***

Мария Козимирова
Ягодка это лесная, слаще которой  нет...          Во  всем мире растут разные фрукты- ягоды, но мне она полюбилась от того, что я другого ничего и не собирала.  Смородина, черника, голубица, клюква, брусника,  костяника,  черемуха, боярка и еще куча всякой всячины росло в наших пышных лесах. А вот,  она   «и одна, да миленька»  Пока рассуждаю, что лучше, а тут и  Нюра вынырнула из-за кустов-
-Ох, Маруська, и испужала ты нас… Зойка ревёт,  тятю боится, все на меня сваливат... Я ж тебя караулить должна...  Ну, чё ты тут забыла? Чё делала, а?
Мы уж по пол-туеска  набрали…»
- Дак  Нюра, посмотри, чё кругом деется-то?
- Вот тебе бы всё любопытничать?  То и деется, чё надо… Лес ведь…  Тут своя жизнь.  На  жизнь не наглядишься.  А у нас свои дела… Вот  гляди…
-Склонилась сестричка, я с ней   присела, и боже мой…!
В траве-то под листиками  ягода,  земляника.  Крупная,  спелая, с одним рыжеватым бочком, на тоненькой  веточке.  То я и  думала, чё такой запах в лесу сладкий.
А это выходит от неё. Вот глупая я ,  букарашек разглядывала,  а ягоду не видела.  Ну, теперь наберу…
 
Полянка небольшенька,  Нюра рядом, можно и набрать кружку-то… А кружки-то нет,  потеряла.
Поискать бы,  дак где  в траве-то найдешь?  Сестре  боюсь сказать. Принялась я  земляничку , самую спелую да крупную  в рот ложить. Уже не в присядку, на коленках ползаю. Сорву две-три ягодины, положу в рот, языком к нёбу прижму…Глаза сами  собой от удовольствия   закрываются. А ягод,  ешь, не хочу…
Сладости этой запашистой решила  домой принести. Не влезало уже в меня. Нашла лист лопуха, здоровый такой, наложила в него ягод, зачем-то ромашечку сорвала, туда же. Как бы подарочек. Съела еще немножко, чё -то так приморило солнышком, не могу глаза разлепить Прилегла, и уснула.
Я же еще раньше вам говорила, что спать люблю.
Так и принесла меня,  старшая Зоя на закукорках, полусонную. Все ворчала, что не надо было  брать меня в лес, что права она была.
За то,  мама, когда отмывала мою рожицу и руки, красные  и липкие,  от сока,  сказала мне...
Умница ты моя,   Манечка, подарочек принесла…
А  на столе лежал измятый лопух  с ярко-розовой кашицей.
А про кружку, никто и не вспомнил, и про городские ботиночки  36 размера тоже…
 
Уж больно хорошее  времечко, это лето. Прямо , полёт души.  Но,  я так думаю, и зима не хуже.  Только вот лето быстрее кончается. И чё бы так-то?
 
Зимой местами тоже интересно  бывает… К  примеру, я всегда мечтала больше зимой… Летом-то когда?  Всё недосуг. Вот не знаю, где как, а мы первым делом на свою любимую речку.  В города играть.  Ясно дело, когда замёрзнет река.  Появляются во  льду пузыри  замёрзшие , много-много. Большие и маленькие.   Бежим на речку. На коленках ползаем, разметаем снег, и вот они… наши  «города»
 Собираем всякие сосновые иголки- веточки, нитки- тряпочки.    Украшаем свои города, мечтаем там побывать, улетаем   на лёгких крыльях воображения  в свой прекрасный детский мир…Звенят и переливаются нежнейшие хрустальные  струны. Неизвестно откуда, звучит в ушах чудесная музыка,  чистоты, белизны,  смеха,  падающего снега на румяные щёчки ребятишек. И хочется от избытка чувств  обнять  весь мир и жить вечно.
Не знаю, как  другим, а мне зима по душе.
 Правда, темняется быстро. Но и это к месту. Вечерами другая жизнь, особо тихая. Во первых, после первых морозов, ближе к Рождеству начинается  приготовления. Всё то. не опишешь.
К примеру, пельмени мама начинает заводить . Тут ведь как? Не на один присест. На всю зиму. Поэтому  теста много, мяса ещё больше надо.  Мясо надо нарубить в деревянном корытце  приготовить фарш. Это мама никому не доверит. А вот стряпать садятся за наш большой стол все, и я тут,  как тут. К сёстрам приходят подружки, тоже садятся. Вроде посиделки получаются. Пельмени лепятся шутя.   Мама
незаметно подкладывает в некоторые пельмешки  чё попало.
Кому на богатство- копейку, кому на худу жизнь- уголёк, кому с парнем целоваться- изюминку…     Кто-то заводит песню, её подхватывают все и льются потихоньку  «страдания», шуточные, про любовь обязательно… Даже у меня шило в одном месте не торчит.
Мама важничает, смеет даже тяте сказать-
-Не курил бы ты, отец… Вишь ведь… тесто…-
И отец послушно уходил к кому ни будь из мужиков.
У них свои тары-бары. Тоже поговорить-то любят.
 Дымище… сидят вольготно  без баб.  Всё  с утра ещё переделано. Можно и поговорить по душам…
А кто их знает, об чём они могут говорить?  Вроде и не об  чём. Разве только про лошадей, да про навоз, что на поля ещё не весь вывезен….Ну может и про чё другое, уж не знаю. Вот тятенька мой. Тот, только и умеет команды отдавать… Это и понятно. Попривык на своих,   то  на  белых, то на  красных войнах,  приказы подавать. Вот и не умеет говорить-то много.  Да и другие мужики, только матерятся, особенно, когда у «сборни» сход,  или так  просто посидеть сойдутся… Да  Бог с ними, пусть отдыхают, А то ведь Кроме работы-то чё они видят?   Одна работа. Добытчики…
Конечно, какие в  деревне прибамбасы?  Самое любимое, санки,  горка. Тоже картина маслом… Мы-то мелюзга, ладно, пурхаемся в снегу, как курицы в
 пыли. А вот девкам с парнями приволье…Приволокут парни, с конного  двора,  сани или кошёвку. Оглобли поднимут, свяжут их.  Насадят ДЕвок. Девки красно морденькие,  полушалки, пуховые, выходные наденут.
Глаза блестят из под полушалков-то. Чё им мороз какой то? Радёхоньки.
Парни сзади ухватятся  за крыльца, разбегутся…и полетели с горы. Девки, конечно, визжат от страха, а может от чего  ишшо. Парни тоже  видно боятся, всё за девок хватаются, все хохочут… Вот веселье…
Ну, да этим  кого удивишь. В моём доме скучно не было, ни зимой, ни летом. У нас Зоя и Анна учились в Тюмени на учительниц, приходили домой на лыжах  на воскресные дни и на каникулы. Иногда с подругами. Начинался меж ними городской разговор.
 
Вечерами, под китайской , ещё старинной, керосиновой лампой, с  фарфоровым в цветочек, абажуром  собиралась вся семья. Только маме некогда было… Господи…
Вот в этом ликбезе я и научилась любить книгу, читать и писать. Анна читала стихи  Есенина, Блока,  Пушкина… Особенно я любила мятежного Лермонтова. К семи годам  я  почти    наизусть  знала  «Демона», много стихов Блока.  Детская чистая память всё впитывала, как губка.  Эх,  дальше бы поучится… Не задалась  судьба.