От казаков днепровских до запорожских ч. 25

Николай Мринский
Он просто нашёл случайных товарищей и с ними, бросив службу в поместье, ушёл в степь погулять на воле, временно заняться промыслами, в том числе и над бродившими татарами в русском степном пограничье. В последствии такой гулящий человек мог вернуться и где-нибудь пристроиться. Елецкая десятня 1622 г. повествует о целой партии местных помещиков, оставивших свои вотчины и ушедших в казаки, а потом возвратившихся холопами в боярские дворы и в монастыри служками. Изначально родиной казачества, пишет историк Ключевский, можно признать линию пограничных со степью русских городов, проходившую от средней Волги на Рязань и Тулу, затем уходящую круто на юг и упирающуюся в Днепр по черте Переяслава и Путивля. Казаки городовые начинают оседать в открытой степи военно-промысловыми артелями, в области верхнего Дона. Едва ли не следует считать донских казаков первообразом степного казачества. По крайней мере во второй половине XVI в., когда запорожское казачество только ещё начинало адаптироваться в военное общество, донское уже является в него устроенным. В его состав входили и крещённые татары. Сохранилась челобитная одного крымца. В 1589 г. он выехал из Крыма на Дон и служил там московскому государю 15 лет, «крымских людей грамливал и на улусы на крымские воевать с казаками донскими хаживал, а с Дону в Путивль пришёл». Он просит царя освободить его двор в Путивле от налогов и повинностей, «обелить» и велеть ему служить государеву службу вместе с белодворцами (13). Первые упоминания о казаках днепровских идут позднее рязанских и относятся к концу XV - началу XVI в. 

ЗАПОРОЖСКАЯ СЕЧЬ - ЦЕНТР КАЗАЦКОГО СООБЩЕСТВА
 
Нечеловеческие тайны                Закрыты шумом, точно речью.                Так на Днепре, реке Украйны,                Шатры таились Запорожской Сечи.                И песни помнили века                Свободный ум сечевика.                Его широкая чуприна                Была щитом простолюдина,                А меч коротко-голубой                Боролся с чертом и судьбой.
Загадочный русский поэт Велимир (южнославянское имя, взятое как псевдоним) Хлебников (Виктор Владимирович - 1885-1922 гг.)

Кто же они и на какой территории проживали? Земли, отчасти принадлежащие запорожцам, называли по-разному: Великой Степью, Половецким Полем, Степью кипчаков. Днепровские плавни, перерезанные в разных направлениях речками, протоками, лиманами, ериками и т. п., поросшие зарослями тростника и рогозы, густыми и высокими камышами, с топкими болотами в низовьях Днепра, являлись надёжным убежищем запорожцев и мощной природной защитой от нападения врагов. Казаки очень любили местность, в которой обитали. Они часто говорили: - Великий Луг - батько, а Сечь - мать, вот где надо умирать! Запорожцев ещё называли лугарями или камышниками, а они ласково и уважительно именовали Днепр священной и заветной рекой. Одновременно величали Днепр - Казацким шляхом, Славутичем, Дедом, который в изобилии кормил запорожцев рыбой и, по которому к морю ежегодно отправлялись сотни «чаек» (казацких судов). Величавый, прекрасный и щедрый Днепр - по Геродоту - «наиболее прибыльная и самая богатая полезными продуктами река», представлял собой широкую, полноводную и необычную водную артерию. Её длина составляла 2065 вёрст и начиналась она в Бельском уезде под г. Смоленском. Непревзойдённый историк запорожского казачества, академик Яворницкий писал: «В пределах вольностей запорожских казаков, Днепр начинался с одной стороны выше речки Сухого Омельника, с другой - от устья речки Орели и протекал пространство земли в 507 верст, имея здесь и наибольшую быстрину; в пределах же запорожцев он характеризовался и всеми особенностями своего течения - порогами, заборами, островами, плавнями и холуями.

Всех порогов в нём при запорожских казаках считалось девять - Кодацкий, Сурский, Лоханский, Звонецкий, Ненасытецкий, иначе Дид-порог, Волниговский (Вовниговский), иначе Внук-порог, Будильский, Лишний и Вольный» (14). Пороги начинались примерно в 400 км от Киева и тянулись на 68 км ниже Екатеринослава (с 1926 г. был Днепропетровск). Они представляли из себя гряды гранита в несколько рядов, один ниже другого, уступами поперек реки. В летнее время, когда вода спадала, судоходство по Днепру становилось более опасным. Особенно там, где 12 каменных гряд, идущих дугою, преграждают течение реки от правого берега до левого, то есть самый большой и самый опасный из них порог Дед-Ненасытец, считался непроходимым. Остальные пороги можно было обойти справа на суднах с малой осадкой. У Ненасытца же все суда вытаскивались на берег и 600 м волоклись по земле. Кроме порогов на Днепре в запорожских пределах насчитывалось 90 заборов. Это те же гряды гранитных скал в разных местах, только не перегораживающих течение полностью от берега до берега, а занимающие только одну сторону обычно ближе к правому берегу реки. Множество камней, в отличие от скал, торчали по реке где попало. Больших же и самых известных было 7. Опять же «на всём Днепре в границах земли запорожских казаков насчитывалось 265 больших и малых островов. Из них самыми известными были 24 - Великий, Романов, Становой, Монастырский, Козлов, Ткачев, Дубовый, Перун, Таволжанский, Кухарев, Томаковка, Гавин, Лантуховский, Хортица, Стукалов, Дедов, Скарбный, Скалозуб, Козенин, Каир-Козмак, Тавань, Бургун, Тягинка и Сомов» (15).

Отметим, что вышеуказанные названия весьма звучные, во многом говорящие сами за себя. За порогами, воды Днепра врывались в горное ущелье «Волчье горло» (Кичкас), а затем река широко разливалась и вновь становилась судоходной до самого устья. В местах разлива было много островов, отмелей, плавней, заливаемых в половодье, но покрытых лесом, кустарниками и камышом. Первый из островов за Кичкасом был возвышенный и длинный - Хортица. Неподалеку располагались и другие острова различной высоты и длины. Цепь этих островов являлась приютом и убежищем для всех удальцов, уходивших на Низ и постепенно сделавших центром своего сообщества Сечь Запорожскую. За время существования Сечи её географический центр неоднократно менялся, хотя всегда располагался на одном из островов в нижнем течении Днепра. В наше время, воспетая казаками река, преграждена плотинами Каневской, Кременчугской ГЭС, Днепрогэсом, превратившими её фактически в сплошную цепь водохранилищ. В описываемые же времена с началом судоходства, вверх и вниз по Днепру плыли сотни судов и судёнышек, шли купеческие караваны, передвигались войска. Берега могучей реки и притоков ниже Киева утопали в зелени лесов, целых садов дикорастущих деревьев вишни, сливы, миндаля, яблонь. Мириады пчёл собирали свою дань с цветов и откладывали мёд в дуплах деревьев. В этой связи бортничество было очень прибыльным и распространённым занятием. Тут и там можно было видеть дымки смолокурен, где варили смолу и добывали деготь.

В реках и речушках, впадающих в Днепр от Посулья до Самары, водилось огромное количество рыбы, которую здесь же на месте солили, сушили и коптили, а затем везли в Киев и другие украинные города на продажу. По воспоминаниям одного из поляков, побывавших в 1648 г. на Украйне, во время нереста в Припяти было столько лосося, что воткнутое между рыбой копье стояло вертикально. Однако этот цветущий край ниже г. Чигирина крупных населённых пунктов не имел, хотя берега Днепра вплоть до самых порогов никогда полностью безлюдными не были. Ещё одним центром вольного казачьего сообщества стали степи южнее Киева - территория между татарским владениями, землями Великого княжества Литовского и Польского королевства. Сила, очарование и тайна степи в её безграничных пространствах, ветреной открытости, удивительном единении с небесной стихией. В степи не рождались цивилизации, однако её ветры баюкали их колыбели. Они превращали в пыль степные курганы. Отсвет степных костров - на многих земных культурах, в их естественных благостях и тайных откровениях яростная и в то же время нежная душа степи, в узорах древних и новых искусств вплетены краски степного чистополья. Скифские курганы и безымянные могилы, каменные идолы и одинокие кресты, вонзающиеся в горизонт дороги и дымки кочевий, посвист одинокой стрелы и затихающий конский топот, чумацкие обозы и посох паломника, чабана и плуг пахаря - в них летопись южного степного края, его длинная упоительная песня.

Затем турки захватили Таманский п-ов. Крымское ханство с 1478 г. попадает в вассальную зависимость от Порты. Захваченные турками земли вошли в домен турецкого султана и ханам никогда не подчинялись. В Крыму везде встали турецкие гарнизоны, местные богатства были разграблены, а мирных жителей стали насильно увозить на работы. Эти события повлекли важные историко-политические последствия для всех сопредельных с Крымом государственных образований, так как начиная с XV в., заселившие Крым турки и закрепившиеся там кочевники-мусульмане стали совершать набеги на соседей и, в частности, южно-русские украйны, с завидной регулярностью и безнаказанностью. Особенно страдали славяне, которых захватывая, продавали в рабство, обращая в чужую веру. В дальнейшем история многих южных народов так или иначе будет связана с турками и в этой связи кратко о них. В древние времена территория современной Турции была единственным доступным сухопутным путём из Европы в Азию и обратно. Знающие географию люди скажут, что есть путь через Кавказ и территорию России и Украины, но этот путь был недоступен, так как эти земли тогда населяли скифы, а с ними справиться никто не мог. В Малой Азии проживало немало народов: хетты, римляне, персы, фригийцы, греки и др. Турки-османы перебрались из Центральной Азии и поселились здесь в XI в. Их первый правитель Осман Гази (воин за веру) жил в XIII веке. Восточная римская империя тогда уже стала называться Византийской империей. Вот у неё то и стал понемногу отнимать земли Осман I.

Продолжение следует в части  26                http://proza.ru/2017/08/30/1867