Мужские архетипы анахаты. Общая характеристика

Екатерина Бычковская
Анахата, чакра сердца  (стихия – Воздух)– первая чакра Животного  в человеке.  Тут происходит очень непростое для Духа принятие несовершенства копий совершенного Образа. Принятие, сочувствие, любовь и радость проживания жизни Духа именно в этом теле, в этой семье, стране и так далее… Тут приходится увидеть не только себя в зеркале — увидеть других. И себя среди них — несовершенного среди несовершенных. Тут у мужчины возникает любовь к женщине, мужская, а не человеческая.

Цвет сердечной чакры  – зеленый. Слово «анахата»  означает «чистый» или «не испытавший удара». Блокируют   сердечную чакру страдание, скорбь, зависть, злоба, тоска.  Нересурсность анахаты – ностальгия. По прошлому,  по «золотому веку», по Космосу и возвышенности Аджны («Аурум» - золото, золотые ауры святых)

Анахата – «здесь и сейчас», то есть — всегда. Пока мы живы, наше сердце бъется.  Кроме сердца к анахате относятся легкие - дыхание.  Мы дышим — и мы живем. Естественное проявление анахаты – легкость, любовь, радость, спокойствие.

У мужчины чакра анахата – принимающая. Любовь поражает его в самое сердце и он жертвует свободой (качество анахаты) ради брака, спускаясь на ступень ниже, в манипуру
Мужские архетипы анахаты – Христос (Король Артур), Кришна,  Эрос, Дионис.
ВСЕ И СРАЗУ — ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС.
Сердце — центр. Самое защищаемое, уязвимое,  сокровенное  и необходимое. Говорят - «в самом сердце чего-то», подразумевая — в центре.
В системе чакр позвоночника ( нулевую чакру мы не рассматриваем, так как она напрямую не связана  с остальными), сердечная чакра действительно   находится в центре: три до нее — сахасрара, аджна, вишудха, и три после нее -  манипура, свадхистана, муладхара. 

Сердце, как мы уже говорили при описании женских архетипов,  –  котел, где сплавляются энергии верха и низа.  Баланс стихий в анахате  - дело тонкое. Опасно, когда сердце целиком заполняет огонь.  Грустно, если в сердце, изгоняя теплую атмосферу дружбы и земной любви, поселяются энергии высших чакр –эфир и свет.
И, как уже упоминалось, у большинства людей анахата похожа не на простор для свободного парения, а на захламленную комнату с бронированными стенами. Причем среди хлама преобладают тюки с тротилом, бочки с динамитом и мины замедленного действия:травмы, обиды, голод по любви.
При спуске Духа из вишудхи в анахату он погружается в вихрь эмоций. Он теряет защиту — он никакой не особенный, он не Богочеловек — просто зверек, нуждающийся в ласке.
Поэтому большой риск на Пути Духа — станцию «Анахата» просто проскочить. Без остановки! Спуститься в манипуру, где любовью можно просто владеть — купить ее за деньги или власть. И далее — в свадхистану, где сердечность заменит эротика, уют или мышечные радости.  И - в муладхару — где любовью называется секс. И — все. Дальше — в трансформацию, чаемую при спуске мужского за грань Смерти, в нулевую чакру  - «поезд не пойдет».
Другой вариант — остаться наверху, совсем наверху, там, где безопасно. Где — чистое сияние вечного разума, где — любовь к недоступной Даме...
Кроме  вертикальной оси  позвоночника, через сердце проходит горизонтальная плоскость раскинутых рук. Очень сильные потоки энергии  вовне и внутрь, от мира и в мир тоже идут от через сердечную чакру. Анахата -  крест энергий, символ Христа, но и - дохристианский, символ четырех направлений, полноты, четверицы.
В сердце мы хотим «все и сразу» - давать и брать, хотеть, владеть, восхищаться и соединяться со Вселенной в космическом танце. При работе с женскими архетипами мы научились различать энергии, разбирать их, как Психея сортировала смешанное зерно.  При работе с мужскими энергиями задача — задействовать все энергии, соединить их мощь — в сердце, наполнить его жизнью. Обжиться в нем, научиться быть в материи, в теле — но оставаться в Духе, в воздухе.
А это под силу только тогда, когда мы следуем  принципу «здесь и сейчас», принципу всех четырех мужских архетипов аджны.

 КРУТОЙ СПУСК

Схождение Духа в животное тело, в  в Медное Царство – метафорически обозначается как    рождение  Христа и  Кришны в человеческом теле  и брак  Эроса  и Диониса со смертной.
Это- окончательная потеря бессмертия, даже иллюзорного бессмертия вишудхи. Но, вместе с тем это — потеря страха смерти.  Опять противоречие, дуализм, но для Духа он сохраняется всегда — пока Дух о себе не забываает.
Ключевое слово анахаты — принятие. Мы принимаем условия этого воплощения и подписываемся кровью своего сердца. Теперь мы наравне с другими людьми и со всей биосферой, биомассой. Теряя уникальность, в анахате дух обретает способность к эмпатии, состраданию-сочувствию. На самом деле нет чужих, нет других — в этом ресурс сердца.
Если же в анахате энергии проявляются нересурсно, эмпатия умирает.  Вот, например  в Цюрихском университете изучали нейронный ответ человека на страдания других людей. Мужчины смотрели, как в соседней комнате получает удары электрическим током либо болельщик их собственного клуба, либо болельщик клуба-соперника. Все наблюдатели были фанатами «со стажем». И эмпатию они проявляли к болельщикам только своего клуба. А страдания болельщика соперничающего клуба активировали в мозгу центры удовольствия! Итак — чем больше вокруг чужих (за страх чужих отвечает свадхистана, за его раздувание - манипура) – тем меньше эмпатии. Хочешь подавить ее полностью? Сделай чужими всех вокруг, а себя – исключительным, избранным ( вишудха и аджна!). Это опять разговор о перепутке энергий чакр. Но, если все время возвращаться в сердце и смотреть из него, быть в нем — оно наполняется сочувствием.
У мужчин чакра анахата — принимающая. Все, что нужно сделать -  позволить себе  принадлежать. И -  принимать  свои чувства.

ВЕРА, ЛЮБОВЬ  И СТРАСТЬ

В анахате живет одно из главнейших человеческих чувств – религиозное чувство, вера. Что это знают все, но  - объяснить? Отсутствие слов — свойство анахаты, как животной чакры. А тут отсутствие слов — двойное: Слово Бога также неизьяснимо, как бессловесность тварей. Анахата и аджна связаны отношениями Пастырь-Стадо: один не существует без другого.
Метафора текста сопровождает мужской путь, как метафора ткани (текстиля. материи) — женский. И на уровне анахаты текст вишудхи становится подтекстом — энергией, в слова вложенной.  Слова «я люблю», «я верю» - ничто без интонации, без живого присутствия тела в мире материи, без стука сердца.
Веру и любовь оживляет страсть —  то есть страдание, а в общем смысле — все чувства. Все, что выстрадано, подтверждено жизнью. Знание  критично, вера же – абсолютна: Здесь и Сейчас. Если мы взглянем на своих близких с холодным сердцем, мы увидим, что они ничем не отличаются от остальных людей. Так говорят нам доводы разума (аджна).  Вера в Абсолют, в Дух — память о Духе -  это знание сердца, «самого главного глазами (аджной) не увидишь».
Разум говорит нам, что мир  ( то есть Бог) несправедлив. Или нам это кажется? И что есть справедливость? Вопрос справедливости Бога —  вот главный вопрос веры. Адам в раю совершил грех — и грех этот был грехом неблагодарности.  Разделив божье творенье на добро и зло, он упрекнул Бога в несправедливости. Задача Духа на уровне анахаты — вновь поверить в справедливость Небесного Отца, об этом — большинство сюжетов, связанных с мужскими архетипами сердечной чакры. На уровне анахаты важна также совесть — весть от Бога, получаемая совместно, всеми.

 ЛЮБОВЬ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ

В системе «Четверица» при работе с мужскими архетипами мы следуем по пути Духа вниз. Мужчина спускается из вишудхи, чакры исключительности и одиночества - в анахату: теперь их двое- он и его возлюбленная. И, полюбив, мужчина вступает в брак: это уже - чакра манипура. Брак — это договор ( уровень манипуры и уровень вишудхи, Гермеса). Любовь — это баланс, неустойчивое равновесие. Баланс изначально предполагает риск, возможность испытать боль. Любовь подвигает на то, чтобы дать чуть больше, чем партнер ( как негатива, так и позитива). Любовь ведет к развитию — Души.
 В современной европейской культуре существует некий культ «любви», однако что это такое – остается загадкой, это не выразимо словами.  А в  обыденной жизни любовь, к сожалению, часто проявляется как боль. Связанно это с тем, что, не испытывая ее к себе,  мы требуем ее от других. Других мы назначаем своими отражениями в зеркале — а это застревание на стадии вишудхи.
Любовь к себе…Даже не так – «любовь себя», предлог  «к» отделяет нас от объекта, который с нами, субъектом, неразделим. «Любовь себя»  - самое главное и самое трудное!  Эта трудность – на семантическом уровне, уровне вишудхи. Для животного или маленького ребенка тут проблемы нет – взрослый же человек обречен на нее.
 И тут опять возникает вопрос веры — то есть — доверия. Доверчивость, доверие - чувство чакры анахаты. Сердце верит в лучшее, оно ведь знает, что бесценно! Этой потребностью в любви и высокой оценке часто злоупотребляют, наносят сердцу удары. Возникает настороженность. А платой за вечную настороженность становится безразличие ( за которое отвечает Антэрос, брат-близнец Эроса).
Любовь между мужчиной и женщиной из всех видов любви  — самая сильная и самая важная — от нее рождаются дети. Поэтому все что относится к отношениям в паре на уровне сердечной чакры пугающим образом похоже на рассуждения Ольги Валяевых и прочих ведических фундаменталистов. Мужчина доминирует и активен, женщина - покорна и пассивна. По этой же схеме взаимодействует большинство млекопитающих- самец доминирует над самкой.
Основная функция женского тела ( тела, но не женщины!) - деторождение и вскармливание потомства. Анахата - чакра тела, и сердце живет по законам  по законам тела. Отрицать это глупо, но фокусировать внимание только на этом — тоже. Любовь - чувство телесное, земное, материальное. Для сердечной любви необходимо присутствие любимого человека рядом, визуальный и телесный контакт - прикосновения, ласки. Любовь тесно связана с физиологией и анатомией.
Например: есть в нашем организме  блуждающий нерв, который, условно говоря,  связывает сердце с мозгом и с животом.  Этот нерв стимулирует лицевые мышцы, делая нашу мимику похожей на мимику собеседника. Он  настраивает мышцы среднего уха так, чтобы прежде всего различать голос любимого или любимой среди окружающего шума. Так вот: чем выше тонус блуждающего нерва, тем лучше мы контролируем эмоции, тем  более внимательны, общительны, дружелюбны и – сильнее и чаще чувствуем любовь.
За  теплую, сердечную, телесную любовь отвечает гормон окситоцин, производимый гипоталамусом.  Он вызывает партнерскую нежность и любовь к детям, усиливает любовь к себе, дружелюбие и открытость, регулирует выработку мужского гормона  тестостерона, способствует выработке эндорфина ( гормоном счастья), угнетает гормоны стресса, повышает либидо, ускоряет регенерацию  тканей. Он  стимулирует образование клеток сердца, обеспечивает спокойный сон, снижает  алкогольную и другие виды зависимостей, избавляет от лишнего веса. Интересным образом окситоцин воздействует на память,делая ее избирательной - помогая запечатлеть счастливые моменты жизни, но  «стирая» плохие воспоминания. Концентрация окситоцина в крови повышается при телесном  контакте  влюбленных и при проявлении заботы о ком-то.
Еще один важный  для сердечной чакры и очень «мужской» гормон — адреналин («андрос» - мужской). Это гормон сильных эмоций.  Он вызывает бурю страстей, он отвечает за «второе дыхание», он заставляет сердце биться чаще. В состоянии адреналинового всплеска человек способен на невероятные вещи.  Уровень энергии провышается многократно. Поэтому и становятся люди «адреналиновыми наркоманами», ищущие риск и только риск. Во течение первой стадии любви, когда даму надо завоевать, адреналин также очень важен, затем он уступает место  окситоцину.

ДУША И СМЕРТЬ

Анахата — первая (на пути сверху вниз) чакра тела, но именно на уровне анахаты мы встречаемся с понятием «Души». Душа, Психея — архетип женской колоды. Душа — по латыни — Анима. Но  и при изучении мужских архетипов анахаты это понятие крайне важно. Если мы следуем метафоре «Человек — это женщина Бога», то Душа человека — это то, что принимает Дух, то, что живет в Духе. Это — Анима Бога, жаждущая воссоединения с ним. Душу традиционно помещают в сердце, ощущают ее — там. Душа отлетает с последним выдохом и даже, говорят, что-то весит — одиннадцать грамм.
Идея о том, что плоть смертна, а душа — вечна, прослеживается в большинстве религий. Каким-то образром в анахате есть убеждение в отсутствии Смерти. В философии и мистике есть также понятие «Мировой души», иногда ее отождествляют с Духом, иногда  душа обеспечивает приобщённость здешнего мира необходимости к высшему миру идей.
Индивидуальную человеческую душу «привозит» Мара-Смерть  в своей ладье из царства Нави, из нулевой чакры. На Земле, в материи, она входит в тело и живет в нем, как может. А куда девается потом?Популярная  теория метемпсихоза — «переселения душ», реинкарнации — принимается восточными религиями и поддерживалась Платоном. Он ввел термин АНАМНЕСИС, припоминание.  Это  состояние человеческой души, припоминающей в здешнем мире виденное ею в  неком мире потустороннем. Объекты припоминания— идеи—образцы того, что в чувственном мире выступает только в виде подобий, метафор. И это отсылает нас к мужским энергиям аджны, к началу пути Духа и подтверждает идею о том, что анахата — центр, где сплавляются энергии верха и низа.