Ничто. Продолжение 16

Машка25
- Ты видишь, что творится? - прямо с порога возмутилась Зоя Ивановна и обняла Машку, - трещит общежитие по швам, народу много, новые приехали. Ну, рассказывай, как у тебя дела-то? Всё благополучно? Отработала?
- Всё в порядке, - сказала Маша, - а Ольга приехала?
- Приехала, приехала твоя Ольга, растолстела, не то,  что ты, - с укоризной отметила  женщина, - иди, отдыхай, скоро уже на занятия.
 
   В комнате всё было, как и прежде. Ольга спала. Пахло колбасой и еще чем-то непонятным. Машка осторожно открыла окно. Начал моросить дождь.
Она присела на кровать. Ей было как-то грустно, тоскливо, что-то  происходило в душе, было какое-то смятение, появившееся неожиданно и охватившее её. Нечем было прикрыться, нечем было объяснить. Машка рухнула на подушку, сжала её руками. "Не плакать, не плакать,"- настоятельно требовал голос изнутри, - всё хорошо, всё  замечательно".
- Привет, подружка! - подала голос Ольга.

  Начался учебный год. Ещё один... с дождями, ветрами, зимой и холодом.
У дверей стоял Ян. Он был обеспокоен чем-то, Но, когда увидел Машку, видимо, всё отошло на последний план.
- Привет, когда приехала? - улыбнулся он.
- Привет, а я никуда и не уезжала.
- Как? Я приходил в общежитие, мне сказали...
- Меня там  не было,  я работала.
- Как работала? Почему работала? Где работала? - Яна как-будто завели.
- Так получилось, - чуть приподняв плечи, сказала Машка.
- Так ты хочешь  сказать, что всё это время ты была  здесь, в городе?
- Да, была здесь.
  Ян повернулся и несколько раз ударил кулаком об стену.
- Что ты делаешь? Больно ведь, - сказала Машка.
- Вот, где мне больно, вот, - сказал он, ударяя себя по левой части груди, - больно, понимаешь?
  Машке захотелось провалиться куда-нибудь, чтоб не видеть и не слышать всего этого. Она не знала, что ответить, как среагировать. Ей стало  стыдно. Впервые в жизни она причиняла  человеку боль. Она понимала его, как никто другой. Каждая её клеточка помнила эту боль, пронизывающую до костей и не дающую дышать, как, если бы в легких застрял острый нож. Ей было стыдно и горько от сознания своей беспомощности что-либо  изменить.Чтобы как-то разрядить нависшее молчание, она сказала:
- Хочешь мне помочь?
Он выпрямился и посмотрел ей в глаза.
- Говори.
- Может, кому-нибудь нужны будут курсовые, рефераты или ещё что, ты скажи, что я могу написать. Хорошо?
Ян внимательно посмотрел на Машку, почесал указательным пальцем у виска.
- Хорошо.  Сделаю.

 Запахло осенью, запахло дождями. Люди не успели насладиться теплом, солнцем, а  небо уже  потемнело. Ветер прилетал с Балтики, приносил её особый запах:  запах рыбацких лодок, рыбьей чешуи и ночных костров, запах, окрашенный  оттенками  воды. Иногда он был зеленым, иногда желтым, а иногда, просто синим, как небо.
- Сегодня ветер зеленого цвета, - утром, выглядывая из окна, говорила Маша.
- Мне бы твои заботы, - наводя марафет, усмехалась Ольга.

Ян сдержал обещание. У Машки появилась работа. После занятий она шла в читалку, сидела там допоздна, писала. А вечером  вязала шарфы, варежки, шапочки  -  всё, что просили девочки. Она была рада, что смогла кое-что добавить к заработанным деньгам.  Главное - купить билет. Она увидит бабушку, она прижмется к ней и почувствует её тепло. Сердце сжалось от радости, от предвкушения скорой встречи.
  В последнее время Машке не нравилось её настроение. Она будто что-то скрывала.  На все вопросы отвечала однозначно: " Всё хорошо, всё в порядке". Машка терялась в догадках и не знала, что и думать.
  Время пролетело незаметно. Дожди зачастили, стало уже холодно.
  Как-то Маша возвращалась домой, сумерки сгустились. Недалеко от университета на скамейке кто-то сидел согнувшись. Но, услышав шаги, поднял голову. Машка подошла ближе. Это была старенькая бабушка, замотанная  в шаль. Она сидела, облокотившись на палку, поджав под скамейку ноги. Увидев Машу, она протянула руку и сказала:
- Помоги дочка, а бог поможет тебе.
Машка достала кошелек, вытряхнула с него всю мелочь и отдала старушке.
- Бабушка, может вам помочь? Хотите я вас проведу? - спросила она.
- Да нет, дочка, я ещё чуток посижу.
Машке стало нехорошо. Пройдя еще немного, присела на скамейку. Многих  нищих она видела за это время, многим подавала, как могла. Но  слова этой бабушки всколыхнули память. Она закрыла лицо руками.
  Машка училась в десятом классе. Бабушка как-то по случаю сказала:
- Бог поможет.
Обычно  Машка не обращала внимания на то, что бабушка всегда обращалась к богу, надеялась на него, верила. А тут её  просто взорвало, перевернуло с ног на голову.
- Бог? Какой бог, ба? Где он, этот бог? Почему он прячется от людей? Знаешь? Нет. А я догадалась. Ему просто стыдно.
- Замолчи, - повысила голос бабушка.
- А знаешь почему стыдно? Потому что он, как говорят, создал людей, считается отцом. А разве отец не должен заботиться о своих детях? Он не может остановить войны, кровопролития, братоубийства. Дети, родившись, ещё не успев увидеть свет, умирают. Сотни тысяч людей умирают от жажды и голода, блуждая по помойкам. Ты сама слышала по телевизору: женщина, сидевшая у кровати больного ребёнка, денно и нощно молилась, просила милосердия, просила спасения, обещала до конца жизни стоять на коленях, лишь бы ребёнок выжил. А утром своими руками закрыла ему глаза. Почему же он не помог? Где мои родители? Почему он забрал их у меня? Что они плохого сделали в жизни? И меня, трёхлетнего ребенка оставил без самого дорогого в жизни, а ещё расписался на лице, чтоб никогда не забывала. Вот кто, твой бог. Не верю.
  Бабушка стояла, обхватив подбородок пятерней.
- Кому же ты веришь, дурёха? - спросила наконец она
- Я верю солнцу, которое восходит каждое утро и дарит людям свет, я верю небу  и всему, что выше. Там покой, там тишина, там свобода. Там нет крови.Я верю природе. Она, как мать  заботится о своих детях и прощает им всё. За зимними холодами посылает весеннее тепло, за весной - жаркое лето, чтоб люди отдохнули, а потом и осень, чтоб насладились красотой её увядания. Вот чему я верю. А вот этому не верю.
  Машка сняла с шеи крестик и положила перед бабушкой.
- Надень, сейчас  же, - строго сказала бабушка.
- Зачем он мне?
- Ради меня надень.
- Слово какое подобрала - ради, - сказала Маша и повесила крестик на шею.

  Вот только сейчас Машка поняла, что её так взволновало в словах старушки. Ведь в ту минуту она больше поверила в Машкину помощь, чем в помощь бога. В этом и была вся отгадка.
   Начался дождь. Машка встала и медленно пошла домой.

   
             Продолжение следует.