Коломбина выходит из треугольника

Елена Малинина
*Этот рассказ о том, как с помощью психолога-драматиста можно разрешить свою проблемную ситуацию. Основано на реальных событиях*

– За мной всегда ухаживали двое мужчин. Сколько себя помню. Даже в детском саду в меня были влюблены сразу два мальчика. А я… я никогда не могла остановиться на ком-то одном. Вот и сейчас… То ли мне жалко обоих, то ли каждый по-своему хорош. А может, я просто жадная до любви – любите меня все, да побольше?

Режиссёр с большим интересом смотрел на свою клиентку. Внутри он разговаривал сам с собой, но в этот раз не как с психотерапевтом – сейчас в нём говорил мужчина. «Да в кого же ещё влюбляться, как не в такую женщину?! Движения плавные, грациозные, и в то же время наполнены какой-то заводной динамикой. Взгляд глубокий, но чёртик всегда на поверхности… Неужели она про себя этого не знает?»
 
– И что же вас беспокоит в вашей истории? – выступил вперёд мужчины психотерапевт.

– Я сама себя беспокою. Какая-то ненормальная. Давно пора создать семью, выбрать спутника жизни… Что вообще происходит?

– Хорошо, – Режиссёр встал с кресла, окончательно вернув себя в процесс психотерапии. – Давайте начнём разбираться!

И он широким жестом руки пригласил женщину проследовать за ним на сцену.
 
– Для начала предлагаю расставить героев драмы так, как они расположены относительно друг друга в вашем внутреннем мире. Мои ассистенты помогут нам.

И Режиссёр, обернувшись в сторону трёх сидящих в зале актёров, подал им знак подняться на сцену и включиться в игру.
 
– Молодые люди сыграют ваших мужчин, – пояснил он, – а девушка – вас.

Женщина внимательно посмотрела сначала на одного мужчину, потом на другого.
 
– Вы будете стоять здесь, – обратилась она к высокому и улыбчивому и отвела его за руку в угол сцены. – Вы почти всегда в тени, но иногда выходите из неё. Неожиданно, но осторожно.

Затем женщина подошла к другому, скромного вида молодому человеку, и подвела его к краю сцены:

– А вы стоите здесь, но повёрнуты всегда ко мне, даже руками тянетесь.

И она показала, какую позу нужно принять, а сама встала на другой край сцены на равном расстоянии от обоих актёров. Фигуры образовали треугольник. Режиссёр попросил женщину побыть на месте того мужчины, который стоял в углу. А чтобы ей было легче выражать свои чувства из этой роли, девушка-актриса встала на место главной героини.

Женщина отошла в угол сцены, представила себя в образе «героя в тени» и произнесла его речь:

– Говорят, что я легкомысленный повеса и не слишком умён… Но это только потому, что иду по жизни, смеясь. Так легче. Не хочу погружаться в жизненные трудности, и именно из-за этого не вступаю в серьёзные отношения. И мне нечего предложить женщине, стоящей напротив. Я знаю, она достойна другого, надёжного и преданного мужчины, и скорее всего, я мешаю ей устроить свою судьбу… Но я также знаю, что ей нравится бывать со мной. Нас влечёт друг к другу, мы отлично проводим время. И я не собираюсь отказываться от неё.

– Хорошо, – сказал Режиссёр, – а теперь послушаем другого мужчину.

И он подвёл героиню драмы к краю сцены, куда она поставила второго актёра. Представив себя в его роли и глядя на актрису, изображающую её саму, женщина произнесла:

– Я всегда в печали, моя душа полна слёз. Ведь я страдаю от неразделённой любви… Эта женщина восхитительна, я без ума от неё! Могу часами стоять у её окна и читать ей свои стихи. Я готов забыть о себе и преданно служить ей, лишь бы быть с нею рядом. А она… она смотрит в другую сторону. Я знаю, ей интересны мужчины, совсем непохожие на меня, но не могу отказаться от неё. Это выше моих сил.

Режиссёр попросил женщину встать на своё место. Актёры сыграли её мужчин, повторив то, что выдала из ролей сама хозяйка драмы. Она внимательно смотрела на обоих и слушала их слова. Также она слушала себя, свои возникшие при этом чувства. А потом сказала:

– Мне нравится и тот, и другой, мне трудно сделать выбор. Один привлекает меня своей непредсказуемостью, смехом, лёгкостью. С ним я чувствую себя молодой, озорной и весёлой. А второй… несомненно, он берёт верностью и преданностью. Я знаю, если захочу, он всегда будет рядом, как бы я ни выглядела и как бы себя ни вела… И это очень подкупает.

Режиссёр отвёл героиню в сторону. Актёры остались стоять на своих местах.

– Вы видите этот треугольник?

– Да, – ответила женщина.

– А вы узнаёте кого-то из персонажей известных вам сюжетов или
пьес?

– Конечно! – с восклицанием отметила женщина. – Вот этот похож на Пьеро.

И она указала рукой на печального героя.
 
– Да, я тоже его узнал, – улыбнувшись, кивнул Режиссёр. – Это самый грустный персонаж итальянской комедии масок. И если он несчастный плачущий Пьеро, то тот, второй – его соперник, весельчак и балагур Арлекин.

– Точно! – женщина перевела взгляд от сцены на Режиссёра, и глаза
её распахнулись от внутреннего озарения.

– И тогда вы догадываетесь, кем являетесь сами в этом классическом
любовном треугольнике?

– Нет, – она растерянно посмотрела на актрису, играющую её, надеясь всё же распознать в ней знакомого персонажа. – Я не очень-то знакома с комедией масок.

– Это Коломбина, – с заметной симпатией к образу произнёс Режиссёр. – Возлюбленная Пьеро, любовь всей его жизни. В каких-то пьесах она даже фигурирует в качестве его жены. Именно ей грустный мим посвящает свои стихи и песни. А грустит он потому, что Коломбина не может ответить ему взаимностью. Она яркая кокетка и прозорливая женщина. Ей нравится находиться в гуще событий, испытывать бурные эмоции, драйв. Поэтому ей интересен Арлекин – с ним в её жизни достаточно приключений и будоражащих тайн. Ради этого она даже готова страдать: сама пролила по нему немало слёз.

– Ну нет, – с усилением голоса возразила Режиссёру женщина, – страдать никому не хочется, и мне в том числе. Просто в моей жизни не встречался мужчина, в котором совмещались бы качества и Арлекина, и Пьеро: чтобы был весёлым, озорным, и, в то же время, преданным, постоянным. Если бы я встретила такого мужчину, я была бы верна ему всю жизнь! И Коломбина… Если бы Арлекин взял её в жёны, она была бы счастлива. Не было бы больше слёз.

– Хотите в этом убедиться? – интригующе поинтересовался Режиссёр. – Прямо сейчас мы можем разыграть такую сцену. Ваше предположение оживёт, и вы посмотрите, насколько ему хватает места в вашем внутреннем мире. Согласны?

– Конечно, давайте попробуем!

***

Коломбина и Арлекин стали жить вместе.

– Почему ты больше не ходишь на ярмарку и не веселишь народ? – спрашивает жена мужа.

– Но разве ты не хотела, чтобы я всегда был рядом? – отвечает тот.

– Да, но тебе же так нравилось, когда вокруг собиралась толпа и все смеялись над твоими шутками.

– Теперь мне не нужно этого: у меня есть ты, и я веселю тебя… Тебе понравились мои стихи, которые я сочинил сегодня утром?

Коломбина вспоминает, как, не успев до конца проснуться, ей пришлось слушать очередную любовную поэму, в которой Арлекин воспевает её красоту и клянётся в вечной преданности.

Она подходит к окну и открывает ставни. В поэме не было ни капли веселья... По улице люди спешат на ярмарку.

На следующий день Коломбина спрашивает мужа:

– Почему ты больше не носишь свою чёрную маску? Она тебе шла. Ты был в ней таким загадочным!

– Мне больше не нужна маска, – отвечает Арлекин, – мне нечего скрывать от людей. Теперь мы с тобой живём вместе и открыто заявляем о своих отношениях.

Коломбина открывает окно. Жаль чёрную маску… С ярмарки доносится шум и веселье.

Спустя несколько дней Коломбина замечает, что вместо большой красно-зелёной треуголки на голове у мужа появилась маленькая неприметная тулья. А ещё через какое-то время Арлекин перестаёт одеваться в свой изящный комбинезон с разноцветными ромбами и сменяет его на просторный белый балахон.

– Дома так гораздо комфортнее, – объясняет он. – Обтягивающий костюм и треуголка мешают удобно расположиться на кровати в мой послеобеденный сон.

Коломбина выходит на балкон. Как не хватает прежних красок!.. Внизу гуляют влюблённые пары. Среди прочих прохожих хорошо заметен парень в пёстром костюме и ярком колпаке с бубенцами. Он оборачивается, приподнимает свою маску и озорно подмигивает Коломбине. Она опускает глаза.

На следующее утро звуки ярмарки из открытого окна становятся для неё громче. Коломбина закрывает окно и ставни и не выходит больше на балкон. Перед обедом она предлагает мужу прогуляться за продуктами.

– Мне сейчас не до этого, – отвечает он. – Я обдумываю своё новое стихотворение о тебе, дорогая!

Коломбина берёт корзину и идёт на рынок купить фруктов и овощей. Ярмарку она обходит стороной.

По возвращении домой, в дверях она встречает взволнованного мужа: рукава его балахона растянуты и волочатся по полу, лицо бледное до бела, а на щеке висит огромная чёрная слеза.

– Тебя не было так долго… Я уже начал страдать…

Коломбина смотрит на мужа: вместо весёлого Арлекина перед ней стоит грустный Пьеро. И она, не взойдя на порог, разворачивается и уходит на ярмарку – туда, где парень в колпаке с бубенцами ходит по канату и изумляет толпу своими ловкими трюками.

***

Режиссёр поблагодарил актёров, которые помогли разыграть заданную драму, и направил к главной героине свой профессионально-вопросительный взгляд. Вместе они стояли в стороне и смотрели на застывшие на сцене фигуры.

– Да, теперь я вижу, – отозвалась женщина. – Когда я нахожусь с постоянным партнёром, мне становится скучно… Так что же получается? Я могу испытывать чувства к мужчине лишь тогда, когда он находится на расстоянии? Только тогда он подогревает мой интерес?

– Но я слышал и другое, – возразил Режиссёр. – В первой сцене вы сказали, что Пьеро вам тоже нравится – он подкупает своей преданностью.

– Да, это так…

Женщина задумалась, опустила взгляд и поднесла ладонь к подбородку. Но не прошло и нескольких секунд, как вдруг с неожиданной лёгкостью она вскинула руки, и глаза её заблестели:

– Я придумала! Да, мне нужен постоянный партнёр, но он должен увлекаться не только мной! Понимаете? Страстные признания в любви – это, конечно, хорошо, но, наверное, нужно, чтобы я видела, что мой мужчина развивает свои таланты и интересуется чем-то ещё: к примеру, наукой или творчеством… Тогда я гордилась и восхищалась бы им настолько, что не смотрела бы больше ни на кого другого. Ведь так бывает у женщин?

– Женщины настолько разные, что у каждой имеется своя женская история, – улыбнулся Режиссёр. – Хотите посмотреть, как то, что вы озвучили, может быть вашим?

– Конечно! 

***

Пьеро начал писать любовный роман в стихах. Он сидит за столом с самого утра и старательно выводит буквы пером. Длинные рукава его балахона подвёрнуты, горящий взгляд устремлён то увлечённо в бумагу, то мечтательно в потолок. Маска Пьеро меняется: через белую краску на лице проступает румянец, а когда у писателя заканчиваются чернила, его большая чёрная слеза скатывается со щеки и он старательно собирает её в чернильницу.

Коломбина не смеет тревожить мужа весь день и только ближе к ночи подходит к нему сзади и ласково обнимает за плечи:

– Какой же ты у меня талантливый!

Он оборачивается и целует ей руки.

– Я готовлюсь ложиться спать, – сообщает она. – Пойдём, сочинишь мне на ночь что-нибудь убаюкивающее, как вчера…

– Что ты, дорогая, – отпускает её руки Пьеро, – теперь мои эмоции и слёзы заключены в сюжет этого романа. Но уверяю тебя, все они о тебе!

В эту ночь Коломбина засыпает плохо: она долго не может согреться, кутается в одеяло, и только к середине ночи сон берёт её в свои тёплые объятья.

На следующий день ситуация повторяется. Пьеро почти не встаёт из-за письменного стола и общается с Коломбиной лишь за ужином.

– Может, ты почитаешь мне что-нибудь из написанного тобой? – просит она мужа.

– Конечно! Сейчас! Тебе понравится!

Он бежит за рукописью и, возвращаясь, с воодушевлением зачитывает сочинённый им за день отрывок. Коломбина удивлена:

– Но ведь ты говорил, что роман обо мне, а описываешь портрет совсем другой женщины. Волосы у меня не светлые, а тёмные. И глаза не голубые…

– Дорогая, поверь, так нужно для колорита, – на ходу отвечает Пьеро, спеша в свою комнату продолжить любимое дело.

В эту ночь Коломбина почти не спит. Ей чудится, что Пьеро мечтает о другой женщине. Навязчивая мысль бросает её в жар. Она несколько раз встаёт с постели, машет на себя веером и засыпает лишь под утро.

Через несколько дней на площади поэт-романист зачитывает первые главы своего произведения. Слушателями, в основном, являются дамочки разных лет: женщинам в любом возрасте интересно плакать про любовь. Они восторженно охают, вытирая надушенными платками слёзы, а после выступления подбегают к автору чувственных строф и щебечут перед ним, не замечая при этом стоящей рядом Коломбины. Он, похоже, тоже уже не видит её: раскрасневшись от обилия женского внимания, отвечает каждой возвышенными комплиментами.

Коломбина отходит в сторону. Где её прежний, бледный, страдающий по ней Пьеро? Его больше нет. Тогда, может, есть хотя бы способ вернуть его?

Она подзывает мужа.

– Ты совсем забыл обо мне.

– Нет, дорогая. Как можно?! Я общаюсь с этими женщинами только ради моего творчества. Мне же нужно откуда-то черпать вдохновение! Я слушаю их истории, ищу новые интересные сюжеты… Ведь то, что я знал о тебе, я уже давно написал. Подожди меня вон там, через дорогу, я скоро...

И он поспешно возвращается в круг ожидающих его поклонниц. Коломбина закипает изнутри: «Ах так! Тебе не хватает сюжета обо мне? Будет тебе сюжет!» Она озирается по сторонам и видит стоящего поодаль Арлекина. То ли он проходил мимо и немного зазевался, услышав спор семейной пары; то ли он давно наблюдает за происходящим и ждёт удобного момента составить компанию покинутой женщине в этот тёплый осенний вечер… Арлекин заманчиво улыбается, Коломбина идёт ему навстречу.

В эту ночь Пьеро не до сна. Но не потому, что он пишет роман, – чернила ему больше не нужны. Вместо этого он с тоской сидит у окна и под звуки мандолины сочиняет стихи о своей несчастной любви к Коломбине. Лицо его снова белеет, на щеке застывает огромная чёрная слеза.
 
***

– Похоже, вам не очень-то нравится, когда ваш партнёр увлечён чем-то ещё, кроме вас, – мягко произнёс Режиссёр, видя реакцию своей клиентки на поставленную сцену.
 
– Я подозревала об этом, – с грустью ответила она. – Получается, мне важно быть единственной страстью в жизни своего мужчины. А судя по первой драме, обыденное совместное проживание наводит на меня скуку…

– И что же вы будете с этим делать в реальной жизни? – спросил психотерапевт. – Есть какие-то идеи?

– Да, есть! – немного подумав и снова загоревшись азартом, откликнулась
клиентка. – Вы знаете, я так устала разруливать всю эту ситуацию за обоих моих мужчин, что сейчас хочу попробовать предоставить право выбора им самим. Я, пожалуй, расскажу им о существовании друг друга в моей жизни, и пусть уже они решают, кто из них останется со мной, а кто отойдёт в сторону. В конце концов, у животных же есть сопернические бои за самку?! Вот пусть и мои мужчины поборются за меня, а мне достанется сильнейший. Ведь они же будут стремиться остаться со мной, если я дорога им, правда?

– Хотите посмотреть, как это устроено в вашей внутренней реальности?

– Да, хочу. И мне кажется, что если в моём внутреннем мире мои мужчины решат, кто из них одерживает верх, тогда и я смогу сделать выбор. Ведь так работает ваш метод?

– Да, это так. Героям психического мира хорошо бы договориться между собой. Тогда в нём наступит порядок.

– Я готова попробовать.

– Хорошо, ставим сцену разговора с вашими мужчинами.

И Режиссёр попросил актёров помочь разыграть следующий сюжет.

***

Коломбина устроила встречу Арлекина с Пьеро.

– Итак, – говорит она с серьёзным видом, показывая тем самым драматичность ситуации. – Я пригласила вас к себе, чтобы раскрыть, наконец, всю правду. Арлекин, познакомься, это Пьеро. Пьеро, это Арлекин.

Изящным движением руки она указывает сначала на одного, потом на другого и на минуту замирает, предоставив время каждому встретиться глазами с соперником и внешне оценить его в окружении остальных. Арлекин и Пьеро смотрят друг на друга, не проявляя других эмоций, кроме тех, что выражают их привычные маски, и одновременно отводят взгляды лишь тогда, когда Коломбина разрешает присесть. Все садятся на стулья, образуя треугольник, и виновница собрания продолжает:

– Мне надоело скрывать от вас, что и тот, и другой есть у меня. Я устала притворяться и жить двойной жизнью. Поэтому я хочу всё изменить. Но! Вы оба мне дороги, и выбрать кого-то одного я никогда не смогу…

Коломбина делает паузу, чтобы увидеть реакцию мужчин. Они сидят неподвижно, их взгляды устремлены на неё, но выражения лиц ничуть не меняются: Арлекин загадочно улыбается, Пьеро восхищённо грустит.

– В общем, я хочу, – продолжает Коломбина, – чтобы вы сами решили, кто останется со мной в отношениях, а кто уступит меня другому и не будет мешать. Ясно? Я не буду общаться ни с тем, ни с другим, пока вы не договоритесь между собой и не примете конкретного решения. Как будете готовы, сообщите мне.

Она строго смотрит на обоих и, горделиво задрав нос, выходит из комнаты. Наступает небольшая молчаливая пауза, после которой Арлекин, собравшись, разворачивает свой стул к Пьеро:

– Что будем делать?

Пьеро тоже охотно разворачивается к своему собеседнику:

– Для начала, предлагаю снять маски.

– Согласен.

Арлекин перестаёт улыбаться и стягивает чёрную маску с глаз. Теперь он выглядит явно озадаченным. Пьеро стирает длинным рукавом нарисованную чёрную слезу со щеки – грустное выражение его лица сменяется на искреннее участие.

Они знают друг друга давно, и для них никогда не было секретом, что Коломбина встречается и с тем, и с другим. Более того, они всегда предпочитали, чтобы женщина не догадывалась об этом – обоим так было удобнее. А сейчас… Она разрушает сложившийся треугольник, и поскольку это достаточно устойчивая геометрическая фигура, ломать её – ох, как трудно.

– Да, проблема, – снова молвит Арлекин. – Ты же понимаешь, что взять в жёны Коломбину я не могу: я беден и не привык вкалывать, а семья – дело серьёзное. Всё, на что я способен, это привлекать внимание женщин своей таинственной маской и ярким костюмом. И ведь никто из них даже не подозревает, что эти жёлтые, красные, зелёные ромбы – лишь заплатки на старой ткани. Мне выгодно, чтобы ты ухаживал за Коломбиной, – так у меня есть причина не вступать с ней в долгосрочную связь.

– Понимаю, – отвечает Пьеро. – Ты тоже мне нужен. Пока ты есть у неё, я состоятелен как поэт. Неразделённая любовь даёт мне вдохновение. Как только Коломбина станет полностью моей, я не смогу быть собой: в моих любовных терзаниях не будет нужды, и я перестану сочинять стихи и песни. Во мне погибнет романтик.

– Но ведь она ждёт от нас решения.

– Придумай что-нибудь. Из нас двоих ты же славишься изворотливым хитрецом.

И Пьеро сам хитро улыбается…

Коломбина ждёт в соседней комнате, прислонив ухо к двери. Сердце её стучит от нетерпения скорей раскрыть секрет, таившийся за стеной.
 
Вот она слышит шаги и отбегает в центр комнаты, спешно поправляя причёску. Затем принимает строгий вид, и совсем уже готова выслушать своих мужчин, как вдруг понимает, что и тот, и другой проходят мимо…

Ни в этот день, ни в несколько последующих, никто из её обожателей не приходит к Коломбине с ответом. В конце концов она не выдерживает и идёт разыскивать хотя бы одного из них.

На площади у рынка собрались люди. Они весело смеются – там идёт какое-то представление. Коломбина протискивается сквозь толпу и видит: Арлекин усердно бьёт палкой Пьеро, а тот неуёмно плачет.

– Ах, Коломбина, любовь моя! Я готов терпеть эти побои, пока ты не сжалишься и не выберешь меня.

– Никогда Коломбина не будет твоей, – делает очередной замах Арлекин и обращается к зрителям с ухмылкой. – Разве красивой и умной девушке нужен такой жалкий и несчастный ухажёр?

– Нет! – кричит толпа.

Коломбина с негодованием смотрит на героев в масках: «Ну?! И как долго они будут ломать эту комедию?»

– Пусть ваша Коломбина сама решит! – кричит кто-то из зрителей.

И Арлекин, который уже давно заметил Коломбину в толпе, поворачивается в её сторону и театрально заявляет:

– Коломбина, приди, разреши наш вечный спор!

Внимание публики переключается на главную героиню драмы. Стоящие рядом с ней удивлённо рассматривают её, отступают, чтобы видели другие, и она становится заметна для всех.

– Давай, Коломбина! – подбадривают её зрители и хлопают в ладоши.

С каждым новым возгласом и нарастающими аплодисментами, призывающими её выйти на сцену, в Коломбине разгорается огонь азарта. Она смотрит на Арлекина и Пьеро. Оба они всем своим видом в застывших в драматической скульптуре позах будто говорят ей: «Ну же!»

«Значит, хотите комедии? – прищурив глаза, ставит руки в боки Коломбина. – Будет вам комедия!»

И приподняв подол своей пышной юбки из разноцветных треугольных лоскутков, она ловко поднимается на подмостки и вступает в игру.

– Ах, мой бедный Пьеро, – бросается она, чуть не плача, к опустившемуся на колени миму и гладит его по голове. – Тебе очень больно? Я здесь, я с тобой!

– Вот как?! – Арлекин с недовольной гримасой отворачивается от слезливой парочки и, подбоченившись, подмигивает зрителям. – Посмотрим, к кому она пойдёт, когда ей захочется сладких поцелуев под луной.

Зрители угарают со смеху, восторженно аплодируют и свистят. Актёры, заражая публику, заражаются сами, и спектакль продолжается до самого позднего вечера. А потом и на следующий день… И так на долгие годы.

***

Режиссёр отпустил своих помощников по домам, после чего предложил клиентке вернуться в кресла и подвести итоги сессии.

– На сегодня мы заканчиваем. Чем вам был полезен наш психодраматический сеанс? Получили ли вы то, за чем пришли?

– О, да! Сегодня я раскрыла в себе Коломбину! Подумать только! Столько лет я копалась в себе, искала положительные и отрицательные стороны, винила себя во всяческих грехах, и лишь здесь, на вашей сцене, прочувствовала свою женскую натуру!

Режиссёр любовался своей собеседницей, и не только как мужчина: психотерапевту тоже было приятно наблюдать, как у его клиентки горят глаза и розовеют щеки. Он не раз замечал: когда люди на его сеансах встречаются со своей истинной природой и признают её, они становятся невероятно красивыми – гармония проникает в человека и будто подсвечивает его изнутри, корректируя при этом внешность.

– И что же вы узнали о Коломбине?
 
Режиссёр намеренно решил продолжить обсуждение через образ проигранного персонажа – так людям легче говорить о себе.

– Она актриса, – с чувством глубокого удовлетворения за проделанную работу сказала женщина. – Не только на сцене, но и по своей природе, в душе. Можно сказать, что сама жизнь и есть для неё сцена. Вы были правы: Коломбине важно испытывать движение, драйв… Иначе не получится интересной игры. И по-моему, драйв этот приходит к ней на контрасте чувств: ей одинаково важны как смех, так и слёзы. Поэтому Коломбине нужны Арлекин и Пьеро, и не каждый в отдельности, а оба сразу. Комедия снаружи, трагедия внутри, и наоборот… Трюкачество.

– Но при этом трюкачестве она искренне переживает глубокие чувства.

– Согласна. Драма ей тоже нужна. И ещё ей важно эту драму явить публике, тем, кто её окружает. Да так, чтобы они сами испытывали подобные чувства.

Она опустила голову, прядь волос соскользнула на лицо. Режиссёр с сочувствием смотрел на неё. Действительно, была в этом откровении и достаточная доля грусти: развеивался прежний миф, с которым были связаны сложившиеся за годы суждения, мораль, надежды. А теперь… теперь нужно начинать думать и жить по-другому, с учётом нового знания о себе, а это взрослому человеку даётся очень нелегко.

– Непонятно, правда, – продолжила женщина, медленно отводя пальцами упавшую прядь со лба и снова поднимая глаза на Режиссёра, – как два совершенно разных человека, два антипода, могут быть увлечены одной женщиной. Почему её характер подходит им обоим?

– Я тоже когда-то задавался этим вопросом, – закивал Режиссёр. – Но мне кажется, людям не стоит искать ответ: ответ лишит нас загадки, и сюжет перестанет вызывать интерес. А так… Вы только представьте, скольких художников и поэтов, начиная с VI века, вдохновил и продолжает вдохновлять на творчество этот вечный любовный треугольник!

– И всё же? – вопросительно подняла брови собеседница.

– Ну если поразмыслить… Вероятно, сама Коломбина такая разнообразная, что каждый из мужчин находит в ней что-то своё. В классическом варианте комедии «дель арте» она даже не носит маски – у неё нет фиксированного образа. А если ещё подумать… Похоже, Арлекин и Пьеро не такие уж и разные, стоит им только снять свои маски.

– Да уж, – ухмыльнулась женщина, вспомнив разыгранную перед этим сцену. – Интересно, как теперь будут развиваться события в моей реальной жизни?

– Это действительно интересно, – поддержал её Режиссёр. – После того, как вы поработали над собой, что-то обязательно изменится. Возможно, ваше желание создать семью выведет вас из роли Коломбины, и вы сделаете свой выбор – останетесь с тем из ваших мужчин, кто больше подходит на роль мужа и отца семейства… Существует и такой вариант: проигранная сегодня Коломбина примирит в вашей психике пары полярностей – смех и слёзы, радость и страдания, свободу и преданность, сексуальную страсть и возвышенные чувства… Одно олицетворяет ваш внутренний Арлекин, другое – внутренний Пьеро. Ведь и тот, и другой живут внутри вас, и конфликтовать им ни к чему. А поскольку сегодня мы поработали над разрешением этого внутреннего конфликта, он может уйти. И тогда, вероятно, вы продолжите общение с двумя вашими мужчинами, но оно уже не будет для вас чем-то неправильным, ненормальным.

– А любовь? – женщина смущённо улыбнулась.

– Что любовь?

– Ведь есть же такие отношения, в которых партнёры любят друг друга настолько сильно, что находят счастье в тесном общении между собой? И ничего им больше не надо: ни придуманных страданий, ни острых ощущений, ни тайн… И уж тем более, никакого третьего лишнего! А что если Коломбина просто не встретила ещё свою истинную любовь? Возможно, ей нужен человек, который не на словах, в стихах и поэмах, а на деле, в подлинных мужских поступках, доказал бы ей свою любовь. Настоящую – без масок, без подтекста, без закулисной игры…

Режиссёр на мгновение отвёл взгляд, чтобы не выдать своей реакции на эти слова. В душе он усмехнулся сказанному, поскольку знал о Коломбине несколько больше, чем его клиентка, которая познакомилась с ней лишь сегодня. И конечно, он знал, чем закончится поставленная по этому сюжету драма, если вынести её сейчас на сцену.

– Попробуйте не думать обо всём этом, – ответил он ей, – и не предпринимайте резких шагов. Пусть пройдёт время… Вполне возможно, что вы придёте к такой внутренней гармонии, что мужчины уже не будут так значимы для вас. И те версии, которые мы поставили на сцене сегодня, окажутся совсем не вашими историями, а в вашей жизни проиграется совершенно другая – своя. И помните, сегодня мы разыграли лишь ваше представление о том, как может развернуться сюжет с участием Коломбины. На самом деле существует множество других вариантов.
 
– Да, пусть пройдёт время!

Они улыбнулись друг другу в знак взаимной признательности, не требующей лишних слов. Ведь благодаря сегодняшней психодраме, Режиссёр тоже приобрёл полезный опыт, и не только профессиональный, но и житейский в том числе.

***

Прошло время. Коломбина много думала, мечтала о своём, совсем не связанном с Пьеро и Арлекином, подолгу гуляла и научилась чувствовать себя. Сейчас она идёт к Пьеро: ей есть, что сказать ему. Он открывает дверь и чуть не плачет от счастья.

– Коломбина, любовь моя! Ты пришла? Я так ждал, я надеялся! Сегодня я сочинил стихи, в которых воспеваю твои плечи…

– Подожди, я не за этим, – прерывает она поэта твёрдым голосом. – Я пришла сказать, что не буду больше встречаться с тобой. Я сделала свой выбор и покидаю тебя. Мне очень жаль, прости… Будет лучше, если ты найдёшь себе другую девушку, которая действительно достойна твоих чувств, стихов, внимания…

Он не верит своим ушам и стоит в недоумении. Понимание того, что происходит, приходит к нему позже. Коломбина, выждав короткую паузу, разворачивается и уходит прочь.

Выйдя из оцепенения, Пьеро спешит к умывальнику. Он смывает белую маску с лица и старательно трёт остатки краски от чёрной слезы. «Ну наконец-то! Как же долго я ждал этого момента! Теперь мне не придётся играть две совершенно разные роли и вести двойную игру… Боже, какое облегчение!»

Он снимает с себя белый балахон и достаёт из сундука разноцветный обтягивающий комбинезон, в который тут же переодевается. Скромную  тулью на голове он заменяет яркой треуголкой и, достав из кармана чёрную маску, натягивает её на глаза, уже выбегая из дома. Он спешит. Нельзя, чтобы Коломбина пришла к Арлекину раньше, чем он сам окажется у себя дома: вдруг красавица, не застав его на месте, передумает?
 
«Это хорошо, что её выбор пал на весёлого мима, – успевал рассуждать на бегу бывший Пьеро. – Проживать жизнь, как Арлекин, легко и свободно, гораздо привлекательнее. А чего только стоит постоянно накладывать краску на лицо! Ужас! Да и сочинение глупых любовных стишков уже порядком надоело. Будем с Коломбиной налегке путешествовать, смеяться и любить, веселить публику, зарабатывать на этом…»

Он вбегает в своё второе пристанище – маленькую бедную квартирку – и, закрывая за собой дверь, старается скорей восстановить дыхание. Через несколько минут раздаётся стук в дверь.

– Коломбина! – с широкой улыбкой встречает её Арлекин.

Она проходит в комнату и с тем же невозмутимым видом, с каким недавно разговаривала с Пьеро, сообщает:

– Хочу сказать, что после долгих раздумий я сделала, наконец, свой выбор.

– Я слушаю тебя, – душа его ликует, но он сдерживается от лишних эмоций, чтобы не выдать себя.

– Прости меня, но я больше не буду с тобой встречаться.

– Как?!

Мужчина в полном недоумении, но продолжая играть роль Арлекина, задаёт вопрос, на который уже знает ответ:

– Ты предпочла Пьеро?

– Нет, с ним я тоже рассталась. Вы по-прежнему нравитесь мне, не скрою. Но ни один из вас, по-сути, не предложил мне ничего стоящего. Значит, я не так уж вам дорога. И теперь я поняла, что хочу встретить свою единственную любовь. Скорее всего, он будет похож на вас обоих, но это будет уже один человек. Понимаешь? Но главное не это. Главное, чтобы он любил меня по-настоящему.

Мужчина поражён и даже шокирован, но быстро берёт себя в руки:

– Коломбина, я этот человек!

В порыве чувств он срывает с себя маску, а вместе с ней треуголку, подлетает к стоящему в углу комнаты сундуку, достаёт оттуда белую одежду Пьеро и трясёт ею, сбиваясь от волнения в речи:

– Арлекин и Пьеро – это всё я! Много лет… много лет я играл их попеременно... В доме, где мы с тобой разговаривали часом раньше, у меня тоже есть такая одежда.

– Зачем ты это делал?! – расширяя глаза, удивляется Коломбина.

– Чтобы ты была рядом! Этим способом я удерживал тебя. Ведь как только мы познакомились, я сразу распознал твою натуру. В общении с мужчиной тебе нужно разнообразие – и мне пришлось быть разным. Играя роли Арлекина и Пьеро, я держал тебя в напряжении, исполнял все эти трюки... Поэтому они не предлагали тебе ничего существенного. Как мог, я старался наполнить твою жизнь впечатлениями, чтобы она не была для тебя безликой и скучной. Но сейчас, когда ты говоришь, что хочешь быть с одним единственным мужчиной, да ещё таким, как Арлекин и Пьеро… Да я просто счастлив! Не нужно больше притворяться! По правде сказать, я и сам очень устал от этого.

Коломбина молчит и с изумлением смотрит на своего нового героя. Ни это ли тот самый человек, о котором она мечтала последнее время? Ведь он любит её по-настоящему – настолько сильно, что готов ради неё идти на подвиги и совершать безумные поступки. В его характере, действительно, есть всё, что ей нужно: он чувствует её и умеет быть таким, каким она захочет его видеть… Отчего же тогда она замерла на месте, а не бросается в его крепкие любящие объятья?

Коломбина ещё несколько мгновений слушает себя… Да, это оно: разочарование пришло откуда-то издалека и уверенно заполняло пространство её души.

– Я очень ценю то, что ты делал для меня все эти годы, – наконец произносит она. – Это огромный труд. И хотя я не только смеялась, но и много плакала, я точно знаю, что была счастлива. Пережить такие яркие эмоции и невероятные события не каждому в жизни дано. А ты дарил мне всё это. Спасибо! Но теперь я уже точно ухожу, прости.

– Что ты говоришь?! – недоумевает мужчина. – Ведь сейчас для нас всё только начинается. Неужели, я чего-то не учёл? Неужели, не разглядел в тебе важного? Почему, почему ты уходишь?!

Коломбина медлит с ответом. Для неё самой только сейчас начинает раскрываться ещё одна её часть. И эта часть говорит ей:

«Зря, зря он рассказал о себе. Лучше бы он продолжил свои ухаживания в третьей маске. Ведь тебе так нравилось дорисовывать образ мужчины, придумывать то, что он скрывает, жить в своих фантазиях о нём! А теперь? Он лишил тебя этих фантазий, перестал был героем придуманных тобой невероятных историй, разрушил созданный годами любимый мир грёз… А помнишь, как тебе нравилось думать, что Пьеро настолько страстный и ревнивый любовник, что ему приходится маскировать своё красное от пыла лицо под толстым слоем белил? А ещё тебе хотелось верить в то, что Арлекин совсем не бездельник, а выполняет ночами тяжёлую работу в порту, чтобы накопить достаточно денег и, однажды, сюрпризом сделать тебе предложение отправиться с ним в кругосветное путешествие на корабле...»

– Скажи, почему ты уходишь? – снова доносится до её сознания тот же вопрос.

Коломбина возвращает себя к реальности. Она окидывает грустным взглядом комнату и с сожалением смотрит на мужчину, стоящего перед собой. Потом идёт к выходу, оборачивается и произносит свою последнюю реплику в этой сцене:

– Потому что сброшены маски. Пропала интрига... Прощай!

Занавес!

Если вы хотите проиграть свою проблемную ситуацию, обращайтесь: Елена Малинина, психолог-драматист, http://elenamalinina.ru