Скрипка Ротшильда

Сестры Ивенс
Лиза читала афишу театрального фестиваля. Наконец-то она дождалась его! Пятнадцать спектаклей, пятнадцать разных театров! Какая палитра возможного наслаждения!

Поток ее сознания непринужденно скользил по листку программы, как долгий осенний дождь за окном... Текст закончился, не вызвав никаких чувств.  Как? Пятнадцать спектаклей?!

Лиза мобилизовалась. Глаза, получив задание,  теперь внимательно перемещались по строкам программы, как капли по мокрому стеклу. И вот плавное течение воды наткнулось на преграду: «Скрипка Ротшильда».

Лиза встрепенулась.
- Странное название. Несовременное. Классика какая-нибудь, архаика, - подумала она, но почувствовала себя рыбкой, заглотившей крючок.
- Что-то знакомое, но глубоко забытое…
Лиза прочла имя автора – «Чехов А.П.»
- Здрасьте!

Лиза нашла в отцовской библиотеке нужный том Собрания сочинений Чехова.  Поток ее сознания потек по страницам текста и сразу извлек из памяти живую картинку: она, еще школьница, лежит на диване и от нечего делать читает Чехова.
 
Удивительно, что сейчас, по прошествии стольких лет, при чтении этого рассказа у нее возникают те же чувства! Один в один. Как бы выделить главное из них? – Да, раздражение!
 
Чехов всегда вызывал в ней раздражение, мал комар, да не дает уснуть,  и еще – смертную тоску от бессилия что-либо изменить в жизни. Жизнь по-Чехову умирала и покрывалась толстым слоем пыли забвения…

- Ну, нет! – возразила Лиза. – Неужели я так ничему и не научилась, так и буду  дышать пылью по-чеховски? – А как жить по-моему? Надо разобраться.

- В чем проблема Якова? «Яков никогда не бывал в хорошем расположении духа …», - пишет Чехов. Значит, не был счастлив.
 
- Чего не хватало Якову для счастья?  Чехов пишет, что денег. Якову «постоянно приходилось терпеть страшные убытки. Например, в воскресенья и праздники грешно было работать, понедельник — тяжелый день, и таким образом в году набиралось около двухсот дней, когда поневоле приходилось сидеть сложа руки. А ведь это какой убыток!»
 
Но Яков не был бедным и не терпел нужду: на хлеб насущный его семье хватало. А хотелось иметь денег больше. Желание у него такое было, а может, мечта или даже цель жизни? Нет, мечта и цель – категории духовности, деньги – материальны. Деньги – один из практических способов достижения цели.
 
- Зачем Яков хотел больше денег? Ответ Чехова весьма ограничен: «Если бы Яков Иванов был гробовщиком в губернском городе, то, наверное, он имел бы собственный дом и звали бы его Яковом Матвеичем; здесь же в городишке звали его просто Яковом, по прозвищу Бронза».

Понятно, бронза не золото – есть к чему стремиться. Но зачем? -  Ответа нет. Похоже, Яков так же жил в собственном доме, как теперь в простой избе. Или бы уважения к нему со стороны горожан прибавилось? Все- таки Яков Матвеич не то, что Бронза. Значит, Якову хотелось повысить свой престиж (авторитет, влияние, уважение), и  он надеялся сделать это с помощью денег. Ну, что ж, нормальное человеческое желание, мечта или даже цель жизни!

Яков хотел зарабатывать больше денег. Какое важное слово «зарабатывать»! Чехов не случайно его употребил. Яков хотел ра-бо-тать. Видимо, чувствовал в себе силы и имел потребность в работе, кроме того, понимал, в какой деятельности он мог бы реализовать свой потенциал.

- Что мешало Якову осуществить свою мечту?
Яков был здоров и крепок, имел профессию и слыл хорошим мастером. Яков не был тупым и ограниченным, кое-что в жизни он понимал, например, разницу в лечении бедных и богатых. Он не был слишком зол или жесток. Жену свою хоть и не баловал, но никогда не бил.

Яков имел душу: он играл на скрипке! « Яков очень хорошо играл на скрипке, особенно русские песни».  И скрипка у него была хорошая. И он мог выразить свою душу в музыке. «Мысли об убытках донимали Якова особенно по ночам; он клал рядом с собой на постели скрипку и, когда всякая чепуха лезла в голову, трогал струны, скрипка в темноте издавала звук, и ему становилось легче».

Ненавидел Яков только одного человека, коллегу по оркестру, игравшего на флейте. Это был «рыжий тощий жид с целою сетью красных и синих жилок на лице, носивший фамилию известного богача Ротшильда. И этот проклятый жид даже самое веселое умудрялся играть жалобно. Без всякой видимой причины Яков мало-помалу проникался ненавистью и презрением к жидам, а особенно к Ротшильду».
 
Так уж и без причины ненавидел? А я думаю, из-за фамилии Ротшильд. Нищий флейтист Ротшильд в заплатанной одежде своими тощими руками и жалобными песнями словно пачкал чистую мечту Якова о престиже и авторитете богатого человека, об уважении к нему. Яков орал и унижал Ротшильда, но никогда его не бил, так как в душе, видимо, понимал, что такую фамилию флейтист не сам себе выбирал.
 
И вот семидесятилетний Яков, так и не увидевший в жизни счастья, лежит на смертном одре и подводит унылый итог своей жизни.  «Зачем … всю свою жизнь бранился, рычал, бросался с кулаками, обижал свою жену и, спрашивается, для какой надобности давеча напугал и оскорбил жида? Зачем вообще люди мешают жить друг другу? Ведь от этого какие убытки! Какие страшные убытки! Если бы не было ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу.
… обидно и горько: зачем на свете такой странный порядок, что жизнь, которая дается человеку только один раз, проходит без пользы?»

продолжение следует