в администрацию президента, Госдуму, правительство, в профильные министерства с просьбами о дотациях. И, если в центральных структурах власти нет «своих людей», лоббистов, то  все потуги окажутся тщетными.
О назревшей проблеме упорядочения отношений центра и регионов в сфере налогов громко заявил президент Республики Татарстан Рустам Мининханов, сообщивший о том, что республика перечислила в федеральный бюджет 3 миллиарда рублей (почти 400 млн. евро), а получила в качестве дотаций лишь 600 миллионов, то есть в 5 раз меньше. В отместку за претензии Центральный банк России не без влияния руководства страны обанкротил второй в республике по значимости Татфондбанк, что вызвало протесты обманутых вкладчиков на митингах. Тем самым, Рустаму Мининханову, который в отличие от глав республик имеет статус президента, дали понять, кто в стране хозяин и следует быть осторожным в публичных высказываниях. Вместо решения проблемы Путин наградил его орденом Александра Невского. Как говорят, подсластил пилюлю. Если Татарстан, другие республики и регионы превращены в «дойных коров», то есть у них волевым способом центр  изымает  львиную долю прибыли, то  бюджет Чеченской республики на 82 процента финансируется из федерального бюджета. Из-за того, что там дислоцируется откормленная «пехота Путина», которого Кадыров желает видеть «пожизненным президентом» и готов силой обеспечить его режим, республика находится на особом привилегированном положении. Не случайно ее называют «суверенным государством в российском государстве». А некоторые политологи, исходя из степени влияния Чечни, называют Россию ее составной частью. Если во времена самодержавия окраины России платили дань Москве, то теперь Кремль за лояльность Кадырова  ежегодно выплачивает дань Чечне, а точнее, его султанату.
В аналогичной ситуации с отчислениями налогов  центру Москва, Санкт-Петербург и другие экономически прибыльные города и регионы. Минниханов, как его предшественник на посту главы Татарстана Минтимер Шаймиев в оппозиции  к президенту не замечены, так они в 2014 году после присоединения Крымского полуострова к России, выполняли деликатное поручение В. Путина в переговорах с лидером меджлиса крымских татар Мустафой Джемилевым о сотрудничестве и прекращении борьбы (тот  остался непреклонным), но и они недовольны налоговой политикой  центра в отношении регионов. А лидер либерал-демократов Владимир Жириновский постоянно заявляет: «Хватит кормить кавказские республики, Чечню, Ингушетию, Дагестан и другие». Конфликт относительно финансирования между центром и регионами России, особенно ее кавказскими республиками,неизбежен.