Художники Самарканда независимости Узбекистана

Анастасия Павленко
«Художники Самарканда – независимости Узбекистана»

Открытие одноименной выставки состоялось в театре исторического костюма El merosi, который называют теперь еще и Домом дружбы.

Живописных полотен на выставке, организованной творческим объединением художников Самарканда при Академии художеств Узбекистана, было всего 20, но дело, конечно, не в количестве, а в именах их создателей. Свои творения на суд зрителя представили как аксакалы кисти, так и талантливые шогирды. Выполненные в разных жанрах и технике, все работы объединяет одно - любовь к родному городу и краю, которую художники «старого и вечно юного» не устают воспевать в своем творчестве.

По словам Озоды Алиевой, картина «Вечерний Самарканд» появилась еще в те годы, когда она работала главным художников в театре оперы и балета (ныне Самаркандский областной театр музыки и драмы). Это вид из окна мастерской, откуда древняя площадь и старый город лежали как на ладони.

Архитектурные «звезды» Самарканда в том или ином виде «сияют» и на полотнах «Лунная ночь» А. Исмаилова, «Базар» З. Бекбулатовой, «Дынный базар» М. Саматова, «В лучах солнца» Д. Рахимовой, «Гур-Эмир» А. Фазылова, «Дождливый Регистан» А. Иноятулло. У одних исторические памятники – самостоятельные герои пейзажей, у других – красноречивый фон для кипящей вокруг жизни.

Но выставка не ограничивается одопением известным на весь мир достопримечательностям. Лирическое настроение хорошо отражено в единственном портрете вернисажа «Засмотрелась. Портрет Лочины» Я. Алиевой. Особую нежность можно почувствовать в «Весне» А. Щербакова и «Горном пейзаже» Х. Халилова. Излучает свет «Нур чашмаси» Н. Каланова. На языке символов со зрителями говорят «Караван-сарай» В. Повариниса и «Тяжелый груз» Н. Исаева.

Безусловно, вершиной всеобъемлющей метафоры можно считать работу А. Исаева «Единый». О ней уже писалось на страницах нашей газеты, но картина столь масштабна по замыслу и оригинальна по исполнению, что, думается, об этом полотне мастера мы еще не раз услышим.

Представлена здесь и другая громкая работа – «Пришествие Имама Аль-Бухари в селение Хартанг» А. Умарова, которая поражает своей реалистичностью.

Вернисаж, «родившийся» в преддверии большого национального праздника, стал знаковым событием для любителей искусства, так как именно с него El merosi может позиционировать себя как одну из выставочных площадок города. Данному факту способствует и намечаемое здесь строительство Международного культурного центра, которое анонсировал на открытии выставки художественный руководитель  театра исторического костюма El merosi, профессор Юсуф Абдуллаев.

На СНИМКЕ: художник Абиб Исмаилов.