Как я из Крыма уезжал

Юрий Петров Тагильский
Ещё в Алуште, ожидая свой автобус, было немного удивительно наблюдать за Алуштинским автовокзалом. Вроде только что там стояли маленькие автобусы местного сообщения, курсирующие внутри Крыма. Но после 2 часов дня они почти все уехали и тут же чуть ли не колонной стали подъезжать к платформам автовокзала большие автобусы. Причём, они все были не заказные, а рейсовые. На одном из них стоял маршрут "Ялта - Майкоп", на другом "Ялта - Ессентуки", на третьем "Ялта - Ростов на Дону". Возможно, были ещё какие большие автобусы, но маршруты их не запомнил. Найдя свой, я предъявил водителю багажный билет, поставил сумку в багажник и прошёл в салон. Контролёров, проверяющих билеты, не было здесь вообще. Автобус поехал практически сразу, как я занял своё место.
Мы вновь ехали по горной дороге в сторону Симферополя. Бежали на встречу мне троллейбусные провода. Извивалась змеёю узкая дорога. Казалось, что всё до боли стало это мне знакомо за неделю пребывания в Крыму. Но в тоже самое время я понимал, что сюда уже не вернусь. От чего становилось немного даже грустно.
Лишь в Симферополе проверили на автовокзале мой билет. После ещё были остановки в Феодосии и Керчи. Стояли там не больше 15 минут. В общем 4 часа путешествия по дорогам Крыма проходили, как в обычном междугороднем автобусе в основной части России.
Но после отправления с автовокзала города Керчь водитель по микрофону объявил, чтобы все готовили свои паспорта и свидетельства о рождении. Затем по салону прошёл второй водитель и собрал их у нас. В Керченском порту после небольшой стоянки нас снова собрали всех в автобусе, сделав перекличку вернули паспорта с билетам на паром. По микрофону водитель автобуса сразу сказал, чтобы когда пройдём досмотр, снова вернулись в автобус. На паром самим подниматься он запретил. Что было нельзя сказать про пассажиров, путешествующих по единому билету "поезд-автобус - паром - автобус".  В Крым доставляли их автобусы не рейсовые, а с надписью "заказной - единый билет". По прибытию в порт Кавказ или в Крыму, в Керченский порт, пассажиры на паром вместе с сумками входили сами. Потом по прибытию на другой берег, их ожидал уже другой автобус.
Тогда как мы все пассажиры рейсового автобуса сообщением "Ялта - Ростов на Дону", вновь покинули автобус и, забрав свои сумки из багажника, пошли на контроль. Охранник проверил у всех билеты на паром, просветил наши вещи через металлоискатель, и мы пошли дальше.
А дальше была зона свободной торговли, как в магазинах аэропортов. Туда же вскоре стали подъезжать автобусы, в том числе и наш. Вновь мы все погрузились. Прошёл контролёр забрал наши паромные билеты. После мы въехали в грузовой отсек большого трёх палубного парома. Здесь из автобуса  можно было не выходить. Но в тоже самое время водитель по микрофону предложил выйти, сказав, что как только приблизимся к берегу, чтобы все вернулись в автобус. Ждать ни кого не будем. Я поднялся на вторую палубу. Паром был настолько огромен, что трудно было поверить, что находишься на корабле. Здесь располагались пассажирские салоны. Находились магазины. Только выйдя в прогулочный отсек становилось понятно, что мы плывём на пароме. 2 и 3 палуба здесь были пассажирскими. Плыли где-то 15 минут. Но многие пассажиры в автобус вернулись ранее. Паром ещё даже не остановился.
После мы вслед за другими машинами автобусами съехали с парома и взяли курс на Ростов на Дону. Было где-то уже около 11 часов ночи. Правда вскоре нас остановили на полицейском блок-посту. Но второй водитель, который собирал у нас ранее паспорта вышел из автобуса. Пожал руки обоим полицейским, о чём то с ними быстро поговорил. Мы поехали дальше. Тогда как другие два рейсовых автобуса сообщением "Ялта - Ессентуки" и "Ялта-Майкоп" остались стоять там с открытыми багажниками для досмотра. Именно с этими автобусами наравне мы ехали впритык друг к другу до самой Керчи. В Ростов на Дону после 14 часов пути мы прибыли в 6 часов утра, на старый автовокзал.