Мотылек

Ирина Никулова
В комнату вошел мужчина средних лет. Его льняная накидка выдавала в нем человека не богатого, а мозоли на ногах говорили о множестве дорог, которыми прошел Иуда, пока не попал в дом Анна. Сгорбленная спина и заискивающий взгляд, вызывали омерзение у первосвященника. Смотря презренно из-под тяжелых нависших век, старик зло спросил:
Что привело тебя – я знаю, но что движет тобою ?

- Иуда сильный, Иуда смелый, пусть лучше умрет один человек, чем погибнет целый народ.– Наклонившись, гость желал поцеловать ноги старика. Старик оттолкнул  просящего и отстранился .

-  Кто этот назарей, много ли у него учеников?

- Он творит чудеса, а они сейчас недешево стоят,- Иуда засмеялся, его лицо покрылось красными пятнами нетерпения и предвкушения.–У него много учеников.

- Если у него много учеников, то они всегда  рядом,следует  ждать восстания, - обращаясь  к кому-то невидимому в углу комнаты, тихо сказал Анна, о чем-то задумавшись.

- Они любят его, но больше будут любить мертвого, чем живого. Живой Иисус - учитель, мертвый – им  дорога в учителя.

- А ты злой Иуда из Кариота. Бери тридцать динариев и проваливай из моего дома. Разбойник не стоит больше.

Иуда быстро собрал, брошенные  ему под ноги деньги, и не поворачиваясь спиной к великому и известному человеку Иерусалима, незаметно, как тень вышел вон.


Близилась Пасха и в доме Лазаря, где обычно останавливался Иисус с учениками, во всю шли приготовления к пиршеству. Мария-мать Иисуса и Мария Магдалина, пекли хлеб, во дворе жарился барашек. Но в кругу друзей и единомышленников царило напряженность-в последнее время речи их любимого учителя все больше и больше походили на прощальные. Все чаще Иисус уединялся на горе и проводил время в раздумьях и тоске, все чаще смотрел на своих друзей ласково и при этом отстранено, как будто пред очами его мелькали картины будущего, горького будущего.  Казалось, что внутренние терзания причиняют ему боль. И даже любимые его ученики Петр и  Иоанн не могли понять терзаний своего товарища.


- Скажи Иоанн, до конца ли ты будешь со мной, милый мой брат?

Иоанн лежал на диване рядом с Иисусом и его голова покоилась на груди учителя.

- Я всегда буду с тобой мой друг и мой учитель, я войду с тобой в Царствие Небесное, помогая каждому твоему шагу и преклоняя голову перед Отцом нашим. – Слезы на глазах Иоанна, говорили больше, чем его слова.

- Любимый бра мой,Петр, помнишь ли, как первый раз увиделись мы в славном Вифсаиде и ты пошел за мною и был со мною весь путь? Хватит ли у тебя сил идти со мною и дальше, до самого моего конца, который близок?- Иисус протянул руку и коснулся щеки рыбака.

- Брат мой любимый, моя жизнь-твоя жизнь и я буду счастлив пройти этот путь с тобою до конца и мои руки всегда будут оберегать тебя, а душа моя и сердце мое, будут принадлежать тебе вечно.
 
В комнату  без звука вошел Иуда, бросив взгляд на Петра и Иоанна, поклонился учителю.

- Вот наш брат Иуда. Почему ты грустен и почему у тебя дрожь в руках, ведь наш мешок с деньгами никогда не имеет тяжести?
Иуда был казначеем и хотя все знали, что этот плут не редко тратит общественные сбережения на свои утехи, его никто не осуждал. С тех пор, когда ученики вызвали на суд Иуду, своровавшего три динария из казны, прошло несколько месяцев, но все помнили слова Иисуса – « Он один из нас, ему нужны деньги,пусть берет, никто не вправе его презирать и осуждать за это».

- Плохо идет сбор денег учитель, так скоро нам есть нечего будет.Не гостеприимен Иерусалим. Зря мы сюда пришли, ох зря.

- Не останется голодным тот, кто имеет руки, брат Иуда,- слова Петра прозвучали резко. Ему не удалось скрыть от учителя презрительные нотки в  голосе. – Скажи лучше Иуда, кто из нас – я или  Иоанн, войдет первым во врата Царствия Небесного, держа под руки нашего учителя? Ты хитер и умен, хотя часто желаешь показаться иным.

Мужчины внимательно посмотрели на Иуду.

- Я. Я буду с учителем до конца…,- ответив Петру, Иуда ударил себя кулаком в грудь и как будто в доказательство своих слов, посмотрел вверх, прося поддержки у кого-то невидимого …

Последний ужин перед Пасхой. Ученики сидели вокруг своего учителя и внимали  каждому его слову. Лица были обращены к Иисусу, когда тот отломив кусочек хлеба, пригубил из бокала с вином – «Истину вам говорю, один из вас предаст меня сегодня…» Ропот  пробежал в рядах тех, кто проделал длинный путь со своим учителем, все непонимающе смотрели друг на друга. «Да любите друг друга, как я возлюбил вас».

****
Разместившись для ночлега в любимом месте Гефсиманского сада, Иисус и его товарищи приготовились ко сну. Позади еще один день, полный новых открытий и новых впечатлений.

Когда луна стояла высоко на небе, а удушье от дневной жары сменилось на легкую прохладу ночи, ученики крепко спали. Не спал один Иисус, он молился и плакал.

В свете многочисленных факелов показались вооруженные люди. Большой отряд римских воинов и охранников окружил поляну, старший спросил- «Кто из вас Иисус из Назарета, нам велено тебя арестовать?». Ученики растерянно и испуганно озирались по сторонам, боясь направить свои взоры на учителя. И тут вперед вышел Иуда из Кариота. Подойдя к учителю, он нежно поцеловал его в щеку ... Маленький белый мотылек,  неизвестно от куда взявшийся, кружил над головами Иисуса и Иуды и глаза всех присутствующих были обращены на него. Иисус улыбнулся, протянул ладонь, но кто-то палкой ударил по руке пленника.

Завязался короткий бой, Петр накинулся на первого попавшегося на его пути римского солдата и нанес ему удар мечом, предусмотрительно принесенным днем Иудой. Бой был недолгим, силы слишком  не равны и вот уже через несколько минут на поляне не осталось ни одного из братства Иисуса, только он и множество римских воинов…

Бежали все. Убежал Иоанн, прячась за кустарником. Убежал и Петр… Темнота ночи помогала людям укрыться от смертельных ударов … Помогала всем, кроме Иисуса, которого, подгоняя палками и мечами вели в дом Анна… Всю дорогу, из-за деревьев была видна тень наблюдателя, сопровождающего арестанта. То был Иуда.
 
****
После казни Иисуса, ученики собрались в доме Лазаря. Женщины плакали, мужчины молчали…

Открылась дверь и в проеме показалась фигура Иуды. Прямая спина, уверенный взгляд.
- Осанна Сыну Давидову!

Иоанн, сжав кулаки подошел к вошедшему.

- И ты посмел придти сюда! Ты, кто предал учителя, ты, кто послал его на смерть, ты кого он любил… Предатель… Сын сатаны!

Сдерживая себя, Иоанн крепко сжал зубы. Раскат грома прогремел в ту минуты, заставив всех присутствующих упасть на колени. Всполохи зарницы, такие редкие в этой местности, осветили Иерусалим, на миг замерев на Голгофе...

Иуда прошел в центр комнаты и обвел всех ледяным взглядом.

- Предатель Иуда? А кто есть вы? Вы, которые клялись ему в вечной преданности и дружбе? Вы, кому он отдал последний кусок хлеба и кого вел за собой к жизни новой и светлой? Ты,Петр, ты отрекся от него три раза, испугавшись за свою жизнь. Иуда знает, Иуда слышал, как ты, барашком на заклании блеял пред могущественным правителем.

Ты, Иоанн, где был ты, когда Его вели на казнь? Почему твои ноги целы, а не поломаны копьями охранников? Почему ты сидишь тут, а не открываешь ворота Иисусу на небе своими искалеченными  руками, руками, которые вырывали гвозди у палачей?

Ты, Мария Магдалина, где ты была, блудница, которую спас тот, кто знал, что такое боль  души и кто дал тебе жизнь новую? Где твои синяки от ударов камней, которые летели в Учителя, а попадали в тебя, закрывавшую своим телом, тело Иисуса? Тебе ли не знать боль от этих ударов.

Где были все вы, когда умирал Он, что сделали вы, чтобы спасти его или уйти вместе с ним?



В полном молчании, которое тяжелым покрывалом упало на головы собравшихся, вышел Иуда из дома…  «Впереди вечность и вечное презрение, но именно мое имя всегда будет стоять рядом с именем Иисуса. Я рядом… всегда … мой Учитель».