НА СНИМКЕ: Дед Яков Сапожников сидит слева, рядом с ним его жена, красавица Анна Давидовна, их ребёнок – старший мамин брат Миша; справа сидит брат Анны Давидовны, а стоит его сын, двоюродный брат мамы, племянник Анны Давидовны.
О предках Саши Горбаня известно немного.
Он пишет в письмах ко мне:
– Дед, Сапожников Яков Михайлович, кантональный еврей (кантонист), участник японской войны, награждён Георгиевскими крестами за храбрость, человек огромной физической силы.
– После службы в армии поселился в Сибири (в пос. Татарская, между Омском и Новосибирском)», – чтобы, как пишет внук, – «быть хозяином в более свободной Сибири». <…>
– Не был дед крещён, точно. «Еврейство» очень сильно ощущалось во всём семействе.
– Мама родилась в 1921. Миша, её брат, лет на 10 старше.
Я понимал, что своё отчество дед Саши получил в армии, что его настоящее отчество – другое, евреев в XIX Михаилами не называли, но Саша настоящего отчества не знал.
Я подумал: «А вдруг случайно он видел его паспорт»? – и получил ответ:
– Ну вы спрашиваете – где же я его паспорт возьму, да и не видел его никогда.
На этом я и успокоился.
Саша продолжает:
– Татарск – городок-станция (скорее не деревня). Если Вы едете по Запсибу в Омск с востока, то всегда её проезжаете часа за 2-3 до Омска. <…>
– Религиозных традиций [в семье деда и бабушки. –МК] быть не могло – старший брат мамы Миша сделал производственно-советскую карьеру и был после войны зам. пред. райисполкома. <…>
И тут же:
– Но вот идея еврейства, общности, взаимовыручки, открытости и где-то даже любви к «своим» это было.
– Маца бывала. ... Суп куриный с клёцками, рыба «фиш», бесконечные разговоры о жизни родни.
–К старости дед стал, говорят, больше поворачиваться к ритуальной части, но я этого не видел и подтвердить не могу.
– Они [дедушка и бабушка –МК] жили в другом мире. <…>
– Дед уехал потом на Украину, жил в деревне Деражне Хмельницкой области».
Я предположил, что он вернулся в родные края, на что Саша заметил, что «скорее, уехал к старшей дочери, Софье».
– В Деражне двое детей Софьи живут и сейчас, третья – на Дальнем Востоке, а четвёртая – в Израиле.
Саша ездил в Деражню, но я не стал его расспрашивать об этой поездке.
– Бабушка – Анна Давидовна – впоследствии жила в Омске со своей дочерью Деборой Яковлевной, матерью Александра. Вместе с ней уехала из Омска в деревню Артын, где Дебора Яковлевна стала преподавать в местной школе.
– Бабушка умерла в 1974 в Артыне, Омская область, лет 90 ей было.
Но это уже было потом, на несколько лет позже того, что произошло в Академгородке в 1969 году, – когда Саша вернулся в Омск, расставшись с НГУ.
– Двое детей Миши, брата Деборы Яковлевны, живут в Омске».
Я спросил о еврейских традициях в их семье. И вот, ответ:
– … В нашей семье религиозных традиций быть не могло в принципе.
На уточняющий вопрос – ответ с полным отрицанием:
– Как Вы могли подумать?!
– Еврейство проявилось в нашей семье позднее.
Я не зря задавал Саше вопросы о его чувствах к еврейским корням. Он удивительно глубоко сформулировал их:
– Еврейство – это не обрядность, не суббота и не кошер. Еврейство – это многовековая боль и тоска рассеянного гонимого и гениального народа. Их пепел стучит в наши сердца. Еврейство – это ещё братство евреев, особое отношение к детям и образованию. А ещё милые мелочи, стиль общения, еда, и т.п.».
Как всё это близко к моему мировосприятию! Саша пишет, а мне кажется будто это то, что я пытался сам сформулировать. Но у меня получалось плохо, а у Саши – блестяще.
продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/08/31/305