Гайка

Мазур Татьяна
     Маленькие машинки Джипка, Соня, Крестик и Забияка каждый год проходили техосмостр в мастерской у дяди Васи. Механик внимательно осматривал двигатели, тестировал тормозную систему, подкручивал гайки. Не спеша проверял, горят ли все лампочки, хорошо ли крутится руль.
     – Зачем нам нужен этот техосмотр? Только время теряем! – возмущался легковой автомобиль Забияка. – Я и так знаю, что у меня всё работает хорошо. И, если какая-то лампочка в фаре перегорит, то кто-нибудь из друзей мне обязательно об этом просигналит.
     – Не все можно так просто увидеть, как лампочки, – возражал ему внедорожник Джипка. Но убедить товарища в необходимости техосмотра ему так и не удалось. Когда друзья поехали в мастерскую, то Забияки с ними не было.

     Как-то раз Джипка и Забияка ехали за городом. Вокруг был лес. Они разогнались до предельно разрешенной скорости и наслаждались свободной дорогой, ветром, гудящим за стёклами, мелькающим за окнами солнечным лесным пейзажем.
     Но вдруг неожиданно  гайка на колесе у Забияки открутилась, и колесо, сделав ещё несколько оборотов, оторвалось. Оно покатилось на большой скорости дальше по дороге, упало в овраг, поскакало по дну оврага и плюхнулось прямо в реку. Течение подхватило колесо и понесло его вниз по реке.
     Оставшись на трёх колёсах, Забияка с трудом смог удержать руль и затормозить, едва не свалившись в кювет.
     – Что теперь делать? Придётся вызывать эвакуатор и ждать полдня, когда он приедет, – сокрушался автомобиль. – Хорошо, хоть в дерево не врезался.
     – Не расстраивайся, – сказал Джипка. – Я поеду, поищу колесо.
     Он спустился в овраг и спросил у веселившихся там лягушек, не видели ли они колесо, катившееся мимо?
     – Как это не видели? Конечно, видели, – заквакали лягушата. – Оно чуть всех нас не передавило, еле успели отпрыгнуть. Туда покатилось, – и они указали направление.
     Джипка доехал до реки.
     – Колесо упало в реку и уплыло, – подсказали ему зайцы, прыгавшие около воды.
     – Жаль, что рыбы не говорят, тогда бы я узнал, где оно сейчас: утонуло или прибилось к берегу.
     – Это можно узнать и без рыб, – засмеялась маленькая пташка. – Я пролетала над рекой и видела, что уплыло колесо вниз по течению, а там его медведь выловил и в берлогу к себе унёс.
     Поехал Джипка к медведю, попросил:
     – Мишка, отдай колесо, пожалуйста.
     – Не отдам, – говорит медведь. – Я его нашёл, из реки достал. Моё это колесо. Я его под голову положу вместо подушки, мне так спать будет удобнее. А днём из него можно сделать отличный столик.
     – Мой друг ехать не может без этого колеса, – стал объяснять Джипка.
     Медведь задумался:
     – Ну вот, если ты мне корзину малины соберёшь, то я, пожалуй, поменяю её на колесо.
     Взял внедорожник корзинку, поехал в заросли малины, растущие неподалёку от реки. Только вот незадача: ягодки-то маленькие, неудобно их собирать, не получается у Джипки, только кусты все передавил.
     – Птички, – попросил он синичек, пролетавших мимо, – помогите собрать  малину для медведя, чтобы на колесо её обменять.
     – Нам некогда, надо гнёзда чинить и утеплять. Вот, если ты маленьких прутиков нам насобираешь и пуха, то и мы тебе поможем.
     Попробовал Джипка прутики собирать, не вышло, мелкие сильно.
     – Мышки, может быть, вы мне поможете? – попросил он грызунов, суетившихся неподалёку.
     – А ты нам норку вырой, тогда мы насобираем  прутиков и пуха найдём.
     Достал Джипка лопату из багажника, стал нору копать. Получилась хорошая нора, глубокая, да только мышам-то не подходит, уж больно просторная!
     Увидел Джипка крота, стал его просить мышам подходящую норку вырыть. Не отказался крот, только попросил яблок ему с дикой яблони сорвать, запасы ведь на зиму нужно делать, а самому не достать.
     – Это я могу, – заулыбался автомобиль. Он разогнался чуть-чуть,  толкнул немного деревце, и яблоки посыпались на землю. Джипка собрал их, отдал кроту, крот вырыл норку для мышей, мышки нашли прутья и пух для птичек, птички собрали полную корзину малины. Внедорожник поехал к медведю и обменял ягоду на колесо.
     Вернувшись к Забияке, Джипка рассказал ему о том, как удалось вернуть колесо. Забияка усмехнулся:
     – Выходит, никто просто так не стал помогать, всем что-то было нужно. "Ты мне, я – тебе".
     Джипка задумался:
     – А мне кажется, просто все друг другу чем-то помогли и остались довольны.
     Джипка хотел приделать Забияке колесо, но вдруг понял:
     – Гайки-то нет! Она открутилась и улетела куда-то в лес ещё до того, как отвалилось колесо! А гайка-то маленькая, её в кустах не найти, да и где искать?
    
     Птицы мгновенно разнесли по лесу весть: «Джипке нужна помощь, он гайку потерял». Прибежали все: и мышки, и зайцы, и белки. Прискакали лягушки, приполз крот. Птицы прилетели, даже медведь пришёл. Обследовали каждый кустик, заглянули под каждый камешек. Искали и в траве, и в упавшей листве и, наконец, нашли потерявшуюся гайку! Все стали радоваться и поздравлять друг друга. Машинки поблагодарили зверят и птиц за помощь.
     – Знаешь, Джипка, – задумчиво сказал Забияка, – благодаря вот такой маленькой гайке, я кое-что важное в жизни понял!...Да, и ещё… поеду я, пожалуй, в мастерскую на техосмотр!