История с директором

Вячеслав Вишенин
                Как – то мы сидели с друзьями и вспоминали забавные случаи, которые произошли с нами в школе. Кто-то садился на кнопку, подложенную на стул, кто-то обнаруживал у себя в портфеле мышей или ужиков, на кого-то падала швабра или опрокидывалось ведро с водой, кто-то ходил весь окрашенный мелом или с табличкой на спине «Я – дурак», и не понимал, почему над ним смеется весь класс. Да мало ли, на какие проверки друзьям горазд детский ум?
 
                Вспомнилось и то, какие эксперименты ставились над учителями, например, когда весь класс молчал на уроке, и учитель не понимал, что происходит. Или, когда все, кого спрашивал педагог, отвечали, что он не готов, или когда весь класс уходил с уроков. А на следующий день всех вызывали с родителями. Но больше всего меня поразила история, рассказанная Александром Карамышевым. Странно, что эту историю он рассказал мне только сейчас, спустя столько лет. Это сейчас Карамышев большой начальник, а тогда, 40 лет назад, он был просто Санькой, 10-летним пацаном и учеником 3-го класса «Б» средней школы имени Ленина города Карсуна. Это такой небольшой городок в Ульяновской области.

                Так вот, история получилась такая. Как-то после уроков классная руководительница всех ребят отпустила домой.
- Все свободны. А ты, Карамышев, задержись.
- А что такое, Наталья Николавна?
- Скажи мне, Саша, ты выполнил домашнюю работу по русскому языку?
- Какую?
- Я на полях написала тебе слово «директор» и велела переписать это слово десять раз.
- Я… забыл, Наталья Николавна, но… я прекрасно знаю, как пишется это слово.
- Ну, вот и замечательно. Сейчас ты мне напишешь его на доске, и, если оно будет написано правильно, ты тут же отправишься домой.
Санька хмыкнул, подошел к доске и уверенно вывел мелом слово «деректор».
- Я могу идти?
- Нет, Карамышев, не можешь. Слово написано неправильно.
- А где у меня ошибка? – Санька решил схитрить.
- Ошибка есть, Карамышев. Но где – я тебе не скажу. Подумай сам.
Санька постоял у доски, потом зачеркнул ранее написанное слово и вывел заново «дирехтор».
- Так?
- Нет, не так!
- Вы обманываете меня, Наталья Николавна!
- Не обманываю, Карамышев. И это слово написано неправильно.

                Санька усиленно тер лоб, чесал затылок и тщетно пытался вспомнить, как же выглядит «это слово» на табличке директора школы.
- «Директар»?
 - Нет, не то.
 - «Дилектур»?
-  Опять мимо.
- «Делектор»? «Делектар»? «Дерехтор»?
- Неправильно. Неправильно. Неправильно.
- «Директур»?
- Нет.
- «Дирехтур»?
- Снова нет.
- Да как же пишется это проклятое слово?
- Думай.
- Вы специально надо мной издеваетесь, Наталья Николавна. Не может такого быть, чтобы я до сих пор не написал правильно это слово.
- Саша, ты пишешь всё, кроме одного единственного правильного варианта. 
- «Делехтур»?
- Неверно.
- "Деректр"
- Опять мимо.
                Санька взмок. Он стоял у доски уже два часа, исписал сотни вариантов этого треклятого слово, но все они были неверны. Он уже жалел, что не выполнил домашнюю работу. «Сейчас бы уже с мальчишками в футбол гонял…А теперь стой тут у доски и пиши это ужасное неподдающееся слово…». От досады у парня на глазах выступили слезы:
- Наталья Николаевна, простите меня. Я всегда теперь буду выполнять домашнюю работу. Только скажите мне, как же оно все-таки пишется?
- Ладно, Карамышев. Так уж и быть. Смотри, пишется так - «ди-рек-тор». Это словарное слово, с безударной гласной в первом слоге. Проверочных слов нет. Поэтому, его легче запоминать, когда напишешь несколько раз. Для этого я тебе и выписала его на поля тетради, чтобы ты позанимался и запомнил. А ты даже и внимания не обратил. Эх, ты!
- Я больше не буду.
- Ладно уж, иди, грамотей. Беги домой, а то дома тебя, наверно, заждались. И запомни: будешь плохо учиться – я пожалуюсь на тебя….делехтору!