Кн. 1 Том 3 Часть 3-3 Цер. ик. Б. Матери

Дудко 3
Храм Казанской иконы Божьей Матери в селе Алексеевка Алексеевского района.

Храм Казанской иконы Божией Матери в селе Алексеевка Алексеевского района Самарской области: Русская Православная Церковь, Самарская митрополия, Кинельская епархия, Алексеевское благочиние. Настоятель - Протоиерей Пушкаренко Павел Викторович.
Престольные праздники:
Казанской иконы Божией Матери - Июль 21 [по н.с.] (Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани), Ноябрь 4 [по н.с.] (избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году).
Seleste-rusa.livejoum

КНИГА 1 РОДОСЛОВНОЕ  ДРЕВО  СЕМЬИ  ДУДКО
ТОМ 3  АНАНИЙ  ИОАННОВИЧ  ПОКРОВСКИЙ
ЧАСТЬ 3-3 ХРАМ  СЕЛА  АЛЕКСЕЕВКА  ВО  ИМЯ  КАЗАНСКОЙ  БОЖЬЕЙ  МАТЕРИ

ХРАМ  НАД  РЕКОЙ

При замкнутости частной жизни до последней трети XIX века церковь являлась не только местом обращения к Богу, но и центром поддержания соседского общения.

Алексеевская  Казанская  церковь,  по  мнению  наших  сельских  прихожан,  была  самая  красивая  в  округе.  На  закате  или  восходе  церковь  искрилась  белизной,  как  огромная  белая  птица,  парила  над  Алексеевкой,  будто бы  защищая  её  своим  крылом.

«Деревянная церковь была построена в с. Землянки в 1839 году.  Приход - село Алексеевка.

В ее штат входили 2 священника (имелся один), один дьякон и один пономарь. Приусадебной земли у церкви не было, а было 492 десятины сенокосного угодья». (Изд. Самарского Губернского земства. 1885 г. инв. №18 стр. 3.)

«Дома у священника, дьякона и у пономаря были свои, (т.е. находились в частной собственности). Жалованье в год полагалось: старшему священнику - 144 рубля, младшему - 108, дьякону - 36, пономарю – 24 рубля». ( ф. 32. оп. 14. д. 386, 2 округ 1901г.)

В обязанности священника входило два раза в день справлять службу утром и вечером. Он проводил исповедание, крещение, венчание, отпевание «за упокой души», объявлял посты – говенья. Произносил проповеди, учил школьников «Закону Божьему». Ревниво следил за его соблюдением.

Всякое нарушение строго и болезненно пресекалось. Вокруг нарушителя создавалось общественное мнение как о безбожнике. Таким людям священник отказывал в крещении детей, венчании, отпевании покойников.

В  1851  году  Самара  из  небольшого  уездного  городка  была  преобразована  в  губернский  центр.  Это  событие  во  многом  определило  размах  строительства  культовых  зданий  новой  губернии.  В  Самаре  открылась  архиерейская  кафедра,  которую  возглавил  преосвященный  Евсевий.

Во вверенной  ему  епархии  Евсевий  развернул  широкую  деятельность  по  открытию  новых  приходов,  строительству  городских  и  сельских храмов.  Большую  помощь  в  этом  ему  оказывал  голова Самары  П. В. Алабин.

Согласно Указа Синода от 04.04. 1885г., притч Казанско – Богородицкой церкви с. Алексеевка должен был состоять из двух священников, дьякона и двух псаломщиков. Все они, за исключением дьякона, жили в домах, принадлежащих храму и расположенных на его земельных участках. Общая площадь пахотных, сенокосных земель, имевшихся у церкви с. Алексеевка, равнялась 55,5 десятин.

При храме имелась библиотека (214 книг и журналов), две школы (церковно – приходская и второклассная).

По Указу Святого Синода от 12 октября 1866 года, в церквях с 1867 года вводятся церковно- приходские летописи. В Указе подробно излагается, как должны вестись исторические летописи. Летопись должна вестись по годам, месяцам и числам, она для  приходской церкви заключала в себе большой интерес для будущего времени, как частный, так и общий.  С 1867 г.  в Алексеевской волости велась церковная летопись, но, к сожалению, она не сохранилась.

Царское правительство и помещики хорошо усвоили то обстоятельство, что легче держать народ в послушании с помощью церкви. Обратили внимание на такую черту характера народа, как  религиозность.

Поэтому по мере становления сел в них стали строиться церкви, причем в помещичьих селах строили помещики, а в остальных селах - за счет средства прихожан.



Приведённые выше описания касаются более позднего периода, а потому и условия проживания священников были лучше, чем в те времена, когда там жил и работал Иоанн Иульянов Покровский – отец Анания.

В Общей ведомости о церквях по благочинию г.Бузулука и др.сел за ф.32 опись 22, дело 2, фото 47 (1 января 1844 г. - 31 декабря 1844 г.), в которой упоминается  Иоанн  Иульянов Покровский, наш Главный Предок, записано следущее...



                ВЕДОМОСТЬ О ЦЕРКВИ

Казанской Божей матери Бузулукского уезда  села Алексеевского  за 1843 год.

1. Построена 1839 года тщением прихожан.

2. Зданием деревянная с колокольнею.

3. Престол в ней один, во имя Казанской Божьей матери,   холодная.

4. Утворью достаточна.

5. Причта получена по штату 1836 года. Священник один, дьячок один дьякон пономарь, с 1839 года по просьбе жителей определён и инок.

6. Земли при церкви усадебной, не отведено. А пашенной сенокосной  отведено 49 и ; десятин, на какую именной книги не выдано.

7. Дом для священника и дьячка и пономаря –  в доме Мирекива.  Деревянный без пристроек; пристрой, какой находится при них- собственный свой.

8. На содержание священно церковно служителей жаловоние не положено. Положенной муки по 1 пуду с венца они  не получают и довольствуются хлебом только от добровольного подаяния в некоторые праздничные дни и только по одному пуду со двора на весь притчт; деньгами получают тоже от подаяний добровольного затребо исправления.
 Содержание их достаточно.

9. Зданий, принадлежащих к этой церкви нет.

10. Расстоянием сия церковь – от консисторий в 410-и, от Духовных правлений в 320-и и от местного благочинного в 10 верстах.

11. Ближний к сей церкви суть село Зуевки в Михайло Архангельской в 20-и и  сёла Ореховки Михайло Архангельскойв 25 верстах.

12. Приписной к сей церкви нет.

13. Домовой в сей приход церкви нет.

14. Опись церковного имущества имеется за шнуром и печатью.

15. Оренбургской Духовной консисторий Соборного протоиереем Суботиным.

16. Копии с метрических книг с 1836 года и хранятся в целости.

17. Обыскная книга выданная из Оренбургского Духовного правления продолжается исправно, написанных листов 91, осталось …

18. Исповедная роспись с 1836 имеется и хранится в целости.

19. Писцовой земли или инако записанной в вечное имение церкви нет.

20. Вспомогательного оклада от Светейшего Сената нет.

21. Жалованья от казны нет.

22. Процентов с положенных в пользу причта капиталов нет.

   Три подписи


Вот в таких условиях существовал с семьёй  наш предок – Иоанн Иульянов Покровский, состоявший на службе в том 1843 году в церкви Казанской Божей матери Бузулукского уезда  села Алексеевского - псаломщиком.
В семье Иоанна уже была дочь Александра, и в том 1843 г. в селе Алексеевском родился сын -  Ананий