Харви

Рита Форд
За окном льёт как из ведра дождь. Это спутник, неотъемлемая часть урагана Харви, который обрушился в этом сезоне ураганов 2017- ого года на побережье штата Техас в Соединённых Штатах Америки. Я живу в соседнем с Техасом штате – в штате Луизиана. Каждый год, ситуация с ураганами напоминает мне некую игру в рулетку: ураган может ударить сюда или туда, под прицелом может оказаться то один штат, то другой, а то сразу несколько и одному Богу известно, как оно на самом деле случится. Сезон ураганов длится шесть месяцев в году, а его пик приходится на сентябрь месяц.

Да, надо признать, люди понемногу научились строить прогнозы относительно ураганов. Не всегда они в полной мере оправдываются, но всё же прогресс есть. Надо отдать этому должное.

Я живу на Юге США, поэтому тема сезонных ураганов меня, понятное дело, волнует. Помню, как я была сильно удивлена, когда узнала, что в наше время людьми используются самолёты-разведчики, которые летают в ураганы и что самое невероятное, что эти самолёты пилотируются живыми людьми, лётчиками. Такие самолёты показывают на схематичных изображениях в виде значков-самолётиков и мы, телезрители можем их видеть на экранах телевизоров по каналу о погоде. Зачастую значок-самолётик изображён прямо в центре урагана, в так называемом «глазу» или в «оке» урагана, которое располагается в центре урагана. Каждый раз, когда я вижу на экране телевизора схему урагана с изображение значка-самолётика у меня захватывает дух, ведь где-то там сейчас в это время, когда я вижу нарисованный на компьютере значок маленького самолётика самый настоящий лётчик ведёт самый настоящий самолёт-разведчик в самый настоящий ураган, в его «око». Невероятно! Я не могу представить работу такого лётчика, как будничную. Для меня это – невероятный смельчак, храбрец, герой. Может быть, лётчики, которые летают в ураганы подобно альпинистам, которые бывают разного уровня профессионализма (кто-то взял Эверест, а кто-то всего лишь Эльбрус) точно так же различаются между собой уровнем мастерства в своей профессии. Только у них различия возникают в результате статистики, в ураганы какой категории им пришлось вести их самолёты. Я не знаю об этом ничего, могу только догадываться и предполагать.

Несмотря на возможности человека наблюдать за ураганами из космоса, однако потребности в самолётах-разведчиках, измеряющих скорость ветра урагана и многие другие параметры по всей видимости есть, без них не обойтись.

Урагану Харви, потоки дождя которого я могу наблюдать прямо сейчас за моим окном была присвоена четвёртая категория по пятибальной системе отсчёта. Ох и натворил он дел на побережье Техаса! Я ничего не могу с собой поделать и смотрю почти постоянно, что творится там, где он промчался и там, где он «притормозил» и теперь медленно-медленно ползёт в известном только ему и Богу направлении. Что значит «смотрю»? Это значит я рассматриваю по телевизору снимки урагана с космической станции и всевозможные рисунки-схемы, выполненные человеком на компьютере, а также живые включения с мест происшествий. В реальности я могу слышать дождь Харви, при желании выйти на улицу и ощутить его. До сегодняшнего дня влажность воздуха была 100 процентов даже в отсутствие дождя. Ощущение такое, что находишься в воде. Болела голова.  А сегодня льёт проливной дождь.
 
Харви принёс беду и тогда, когда он был в стадии урагана четвёртой категории, разрушив многое просто в щепки, и сейчас, когда он спокойно и медленно перемещается по морю и по суше, заливая поверхность земли и воды своими обильными дождями и заявляя о себе во всю мощь своими многочисленными торнадо. Глядишь, двигался бы Харви побыстрее, то и не пролилось бы на Хьюстон такое небывалое количество дождя. У метеорологов в компьютерной программе, обслуживающей канал погоды, даже не было до сих пор задумано место в шкале выпадаемых осадков для того количества дождя, которое выпало на побережье Техаса во время Харви урагана и Харви тропического циклона. Они спешно ввели новый показатель для этой шкалы. Харви прямо сейчас вносит коррективы в статистику ураганов США.

Канал о погоде по обыкновению вещает круглосуточно, львиная доля эфирного времени в данное время, разумеется, посвящена хронике событий, связанных с Харви, о разрушениях на побережье Техаса в городе Корпус Кристи и некоторых других, которым выпала тяжкая доля оказаться на пути главного удара Харви, катастрофическому наводнению в многомиллионном городе Хьюстоне и его окрестностях. Сейчас в репортажах метеорологов на канале о погоде всё чаще звучат места и названия населённых пунктов моей Луизианы. Сила урагана стихла, нет ветра, присущего урагану четвёртой категории, он теперь превратился в тропический шторм и заливает всё на своём пути потоками дождя. Кому-то выпала горькая доля познать силу шквального ветра урагана, а кому-то приходится сейчас выживать в условиях катастрофического наводнения. Прогнозировать ураганы и наводнения человек учится, конечно. Но как же беспомощен человек перед лицом грозных природных стихий…

В местечке, где я живу у нас есть две семьи, которые перебрались в эти места, купили участки, построили дома и обосновались именно после того, как они пережили самый ужасный в истории Соединённых Штатов ураган Катрину. Удар Катрины в 2005-ом году (тот был наивысшей пятой категории) пришёлся на побережье штатов Луизианы, Миссисипи и Алабамы. Тогда в 2005-ом году я смотрела репортаж о Катрине, находясь в моём Санкт-Петербурге. В то время я не могла знать, что когда-то я окажусь в Луизиане и что это будет для меня пристанищем для жизни в моей новой стране. А семьи двух моих соседей пережили ужасы, связанные с Катриной в реальности, живя недалеко от побережья Мексиканского залива в городе Лэйк Чарльз. Сейчас, кстати, бедному Лэйк Чарльзу снова здорово достаётся от Харви. Я живу в ста восьмидесяти милях от побережья и то нам 28 августа на домашний телефон пришло сообщение от местных властей, предупреждающее о возможном наводнении, связанном с Харви, а в течение всего дня с экрана телевизора передавались громкие звуковые сигналы и текст, информирующие о наводнении в нашем пэрише (графстве).

Теперь, живя в Луизиане на протяжении десяти лет, я смотрю телевизионные репортажи об ураганах в Западном полушарии Земли регулярно, ведь они не где-то там за океаном, а здесь рядом около меня. И мне на сегодняшний день довелось даже услышать рассказ очевидцев, двух моих соседей, познавших ужасную стихию в виде урагана Катрины. Лорейн, так зовут мою соседку, даже по прошествии двух лет после Катрины в 2007-ом году, когда мы с ней заговорили об этом ужасном урагане и её личном опыте выживания в период Катрины не могла об этом говорить спокойно, без слёз. Жизнь её и её семьи висела на волоске, такое не забудешь никогда и о таком рассказать, я понимаю это, очень сложно, а охарактеризовать своё состояние, судя по рассказу соседки, можно просто – достаточно сказать  о том, что страх завладевает всем твоим существом.

Страх. Я могу это представить. Мне это понятно. Но многие другие вещи, которые случаются прямо сейчас и которые я вижу, благодаря телевизионным репортажам я не понимаю. Я не понимаю, как некоторые люди ведут себя безрассудно, рискуют своей жизнью по глупости в столь опасных ситуациях, опасней которых уже и на свете не бывает. Получается, что пилоты самолётов-разведчиков, летают в ураган, проявляя мужество и героизм, зная, что приносят этим пользу людям, вооружая их столь необходимой информацией, а кто-то ведёт себя так, как будто и нет никакой угрозы для жизни, нет никакого наводнения, нет никакого урагана, нет никакого тропического шторма с проливными дождями, нет многочисленных торнадо. Врезались в память кадры о человеке в костюме с доской для сёрфинга на побережье Техаса уже после того, как Харви вот-вот должен был обрушиться на сушу, проявлял себя взволновавшимися волнами в заливе и потемневшим грозным небом. Этот любитель сёрфинга, получается поймал удачный момент с большими волнами? Это ли не безрассудство? Кто-то не делал ничего, что обычно предписывается делать людям в зоне возможного бедствия урагана: не запасался водой, едой, бензином, не эвакуировался своим ходом и тому подобное – в общем, ничего для того, чтобы пережить ураган. Бережёного Бог бережёт. В этой поговорке, на мой взгляд, настоящая народная мудрость.

Меня лично ураган Харви слава Богу коснулся чуть-чуть, самую малость, слегка. Мы с моим мужем находились на острове Галвестон, что находится поблизости от Хьюстона и входит в состав Техаса. 22-ого августа я плескалась в барашках волн Мексиканского залива, радовалась свиданию с морем. Вечером мы ходили ужинать в ресторан ”Bubba Gamp” , чтобы покушать свежевыловленные из залива креветки, приготовленные четырьмя способами из списка героя фильма «Форест Гамп», которого звали Бабба. “Bubba Gamp” в Галвестоне расположен на пирсе, далеко уходящем в залив, на котором находится комплекс развлечений, включающий в себя карусели, американские горки и тому подобные вещи. Очень примечательное место.

На следующий день 23-его августа мы были в океанариуме, в стерео кинотеатрах 3D и 4D форматов, в зоопарке и ботаническом саду, расположенных в одном месте – в «Муди Гарденс». После посещения зоопарка, который, кстати, задуман, как одно целое вместе с ботаническим садом мне особенно запомнились милые и забавные пингвины. Настолько они были артистичными, весёлыми и трогательными.
 
Вечером мы пошли с мужем наслаждаться островной жизнью, которая может в частности проявляться и в том, чтобы покушать свежевыловленных устриц. У ресторанчика в даунтауне Галвестона, который мы выбрали за его морское меню и название было морское тоже – «Чёрная жемчужина».
 
В последний день нашего пребывания в Галвестоне 24-ого августа мы с мужем собирались посетить действующее парусное судно «Элиса» и музей, посвящённый ураганам, где есть линейка с отметками уровня воды самых сильных ураганов из истории острова Галвестона и города Галвестона, который собственно занимает собой весь остров. Кстати, один из ураганов в прошлом решил судьбу города Галвестона очень круто. Он разметал очень многое, что было в этом городе по ветру, так что от города мало что уцелело, что и изменило в корне судьбу некогда процветающего города Соединённых Штатов Америки. А до этого несчастья Галвестон был финансовой столицей страны, как Нью-Йорк сейчас и именно в порт Галвестона прибывали все новички-эмигранты в Америку.

До сих пор немного корю себя за оплошность. По привычке путешественника я распечатала прогноз погоды, который предвещал солнечную погоду на три дня нашего пребывания на Галвестоне, а посмотреть канал о погоде не догадалась. Если бы я это сделала, то возможно, уже знала бы о формирующемся Харви и не затеяла бы поездку в Галвестон. Хорошо, что нам удалось исправить оплошность. Утром 24-ого августа, посмотрев по телевидению тревожные прогнозы о формирующемся урагане, который по подсчётам учёных будет продвигаться как раз в сторону побережья Техаса, где мы и находились, мы приняли решение срочно покинуть Галвестон и отправиться назад домой в Луизиану. В Галвестоне накрапывал несильный дождичек, небо было пасмурное. Но как только остров Галвестон остался позади, как только мы миновали Хьюстон, то по дороге домой нам всё время светило солнце, и всё было на вид спокойно, если не учитывать, что вдоль дороги на протяжении всего пути щиты с электронными надписями призывали наполнить баки бензином в связи с надвигающимся ураганом.
 
Весь наш путь от Галвестона до дома занял 4 часа, поэтому к полудню мы были уже дома. А уже вечером этого же дня 24-ого августа по телевизионному каналу о погоде начался «сериал» из разряда фильмов-ужасов. Мы, конечно, были очень рады, что мы дома, что нам не грозит никакая опасность, связанная с ураганом, который, как и положено урагану, очень быстро проявил свой характер, свой норов и показал, на что он способен. Поэтому весьма скоро мы узнали, что ураган, от которого мы «убежали так, что пятки сверкали» оказался очень серьёзным ураганом и его действия очень быстро по времени свершения приведут к катастрофе национального масштаба.
 
Не могу объяснить почему, но весь ужас происходящего в эти дни от урагана Харви наиболее сильно почувствовался почему-то именно тогда, когда я увидела по телевизору ряд бронетранспортёров-амфибий, которые пришли на помощь пострадавшим от наводнения в Хьюстоне, кажется, из другого штата. До этого уже прозвучал призыв к населению помочь всем, чем можно и не только вещами и предметами, но своим волонтёрством в борьбе со стихийным бедствием. Я не сетую на власти, что вот дескать у них не хватает сил справиться со стихией. Если призадуматься, разве человек укротил какую-нибудь природную стихию? Разве подчинил себе? Нет. Конечно, когда происходят какие-то серьёзные природные катаклизмы, то у бедной страны Таити, к примеру, вообще нет ни средств, ни возможностей, чтобы хоть как-то противостоять стихийным бедствиям. У США, как у более развитой в экономическом плане страны такие средства и возможности есть, но всё равно человек в борьбе с грозными стихийными бедствиями всегда будет в проигрыше, несмотря на то, что затраты на борьбу со стихиями будут неизбежно расти из года в год.
 
Вчера 29-ого августа по телевидению достаточно много показывали хронику событий в Галвестоне. Я увидела то самое, как я написала ранее, примечательное место Галвестона – пирс с аттракционами и кафе “Bubba Gamp”.  Только картинка, увы, была очень мрачной и то, что считалось плюсом этого места для меня в спокойное время, я имею в виду, тот факт, что пирс уходит далеко от берега в воды залива, сейчас это превратилось для меня в минус, ведь именно со стороны залива шла беда и этот пирс на фоне очень тревожного волнения воды, чёрного неба и дождя выглядел жутковато.
 
В другом кадре репортёр-метеоролог стоял на улице даунтауна Галвестона около того самого кафе «Чёрная жемчужина», в котором мы совсем недавно наслаждались ужином с устрицами. Уровень воды был выше его колен, улицы даунтауна пустынны, изредка появлялись в кадре люди на лодках. Метеоролог, указывая на здание «Чёрной жемчужины» задал телезрителям вопрос с подвохом «Не хотите ли зайти на ланч?»

Меня нет-нет да посещали тревожные мысли о том, как там сейчас пингвины в Галвестоне, что с ними происходит? Вспомнила, что мы поднимались по довольно высокой лестнице для того, чтобы попасть в здание, где находился океанариум, где я и любовалась пингвинами. От этого немного успокоилась. Может быть, вода не достигнет океанариума. Вот нашла о ком беспокоиться и за кого переживать… Ведь у нас близкие родные живут в пригороде Хьюстона и каждый день мы с ними созваниваемся и спрашиваем, есть ли у них питьевая вода, еда, сухие ли они и как выглядит их район. Конечно, я переживаю и за родных, и принимаю близко к сердцу трагедию всех пострадавших от урагана и наводнения людей. Но думы о пингвинах на острове Галвистон тоже беспокоят душу. Парадокс.

Вчера 29-ого августа над Хьюстоном появились небольшие просветы с голубым небом, сегодня 30-ого августа вещают, что небо чистое. Но до хэппи энда для этого несчастного города, как вещают по телевидению, ещё очень и очень далеко.
В разговоре по телефону сегодня наши родные, живущие в пригороде Хьюстона, сообщили нам, что с ними всё слава Богу обошлось, вода до их жилья не добралась, хотя там выпало в общей сложности 1 метр 45 сантиметров осадков в виде дождя от Харви и что сами они думают, что спасла их новенькая дренажная система, которая хорошо уводила воду.  Не всем жителям в этом пригороде Хьюстона (Пиэрлэнд) повезло остаться сухими, но большинству жителей, к счастью, это удалось. Те, кто был причастен к сооружению той дренажной системы могут по праву гордиться собой.

А ещё наши родные рассказали нам, что утром 30-ого августа они отправились в магазин, что само по себе уже чудо на фоне затонувшего Хьюстона, в котором всё под водой и ничего не работает и купили какие-то продукты. Также наши родные радостно сообщили нам, что к ним сегодня в почтовый ящик доставили почту. Да! Харви в считанные дни властно, с позиции сильного перетасовал для людей понятия, что важно, а что неважно и люди начали искренне радоваться самым обыденным вещам: свежим газетам в почтовом ящике, походу в магазин или маленькому-маленькому просвету голубого неба где-то там в дали.
 
Луизиана, США
30.08.2017