Храм Казанской иконы Божьей Матери в селе Алексеевка Алексеевского района.
Храм Казанской иконы Божией Матери в селе Алексеевка Алексеевского района Самарской области: Русская Православная Церковь, Самарская митрополия, Кинельская епархия, Алексеевское благочиние. Настоятель - Протоиерей Пушкаренко Павел Викторович.
Престольные праздники:
Казанской иконы Божией Матери - Июль 21 [по н.с.] (Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани), Ноябрь 4 [по н.с.] (избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году).
Seleste-rusa.livejoum
КНИГА 1 РОДОСЛОВНОЕ ДРЕВО СЕМЬИ ДУДКО
ТОМ 3 АНАНИЙ ИОАННОВИЧ ПОКРОВСКИЙ
ЧАСТЬ 3-3 ХРАМ СЕЛА АЛЕКСЕЕВКА ВО ИМЯ КАЗАНСКОЙ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ
ХРАМ НАД РЕКОЙ
При замкнутости частной жизни до последней трети XIX века церковь являлась не только местом обращения к Богу, но и центром поддержания соседского общения.
Алексеевская Казанская церковь, по мнению наших сельских прихожан, была самая красивая в округе. На закате или восходе церковь искрилась белизной, как огромная белая птица, парила над Алексеевкой, будто бы защищая её своим крылом.
«Деревянная церковь была построена в с. Землянки в 1839 году. Приход - село Алексеевка.
В ее штат входили 2 священника (имелся один), один дьякон и один пономарь. Приусадебной земли у церкви не было, а было 492 десятины сенокосного угодья». (Изд. Самарского Губернского земства. 1885 г. инв. №18 стр. 3.)
«Дома у священника, дьякона и у пономаря были свои, (т.е. находились в частной собственности). Жалованье в год полагалось: старшему священнику - 144 рубля, младшему - 108, дьякону - 36, пономарю – 24 рубля». ( ф. 32. оп. 14. д. 386, 2 округ 1901г.)
В обязанности священника входило два раза в день справлять службу утром и вечером. Он проводил исповедание, крещение, венчание, отпевание «за упокой души», объявлял посты – говенья. Произносил проповеди, учил школьников «Закону Божьему». Ревниво следил за его соблюдением.
Всякое нарушение строго и болезненно пресекалось. Вокруг нарушителя создавалось общественное мнение как о безбожнике. Таким людям священник отказывал в крещении детей, венчании, отпевании покойников.
В 1851 году Самара из небольшого уездного городка была преобразована в губернский центр. Это событие во многом определило размах строительства культовых зданий новой губернии. В Самаре открылась архиерейская кафедра, которую возглавил преосвященный Евсевий.
Во вверенной ему епархии Евсевий развернул широкую деятельность по открытию новых приходов, строительству городских и сельских храмов. Большую помощь в этом ему оказывал голова Самары П. В. Алабин.
Согласно Указа Синода от 04.04. 1885г., притч Казанско – Богородицкой церкви с. Алексеевка должен был состоять из двух священников, дьякона и двух псаломщиков. Все они, за исключением дьякона, жили в домах, принадлежащих храму и расположенных на его земельных участках. Общая площадь пахотных, сенокосных земель, имевшихся у церкви с. Алексеевка, равнялась 55,5 десятин.
При храме имелась библиотека (214 книг и журналов), две школы (церковно – приходская и второклассная).
По Указу Святого Синода от 12 октября 1866 года, в церквях с 1867 года вводятся церковно- приходские летописи. В Указе подробно излагается, как должны вестись исторические летописи. Летопись должна вестись по годам, месяцам и числам, она для приходской церкви заключала в себе большой интерес для будущего времени, как частный, так и общий. С 1867 г. в Алексеевской волости велась церковная летопись, но, к сожалению, она не сохранилась.
Царское правительство и помещики хорошо усвоили то обстоятельство, что легче держать народ в послушании с помощью церкви. Обратили внимание на такую черту характера народа, как религиозность.
Поэтому по мере становления сел в них стали строиться церкви, причем в помещичьих селах строили помещики, а в остальных селах - за счет средства прихожан.
Приведённые выше описания касаются более позднего периода, а потому и условия проживания священников были лучше, чем в те времена, когда там жил и работал Иоанн Иульянов Покровский – отец Анания.
В Общей ведомости о церквях по благочинию г.Бузулука и др.сел за ф.32 опись 22, дело 2, фото 47 (1 января 1844 г. - 31 декабря 1844 г.), в которой упоминается Иоанн Иульянов Покровский, наш Главный Предок, записано следущее...
ВЕДОМОСТЬ О ЦЕРКВИ
Казанской Божей матери Бузулукского уезда села Алексеевского за 1843 год.
1. Построена 1839 года тщением прихожан.
2. Зданием деревянная с колокольнею.
3. Престол в ней один, во имя Казанской Божьей матери, холодная.
4. Утворью достаточна.
5. Причта получена по штату 1836 года. Священник один, дьячок один дьякон пономарь, с 1839 года по просьбе жителей определён и инок.
6. Земли при церкви усадебной, не отведено. А пашенной сенокосной отведено 49 и ; десятин, на какую именной книги не выдано.
7. Дом для священника и дьячка и пономаря – в доме Мирекива. Деревянный без пристроек; пристрой, какой находится при них- собственный свой.
8. На содержание священно церковно служителей жаловоние не положено. Положенной муки по 1 пуду с венца они не получают и довольствуются хлебом только от добровольного подаяния в некоторые праздничные дни и только по одному пуду со двора на весь притчт; деньгами получают тоже от подаяний добровольного затребо исправления.
Содержание их достаточно.
9. Зданий, принадлежащих к этой церкви нет.
10. Расстоянием сия церковь – от консисторий в 410-и, от Духовных правлений в 320-и и от местного благочинного в 10 верстах.
11. Ближний к сей церкви суть село Зуевки в Михайло Архангельской в 20-и и сёла Ореховки Михайло Архангельскойв 25 верстах.
12. Приписной к сей церкви нет.
13. Домовой в сей приход церкви нет.
14. Опись церковного имущества имеется за шнуром и печатью.
15. Оренбургской Духовной консисторий Соборного протоиереем Суботиным.
16. Копии с метрических книг с 1836 года и хранятся в целости.
17. Обыскная книга выданная из Оренбургского Духовного правления продолжается исправно, написанных листов 91, осталось …
18. Исповедная роспись с 1836 имеется и хранится в целости.
19. Писцовой земли или инако записанной в вечное имение церкви нет.
20. Вспомогательного оклада от Светейшего Сената нет.
21. Жалованья от казны нет.
22. Процентов с положенных в пользу причта капиталов нет.
Три подписи
Вот в таких условиях существовал с семьёй наш предок – Иоанн Иульянов Покровский, состоявший на службе в том 1843 году в церкви Казанской Божей матери Бузулукского уезда села Алексеевского - псаломщиком.
В семье Иоанна уже была дочь Александра, и в том 1843 г. в селе Алексеевском родился сын - Ананий