Цирковая тайна

Мария Реммер
- О, я уж думал, что вы не придёте! Наконец-то! Я уже, знаете ли, замёрз, пока ждал вас. Надеюсь, вы не заблудились? Такой роскошный купол тяжело не заметить!
Я окинул взглядом полосатый красно-желтый шатёр цирка, блистающий огнями фонариков и широкой вывеской над входом. О да, действительно роскошно!
- Прости, Дон, мы попали в пробку! - воскликнул мой младший брат - мальчишка десяти лет с белыми волосами, торчащими в разные стороны.
- А я надеялся показать вам их, начиная с того момента, как они только входят в свои гримерки... Но сейчас мы уже не успели. Пойдёмте же скорее, если не хотите пропустить все остальное! - Дон натянул шапочку на свои длинные уши и побежал к служебному входу в цирк.

Дон был цирковым эльфом. Маленький рост, рыжие волосы и острые уши, все как положено. Он жил в цирке со своей семьей и следил за порядком в закулисье. Нет, он совсем не убирал помет за лошадьми и не подкрашивал места с облупившейся краской на стенах - это заботы смотрителей. Дон приносил акробаткам их затерявшееся блестящее украшение, подсыпал корм шпицам, менял кончившуюся ручку на новую в рабочей папке конферансье, стирал царапинки на зеркалах в волшебных ящиках фокусников и многие другие важные мелочи. Конечно, все это делалось так, чтобы никто из людей его и его семью не заметил. Такие вот цирковые фиксики.

Вы спросите, как же мы тогда познакомились? Очень просто. Когда мой младший брат был ещё меньше, мы с ним были в этом цирке. В антракте он почему-то начал плакать и наотрез отказывался идти обратно в зал. Тогда я, будучи тринадцатилетним подростком, не придумал ничего лучше, как успокоить своего брата сказкой. Но не какой-нибудь банальной Репкой или Колобком, а сказкой собственного сочинения! Главным действующим лицом в ней был эльф. Я рассказывал очень подробно и красочно, пока мой брат внезапно не перебил меня вопросом:

- Саш, а ты сам веришь в то, о чем рассказываешь?
Сказать по правде, я тогда опешил. Но естественно ответил, что верю. Что мне ещё оставалось?
- А я вот тебе не верю! Эльфов не существует! - важно высказался мелкий.
И как раз на этой самой мажорной ноте, когда я уже собрался придумать что-то в оправдание своей сказке, из-за бархатной портьеры вышел Дон и начал теребить моего брата за штанину. Оказывается, он все это время слушал мою сказку, и даже иногда аплодировал... Но он был настолько мал, что мы не слышали его оваций. Убедившись, что Дон не игрушка, мой брат, наконец, заговорил с ним. Так и познакомились.

...В этот вечер Дон решил нас посвятить в одну из закулисных тайн цирка. Правда, мы сами ещё не знаем, в какую именно. Для этой цели он даже увеличил свой рост до человеческого с помощью волшебной пыльцы, которую сотворила его бабушка. И сейчас мы с братом бежали за Доном, стараясь не отставать и не сбить никого из прохожих. Наконец, он остановился. Со скрипом отворилась чёрная железная дверь и мы шмыгнули в проем. В нос ударил приятный запах сценического дыма, смешанный с запахом соленого поп-корна.
Было темно, пока Дон не зажег свечу.

- Почему свеча? Здесь нет света? - спросил я, исследуя рукой стену, пытаясь найти выключатель.
- Свеча не такая яркая. Не задавай лишних вопросов, пойдёмте скорее! - Дон взял меня за руку и быстрыми шагами пошёл по темному коридору. Он явно был напряжен. Наверно, боится встретить смотрителей.
Между прочим, служащие в цирке тоже разные. Артисты, они... Они очень увлечённые люди. Перед выступлением их вообще мало что волнует кроме собственного образа, состояния их животных и степени отрепетированности нужного номера.
А смотрители - очень обязательные. Перед выступлением они сто раз проверят все тросы и установки, убедятся в трезвости своего напарника и обойдут арену кругом минимум два раза. Такой уж тут обычай. И если кто-то из смотрителей видит новое лицо среди служащих, его это вводит в недоумение. Он начнёт расспрашивать всех об этом лице, и, чего доброго, может ещё что-то заподозрить. Поэтому Дон старался скорее пройти коридоры и попасть в крыло, где находятся гримерки.

******

- Сюда, сюда... Осторожно, ступенька... Давайте, давайте, вам понравится! Они оставят неизгладимые впечатления! - интриговал нас эльф, все натягивая шапочку на свои остроконечные уши.
- Да кто они-то? Кто? - допытывался я.
- Мы почти пришли, почти пришли... - бормотал он в ответ.

Мы свернули в другой коридор, с одной стороны завешанный зеркалами, а с другой - фотографиями с прошедшых выступлений. На полу были красные ковры, на которых ноги пружинили при ходьбе.
Наконец Дон остановился возле деревянной двери без вывески. Обнажив свои белые длинные зубы в широкой улыбке, он тихонько приоткрыл дверь и кивком головы пригласил нас заглянуть в комнату.
Мой брат пролез первым и, радуясь увиденному, теребил мою руку.

- Саш, это же клоуны! Самые настоящие! Я никогда не видел их так близко! - шептал он.

Я кивнул ему в ответ.

Комната была ярко-оранжевая, практически без мебели. Только в углу возвышался огромный шкаф и желтый кожаный диван рядом с ним. Возле другой стены стояли два трюмо с огромными чистыми зеркалами. Перед ними сидели две цветные фигуры, их лица мы могли видеть только в отражении. Это действительно были клоуны. Весёлый и грустный. Наверно, партнеры по номеру.

- Агааа, я же говорил, что вам понравится! - Дон гордо оперся на стену, - Видите того, грустного? В зеленом костюме?

Я снова кивнул и мы с братом стали рассматривать правую фигуру. Она была облачена в шелковый костюм изумрудного цвета с крупными фиолетовыми ромбами и белым объемным воротником, покрывающим плечи. В отражении было видно, как мужчина рисует на своём выбеленном лучезарном лице чёрные вертикальные полосы под глазами, которые визуально удлиняли его и без того вытянутое лицо.

- Это Пьеро номер один в России, - начал рассказывать эльф шепотом, - Но сегодня роль рассеянного недотепы ему дастся тяжело. Знаете, почему? Потому что его дочь сегодня выходит замуж, и сразу после представления он едет на церемонию. Утром, когда я распутывал ленту воздушной гимнастки, я услышал, как Пьеро рассказывал эту новость нашему конферансье. Хотя... Такую громкую и радостную речь слышал, наверно, весь цирк! Какая уж тут роль грустного романтика? Каково? Но, тем не менее, ему приходится снова рисовать себе печальную гримасу, надевать длинные ботинки и идти на арену, чтобы веселить своей неуклюжестью сотни детей!

Тем временем, мужчина в зеленом уже закончил свой грим и сейчас цеплял традиционный красный нос. Внезапно его лицо исказилось в гримасе и из глаз ручьями потекли слезы.
Мой младший брат в испуге обернулся к Дону.

- Репетирует, - пожал плечами эльф, - Уверен, что сегодня он по-настоящему будет плакать только от счастья!
- Ну а второй? В красном костюме? Почему у него такие печальные глаза? - спросил я, немного прижав к себе брата, чтобы он не входил далеко в комнату.

Левая фигура в красной атласной одежде с золотистыми помпонами на плечах и рукавах действительно выглядела угрюмо. Молодой клоун надевал желтый начёсанный парик, заправляя под него свои тёмные кудряшки.

- Печальные? Да это слабо сказано! - усмехнулся Дон, - Этот талантливый Арлекин буквально разрушен внутри себя самого. Сегодня ночью у него умер брат, страдающий эпилепсией.
- Но зачем он тогда пришёл в цирк? Он же существует только для того, чтобы веселится! - мой брат присел на корточки, пытаясь лучше рассмотреть лица клоунов.
- Потому что работа для этого человека - единственная отдушина в жизни. Сегодня я видел, как он плакал, не в силах сдерживать эмоции. Сейчас он просто взял себя в руки, чтобы зря не переводить грим.

Арлекин нарисовал на носу чёрную точку и внезапно разразился заразительным смехом.

- Великолепно держится! - хмыкнул эльф.
- Но зачем ты нам все это рассказываешь? И зачем рушишь пурпурный мир веселья, в который так верит мой брат? - последнюю фразу я прошептал Дону на ухо, оттопырив его шапочку.
- Я не собирался ничего рушить, - Шептал эльф в ответ, - Просто хотел показать вам обратную сторону медали. Показать, что ничто никогда не бывает идеально. И ничто никогда не даётся легко. Очень часто приходится надевать разные маски и наступать на горло самому себе. - Дон говорил очень серьезно, глядя мне прямо в глаза, - Обрати внимание на этих клоунов, когда они будут на сцене. Они, наверно, самые загадочные из всех цирковых артистов. Посмотри, насколько они вживаются в свою роль. Настолько, что забывают о действительности... Настолько, что, сами того не понимая, выплескивают все свои эмоции и переживания на арене. Уверен, что ты совершенно по-другому воспримешь этих ребят.

Я ничего не ответил. От этой речи мне стало как-то не по себе.

Тем временем, прозвучал третий звонок.
- Ох ты! Совсем мы с вами заболтались! - Дон побежал ко входу в зрительный зал, - Идите скорее на свои места, скоро начнётся представление!
- Что с твоими пальцами? - мой брат испуганно схватил эльфа за руку. Его пальцы были в три раза меньше обычных человеческих.
- Заклинание рассеивается, - улыбнулся Дон, - Скоро я вернусь к своему обычному росту... Ну же, идите! Ещё увидимся! - и он подтолкнул нас к сиденьям.

******

Представление открывали те самые клоуны. Я неотрывно смотрел на них, а мой брат восторженно хлопал в ладоши. Наверно, в силу возраста, он мало что понял из слов Дона...

Из глаз Пьеро текли поддельные слёзы, а из уст Арлекина слышался наигранный смех. Эти люди превосходно носили свои маски. И только их глаза были настоящими - у грустного - весёлыми, а у весёлого - грустными.