Много, много раз звучала ироничная песня из кинокомедии Александрова «Волга-Волга» о том, как Америка подарила России плохой пароход. Задача статьи – рассказать правду об этих ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ пароходах, у которых «С носу пар, колеса сзади…».
Наш герой Зевеке Альфонс Александрович родился в 1822 году в Риге. Альфонс Зевеке окончил в Риге мореходку, служил на Балтике штурманом, шкипером. В это время в России стало развиваться пароходство на крупных реках – в первую очередь на Волге, Каме, Оке. Центром пароходного движения всего Волжского бассейна стал Нижний, в котором располагалась знаменитая Ярмарка. В 60-е годы 19 века Зевеке переехал в Нижний, устроился на работу в Камско-Волжское пароходное общество, где дослужился до должности управляющего.
На своем посту Зевеке проявил большое новаторство и вывел молодую отрасль речного флота из кризисного положения – он решил 2 проблемы:
- перевозку на пароходах богатых пассажиров;
- проводку судов по мелеющим рекам.
В 1870 году Зевеке стал внедрять комфортабельные двухпалубные грузопассажирские суда, эксплуатировавшиеся на Миссисипи. Прекрасно описал в своей книге «Жизнь на Миссисипи» работу лоцмана парохода и все что с этим связано великий писатель Марк Твен. Кто не читал – рекомендую почитать, но это к слову.
Зевеке выписал из Америки чертежи этих комфортабельных судов. На АМЕРИКАНСКИХ судах пассажиры верхней палубы получили возможность путешествовать с максимальным комфортом, и не сталкиваться с простым людом и грузами,- и такие богатые пассажиры нашлись – пароходчики сумели начать их перевозку - доходы выросли.
Для Зевеке на Сормовском заводе в 1871-72 годах построили пароходы «Переворот», «Миссисипи», «Н. Бенардаки». 1 июня 1876 года пять «американцев» Зевеке открыли линию Нижний – Астрахань с отправлением 2 раза в неделю.
Вторая проблема пароходства в Волжско-Камском бассейне состояла в том, что верховья Волги каждое жаркое лето страдали от обмеления, это не позволяло доставлять грузы до Рыбинска – торгового центра прежнего товарооборота, который обеспечивался проводкой судов бурлацкими артелями.
Зевеке нашел решение этой проблемы в использовании БРАЗИЛЬСКИХ плоскодонных судов. Расположение машины («пара») спереди создавало благоприятную ровную осадку груженого парохода, а «колеса сзади» позволяли уменьшать габариты на узких протоках и давали хорошую управляемость на мелководье и перекатах. Т.е. это было ПРОГРЕССИВНОЕ техническое решение!
Первое судно «бразильского» типа «Амазонка» в 1882 году построил американец Думбар, это судно ходило от Нижнего до Казани. В 1885 году Зевеке ввел в эксплуатацию три «бразильских» судна: «Алабама», «Аллегани», «Магдалена», которые ходили на мелководной и проблемной линии Нижний – Рыбинск.
Умер талантливый судовладелец и новатор грузопассажирского пароходного дела Альфонс Зевеке 12 июля 1887 года и был похоронен на Немецком кладбище в Нижнем. После революции 1917 года Немецкое кладбище было ликвидировано, и память о Зевеке не сохранилась.
ИТОГИ.
АМЕРИКАНСКИЕ и БРАЗИЛЬСКИЕ пароходы, которые внедрил в 19 веке на Волге Альфонс Зевеке, были очень креативны для своего времени, а песенки – они нужны, разумеется, но не в ущерб доброй памяти о талантливом российском инженере.