Коммуникация

Гадаев Алексей Вениаминович
1. .Начинаем изучать теорию коммуникации
В своей книге Эм Гриффин собрал вместе почти все базовые теории коммуникации: теории межличностной, групповой, публичной, массовой и кросс культурной коммуникации.
Что такое Коммуникация?
Коммуникация - это связанный с отношениями процесс создания и интерпретации сообщений, которые вызывают определенную реакцию.
Роберт Крэйг утверждает, что коммуникация  означает "говорить и слушать, писать и читать, исполнять и наблюдать, или, вобщем делать всё, что включает "сообщения" в любой среде или ситуации".
Сообщения - это основное понятие в коммуникации. Синоним сообщения - это текст.
Текст - это запись сообщения, которую могут проанализировать другие люди; например, книга, фильм, фотография или запись речи или передачи.
Создание сообщений
Создание сообщений - это конструкция, придумывание, планирование, подготовка, создание, выбор или адаптация   сообщения и форма текста. Человек который осуществляет коммуникацию, обычно делает сознательный выбор формы и содержания сообщения. Конечно, часто бывают случаи, когда мы говорим, пишем или жестикулируем, по-видимому не думая. это реакция, которая была выбрана ранее и хранилась для дальнейшего использования. Таким же образом наш набор стандартных фраз, таких как "спасибо", " без проблем", "что-нибудь в этом роде" или строчка ругательств были выбраны когда-то в прошлом, чтобы выразить наши чувства, и со временем стали привычной реакцией.
Интерпретация сообщений
Сообщения сами себя не интерпретируют. Значение, которое имеет сообщение и для отравителя, и для адресата, не содержится в словах, которые произносят, пишут или говорят с горяча. Сами слова ничего не значат, это люди придают им значение.
Герберт Блумер сделал вывод: " Люди поступают по отношению к другим людям или вещам, основываясь на значениях, которые они им приписывают". Слова и другие символы многозначны - они открыты для многочисленных интерпретаций.
Процесс связанный с отношениями
Коммуникация - это процесс. Поток коммуникации постоянно меняется, никогда не остается абсолютно таким же, и его можно описать, только ссылаясь на то, что было раньше и что ещё должно произойти. Процесс коммуникации связан больше с отношениями, чем с содержанием.
Коммуникация - это процесс, связанный с отношениями, не только потому, что она происходит между двумя или более людьми, но и потому, что она влияет на природу связей между этими людьми. Очевидно, что текстовое сообщение, которое Вы получили, повлияет на природу этих связей между этими людьми.
Сообщения, которые вызывают определенную реакцию
Если, сообщение не вызывает  никакой когнитивной, эмоциональной или поведенческой реакции, то оно бессмысленно и не является коммуникацией. Зачастую мы говорим в таких случаях, что сообщение "пропустили мимо ушей" или другой человек "закрывает на него глаза".
Коммуникация - это процесс связанный с отношениями, процесс создания интерпретации  сообщений, которые вызывают определенную реакцию.
   2. Поговорим о теории
Человеческая природа: детерминизм или свободная воля
Существуют взгляды ученых на человеческую природу.
Человеческая природа при коммуникации, может объяснять и использовать свой выбор   между двумя точками зрения: между детерминизмом (всё причинно обусловлено средой и наследственностью) и свободной волей.("Я хозяин своей судьбы: я капитан своей души).
Детерминизм
Детерминизм - это предположение о том, что поведение обусловлено: наследственностью и средой.
Свободная воля
Свободная воля - это возможность человека делать выбор вне зависимости от определённых обстоятельств.
Разница между этими двумя точками зрения на природу человека и неизбежно отражается на языке, которые люди используют, чтобы объяснить то. что они делают. Люди, которые чувствуют себя, как куклы на ниточках, говорят "мне пришлось...", люди которые чувствуют, что они сами тянут себя за ниточки, говорят "я решил...".
Бихевиористы обычно описывают поведение человека как происходящее под действием сил, которые находятся вне сознания человека. Обычно они описывают поведение как реакцию на предыдущий стимул. Заметьте, что теория изменения мнений, выведенная Келманом, говорит  о причинно-следственной неизбежности в процессе убеждения.
А специалисты интерпретитативного подхода приписывают действие человека сознательному  намерению. - и используют язык намеренного действия, а не спонтанного поведения. Они используют пояснительные фразы, такие как "для того чтобы" и "чтобы". Последовательный интерпретатор не спрашивает,  почему человек сделал такой выбор. Как объясняет Андерсон, "истинный выбор требует свою собственную причину и свое собственное объяснение". 
Высшая ценность: объективность или эмансипация  Когда мы говорим о ценностях, мы обсуждаем приоритеты, вопросы относительной значимости.
Ценности - это светофоры нашей жизни, которые управляют тем, что мы думаем, чувствуем и делаем. Ценности отражают ту линию поведения, которой люди придерживаются по отношению к знаниями человеческой природе.
Объективность - это принадлежность объекту, независимость от субъекта; характеристика факторов или процессов, которые не зависят от воли или желания человека (человечества).
Эмансипация - это освобождение от политического, экономического, расового, религиозного или сексуального давления в любой форме; расширение полномочий.
Стен Дитц говорит, что любая общая теория коммуникации имеет два приоритета - эффективность и участие.
Эффективность заключается в успешной передаче информации, идей и смысла другим людям. Она также включает убеждение.
Участие заключается в увеличении вероятности того, что все точки зрения будут влиять на коллективные решения, и что люди будут открыты новым идеям Оно также стимулирует различия, противопоставление и независимость

3. Взвешивая слова
(О теории символической конвергенции, разработанной Эрнестом Борманном)
Что делает объективную теорию хорошей?
Научный стандарт 1: объяснение данных
Абрахам Каплан говорит, что теория - способ понять ситуацию, которая беспокоит.
Для коммуникации необходима ясность в ситуации. которая иногда бывает запутанной. В вовремя коммуникации главное понять хаотичное обсуждение и привести этот хаос в порядок. Вспомним, что есть конвергенция?
(Конвергенция (от лат. convergo — сходиться в одну точку, сближаться) — это процесс сближения.
Конвергенция/дивергенция (взаимное проникновение/распространение)
 Эрнест Борманн, разработал теорию символической конвергенции, которая объясняет как хаос шумного обсуждения превращается в связанное целое. Символическая конвергенция объясняет причинный процесс, также как и следствие
Символическая конвергенция - происходит посредством совместного использования и формирования субъектами цепочки фантазий и это снимает напряжение внутри группы. Символическая конвергенция - это метод  фантазийно- тематического анализа риторического видения. Он основан на предположении, что значение, эмоций и мотивов действия становятся очевидными из содержания сообщения, прояснения ценностей, сближает людей (кем бы они ни были) и является универсальным прогнозом.
Борманн утверждает, что члены группы зачастую озвучивают фантазии, чтобы снять напряжение внутри группы. Атмосфера может быть заряжена межличностным конфликтом, группа как целое может быть разочарована своей неспособностью прийти к хорошему решению или, возможно, каждый привносит свой собственный стресс, входя в дверь. Какова бы ни была причина, шутка, рассказ или яркая аналогия, она привносит желанное облегчение.
Символическая конвергенция -это процесс, посредством которого коллектив создает и обменивается мнениями и вырабатывает общую символическую реальность. Символическая конвергенция имеет отношение к теории атрибуции в том, что она имеет дело с человеческой склонности приписывать смысл знаков и объектов, чтобы понять их смысл. Процесс символической конвергенции напоминает эмпатическую связь.

Научный стандарт 2: прогнозирование будущих событий
Хотя теории о человеческом поведении зачастую прогнозируют в причинно-следственных терминах, целесообразна определенная умеренность. Даже лучшая теория может иметь отношение к людям в общем, а не к конкретным личностям, и только в терминах вероятности и тенденций - не абсолютной определенности.
Научный стандарт 3 : относительная простота
Правило экономии
Если у нас есть два правдоподобных объяснения одного и того же события, мы должны принять ту версию, которая проще.
Бритва Оккама. Самое простое объяснение скорее всего и есть правильное.
Научный стандарт 4: гипотезы которые можно проверять
Хорошая объективная теория поддается проверке.
Научный стандарт 5: практическая полезность
большинство из нас могут быть немного ленивыми или недальновидными. Мы склонны считать неважным всё, что сложно понять или нельзя применить в нашей жизни сразу же. Прежде чем отбрасывать теорию как нерелевантную, убедитесь, что Вы понимаете её. и посмотрите, как другие воспользовались её советами.
Теория символической конвергенции утверждает, что риторическое видение (связанные цепочки фантазий)  в большинстве случаев приобретает форму одного из трех своих конкурирующих аналогов: добродетельного видения (оправданные преимущества), социальное видение (присоединяться к единомышленникам), прагматическое видение (полезное).

4. Составление карты местности
(семь традиций в области теории коммуникации)
Социопсихологическая традиция
Коммуникация как межличностное взаимодействие си влияние
На коммуникацию влияет установка
Установка - это предрасположенность к реакции, которая включает убеждения, чувства и намеренные действия.
 Убеждение — элемент (качество) мировоззрения, придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности. Убеждения направляют поведение и волевые действия.
Ученые изучили три  отдельные причины изменений убеждениях:
Кто - источник сообщения (компетентность, надежность);
Что - содержание сообщения (использование мотива страха, порядок аргументов);
Кому - характеристика аудитории (личность, подверженность влиянию).
При исследовании учитывалась достоверность источника.
Достоверность источника - это восприятие аудиторией компетентности и надежности оратора или писателя.
Карл Ховлэнд и его коллеги обнаружили, что сообщение от источника с высокой степенью достоверности вызывает большие изменения во мнении, чем те же сообщения, исходящие от источника с низкой степенью достоверности.
Через несколько недель разница между высокой и низкой степенью достоверности источников исчезает. Если заново установить связь между источником и сообщением, достоверность по прежнему будет иметь большое значение.

Кибернетическая традиция
Коммуникация как система обработки информации
Кибернетика - это наука об общих закономерностях получения, хранения, передачи и преобразования информации в сложных управляющих системах, будь то машины, живые организмы или общество.
Кибернетика -  исследование процесса обработки информации, обратной связи и контроля в системах коммуникации.
Клод Шенн считал, что сама информация - это просто "вещи, которые имеют значение, или всё что угодно, что имеет значение". Однако для Шеннона информация означает снижение неопределенности. Количество информации, которая содержится в сообщении, измеряется тем, насколько она эф фективно борется с хаосом. Чем менее прогнозируемо сообщение. тем больше информации оно в себе несет. Шум враг информации, потому, что вклинивается в канал между передатчиком и снижает эффективность передачи информации.
Эффективность канала = информация + шум.
Без повторения, подтверждения  и многословия шумный канал перегружается. С другой стороны, бесполезное повторение вызывает скуку у собеседника и снижает эффективность канала.
Риторическая традиция
Коммуникация как искусное публичное сообщение, где используются стилистические приемы. как иллюстрация, повторения, аллитерация и метафоры.
Риторика
Искусство использования всех доступных средств убеждения, фокусирования на ключевых аргументах, организации идей, использования языка и произнесение речи в публичном выступлении. Но публичное выступление - это, по сути, односторонняя коммуникация.
Семиотическая традиция
Коммуникация как процесс передачи значений посредством знаков
Семиотика - это исследование знаков. Знак - это всё что угодно, что может означать что-то.
Семиотика
Исследование вербальных и не вербальных знаков, которые могут что-то обозначать, а так же то, как из интерпретация влияет на общество.
Символы
Произвольные слова и невербальные знаки, которые не связаны тем, что они описывают; их значение познается в рамках данной культуры.
Слова - это тоже знаки, но особого вида. Они являются символами и они перенимают значение контекста, в котором они используются. Тоже верно и для невербальных символов, таких как подмигивание и помахивание.
Социокультурная традиция
Коммуникация как создание и воплощение социальной реальности
Гипотеза Сепира-Уорфа о лингвистической относительности
Утверждение о том, что структура языка определенной культуры формирует то, что люди думают и делают; социальное конструирование реальности. Люди участвующие в в разговоре, сообща конструируют свои собственные миры. Когда эти перцептивные миры сталкиваются, социокультурная традиция предлагает помощь, ликвидируется разрыв в культуре, который существует между "нами" и "ними".
Критическая традиция
Коммуникация как рефлексивное оспаривание несправедливого дискурса

Критические теоретики ставят под сомнение три особенности современного общества:
1. Контроль над языком, чтобы увековечить дисбаланс власти. Критические теоретики осуждают любое использование слов. которые препятствуют  эмансипации ( женщины - это "приглушенная" группа, потому что мужчины - "сторожи языка".
2. Роль СМИ в притуплении чувствительности к к подавлению. "Индустрия культуры" - телевидение, кинематограф,  компакт-диски и печатные СМИ - перенимают роль отвлечения от настоящих интересов человека.
3. Слепое доверие научному методу и некритическое принятие эмпирических данных.
Индустрия культуры
Развлекательные предприятия, которые воспроизводят доминирующую идеологию культуры и отвлекают людей от осознания несправедливого распределения власти в обществе; например кинематограф, телевидение, музыка и реклама.
Феноменологическая традиция
Коммуникация как познание себя и других посредством диалога
Феноменология - это целенаправленный анализ  повседневной жизни с точки зрения человека, который её проживает. Это - восприятие  и интерпретация людьми своего собственного субъективного опыта.
Карл Роджерс утверждает: "ни Библия, ни пророки - ни Фред , ни исследования - ни откровения Господа Бога или человека - не могут превзойти мой собственный непосредственный опыт". Конечно, проблема в том, что нет двух людей, у которых была бы одинаковая история жизни. Роджерс считал, что здоровье его клиентов улучшается, когда его коммуникация создает для них безопасные условия разговора. Он описал три необходимых и достаточных условия для изменения личности и отношений. Если клиенты воспринимают (1) конгруэнтность (совпадение внутренних чувств и их внешнего проявления), (2) безусловное позитивное отношение и (3) эмпатическое понимание консультанта (одобрение, которое не зависит от поведения клиента), они могут и будут чувствовать себя лучше.
Феноменология
Целенаправленный анализ повседневного жизненного опыта с точки зрения человека, который его переживает; исследует возможность понимания своего опыта и опыта других людей.
Огораживаем пространство теории коммуникации
Семь традиций это базовые предположения которые надо учитывать в теории коммуникации.  Существует ориентация на полезность коммуникации, то есть её прагматизм.
Прагматизм
Прикладной подход к знаниям; доктрина о том, что верное понимание идеи или ситуации имеет практические последствия для действия.
Этическая традиция
Коммуникация как коммуникация людей с характером взаимодействующих справедливо и благородно. Она начинается с противопоставления честности, благоразумия и лжи. .   
Раздел II
Межличностная коммуникация
Как и шарады, межличностная коммуникация - это совместный, непрерывный процесс использования вербальных и невербальных сообщений вместе с другим человеком, чтобы создавать и изменять образы в нашем мозгу. Межличностная коммуникация - это сложные переговоры, в которых частично совпадающие сообщения одновременно оказывают воздействие и попадают под воздействие другого человека и других различных факторов.
Герберт Мид, Барнетт Пирс и Вернон Кронен считают, что посредством коммуникации люди создают свою собствененную социальную реальность.
5. Символический интеракционизм Джорджа Герберта Мида
Символическое взаимодействие
Коммуникация с помощью символов; люди, разговаривающие друг с другом.
Блумер сформулировал три основных принципа интеракционизма, которые связаны со знанием, языком и мыслью. Он считает, что значение возникает вследствие социального взаимодействия людей. Другими словами, значение не присуще объектам; оно не заложено в состояние природы. Значение обсуждается путем использования языка - отсюда термин символический интеракционизм. Мид ситал, что символическое именование - основа человеческого общества. Слова. которые мы используем. имеют предположения, сделанные по умолчанию.
Мысль: процесс принятия роли другого человека
Интерпретация человеком символов изменяется под воздействием его собственных мыслительных процессов. . Мышление - это внутренний разговор. Мид назвал этот внутренний диалог мыследействием.
Мыследействие
Внутренний диалог. используемый для того, чтобы проверять альтернативы репетировать действия и предвосхищать реакции, разговор с сами собой.
Мыследействие - это пауза для размышлений. Это двухсекундная задержка. в течении которой мы мысленно репетируем наше следующее действие, проверяем альтернативы, предвосхищаем реакции других людей. Мид говорит, что нас не нужно побуждать к тому, чтобы посмотреть, прежде чем прыгнуть Естественно. что мы разговариваем сами с собой, чтобы понять значение сложной ситуации. Но с начала нам нужен язык. Прежде чем мы можем о чём-то подумать, мы должны быть способны взаимодействовать символически. Но людям необходима социальная стимуляция и знание систем абстрактных символов, чтобы запустить концептуальные мыслительные процессы. Язык - это программное обеспечение, которое активизирует разум. Люди обладают уникальной способностью принять роль другого человека. Мид был убеждён, что мысль - это мыслительный разговор. который мы ведем с другими людьми
Принятие роли другого человека
Процесс мыслительного представления себя кем-то другим, кто смотрит на вас со стороны.
Самость: отражение в зеркале
Когда мы осознаем, что значение, язык и мысль тесно взаимосвязаны, тогда мы можем понять концепцию самости, предложенную Мидом. Ни посредством интроспекции, ни самоанализом человек не может получить представление о себе, и только в следствии принятия роли другого человека - представления того как мы выглядим в глазах другого человека возникает самость. Этот мысленный зеркальный образ, социально сконструирован.
Зеркальное "я"
Мысленный образ "я", который возникает в следствие принятия роли другого человека; объективное "я"; меня.
"Мы не рождаемся с чувством самости, а наоборот самость возникает во взаимодействии с другими людьми. Я могу ощущать себя только по отношению к другим людям; не взаимодействуя с другими людьми, не могу быть собой - я не могу быть кем-то". Без общения не было бы Я-Концепции. Пока мы взаимодействуем с новыми знакомыми или ведем новые разговоры со значимыми людьми, самость всегда находится в движении.
Согласно Миду, самость - это непрерывный процесс, который сочетает "Я" и  "меня". 
"Я"
Спонтанная движущая сила, которая способствует впитыванию всего, что ново, непредсказуемо и неорганизованно, в самость.
"Меня" рассматривается как объект - собственный образ, который мы видим в зеркале реакций других людей, или  другого человека. Благодаря способности людей принимать роль другого человека мы можем выйти из тела и посмотреть на себя как на объект. Этот рефлексивный опыт - как аэростат зависший над нами и посылающий обратно видеоизображение нас самих, в то время как мы действуем. Мид: "Если я говорит , то "меня" слушает". И "я" этого момента присутствует в "меня" следующего".
"Меня"
Объективное "я"; образ самого себя, который мы видим, когда принимаем роль другого человека
Существует объективное "я" - самость  и субъективное "я".
Сообщество:
социализирующий эффект ожиданий других людей
Для человека существует "обобщенный другой" - ожидания и установки социальной группы. Мы занимаем позицию обобщенного другого и приписываем значение нам самим и нашим действиям.
Обобщенный другой
Составной мысленный образ, который человек имеет о себе, основанный на ожиданиях и реакциях сообщества.
Человек как актор  сравнивает ч и то делают другие и формирует то, как он думает и взаимодействует с другими.  При рождении нет никакого "меня". "меня" формируется только посредством постоянного символического взаимодействия - с начала с родственниками, затем с товарищами по играм, затем в школе и в коллективе и круге своем.
Пример практического
символического взаимодействия
Мид свел шесть способов применения символического интеракционизма: создание реальности; исследования, наполненные смыслом; обобщенный другой; именование; само- сбывающееся пророчество; манипуляция символами.
Создание реальности
Шекспир писал: "Весь мир - театр, и люди в нем - актеры.
Э. Гоффман приводит метафору: социальное взаимодействие - это драматургическое представление. Все мы вовлечены в постоянные переговоры с другими людьми, чтобы публично определить нашу идентичность и природу ситуации. Вся аудитория убеждается в реальности представления только тогда, когда выступление актеров последовательно и непротиворечиво.
Исследования, наполненные смыслом
Мид был сторонником  исследований с использованием включенного наблюдения, формы этнографии.
Включенное наблюдение
Метод, при котором исследователь занимает позицию неосведомленного, но заинтересованного посетителя, который замечает то, что люди говорят и делают, чтобы понять, как они интерпретируют свой мир.
Обобщенный другой
(англ. generalized other) - это средство связи каждого из нас с нашим обществом.
Наименование
Оскорбительные слова произнесенные уничижительным тоном. Оскорбительные слова могут быть разрушительными, потому что эпитеты заставляют нас видеть себя в искривленном зеркале. Гротескные образы не так легко игнорировать.
Самосбывающее пророчество
- тенденция, при которой наши ожидания вызывают реакцию у других, которая подтверждает, что мы первоначально предвидели.
Каждый из нас в значительной степени влияет на то, как остальные видят себя.

6. Координированное управление (КУЗ)
Коммуникация - это процесс, в ходе которого мы коллективно создаем события и объекты нашего социального мира.
Люди участвующие в разговоре, сообща конструируют свои собственные социальные реальности и одновременно сами формируются теми мирами, которые они создают. Другими словами, каждый разговор имеет свою судьбу.
Завтрашняя социальная реальность - это дальнейшая судьба нашего взаимодействия сегодня. 
Посредничество
- это переговоры между участниками спора под руководством нейтрального посредника.
Семейная терапия
Странная петля
Если люди воспринимают человека как имеющего психическое нарушение (ущербность), то они относятся к нему с сочувствием, терпением и снисхождением и это улучшает состояние человека, но это позволяет думать окружающим, что он нормальный и начинают относится к нему менее снисходительно. При этом симптомы психического нарушения обостряются, так как отношения из заботливых сострадальческих, терпеливых возвращаются в отношения к человеку с психическим нарушением в отношения требовательные, нетерпеливые  и симптомы болезни обостряются. Петля эта превращается в бесконечную "восьмерку" которая движется по замкнутому кругу. Странная петля - это нежелательный повторяющийся патерн коммуникации.
Общественный проект требует диалог и он создает события и объекты социального мира.
Диалогическая коммуникация
Разговор, при котором говорят таким образом, что остальные хотят их слушать, и слушают так, что остальные хотят говорить.

8. Конструктивизм
Джесси Делин и его теория коммуникативной компетенции.
В исследованиях и он использует «Опросник ролевых категорий» - измерение когнитивной сложности межличностного восприятия человека.
Конструктивизм – это теория коммуникации, цель которой объяснить индивидуальные различия в способности людей умело вести коммуникацию в социальных ситуациях.
Ключевые представления конструктивизма заключается в том, что «люди осмысливают мир посредством систем личностных конструктов.
Конструкторы – это когнитивные модели или шаблоны, которые мы применяем в реальности, чтобы привести в порядок наше восприятие.
Межличностные конструкты
Когнитивные модели или шаблоны, которые мы применяем к социальной реальности, чтобы упорядочить наши впечатления о людях.
Когнитивная сложность
Умственная способность проводить тонкие различия в личных особенностях и поведении разных людей.
Люди которые обладают когнитивной сложностью в своём восприятии остальных , имеют коммуникативное преимущество перед теми, у кого мыслительные структуры развиты в меньшей степени. Это дает им больше возможностей достичь коммуникативных целей.
Делия обозначил это обладание обозначил как человекоценторированное сообщения людьми с когнитивной сложностью.
Человекоцентрированные сообщение
Сообщение предназначенное для конкретного человека и контекста; отражает способность говорящего предугадывать реакцию и соответственно подстраиваться.
Производство сообщения
Трехэтапный процесс оценки целей, выбора планов и использования тактики (действие).
Это модель «цели-планы- действие»
Можно разработать план сообщения, используя процедурные записи, которые хранятся в нашей долговременной памяти.
Процедурная запись
Воспоминание о действии, предпринятом в конкретной ситуации в совокупности с его последствиями; воспоминание «если - когда-то». Воспоминание о последствии для будущих действий; как всё обернулось тогда при подобных ситуациях.
Процедурная запись - это необходимость исследования и поиска в нашем воспоминании того, похожего на существующий в настоящем образ действия в конкретной ситуации, который давно отложился в нашей памяти из прошлых действий как удачное решение похожей проблемы. Исследование нашей долговременной памяти на предмет проверенных, шаблонных планов, с помощью которых можно достичь нашей основной цели, добавив действия, чтобы уесть множества случайностей.
Действие
Если люди обладают когнитивной сложностью, имеют социальное восприятие и могут своими речевыми структурами производить нужные в данное время сообщение со своими целями, планами и тактиками подхода к человеку, то они могут использовать контекст как ресурс. Женщины обладают в три раза большими межличностными конструктами (шаблонами) чем мужчины. А Пушкин: «Ум у бабы догадлив - на всякие хитрости повадлив». Это половое различие прослеживается в социальной жизни детей и подростков. Когда ребята собираются вместе, они обычно говорят о других в плане внешнего поведения – виды спорта, каким они занимаются, машины, которые они водят, драки в которых они участвуют. А девушки склонны разговаривать о людях – их восприятии внутренних мотивов, установках, чертах характера и личностях.
Набор межличностных конструктов у человека увеличивается по мере того, как он становится чувствителен к внутренней жизни других людей.
Благоприятные эффекты человекоцентрировавнных сообщений
Сообщения, направленные на оказание социальной поддержки, облегчают эмоциональное расстройство, испытываемое другими людьми.
Орлов Александр Борисович. Доктор психологических наук Директор и ведущий психолог-консультант Центра психологического консультирования ТРИАЛОГ. Зам.директора по научной работе Исследовательского центра семьи и детства РАО (Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО)
Первоисточник публикации // Вопросы психологии, 2002, 2, 64-84.
Публикуется по материалам библиотеки Центра психологического консультирования
А. Б. Орлов пишет следующее:
«К.Роджерс не уставал повторять, что человекоцентрированный подход - это не теоретическая психологическая доктрина и не практическая психотерапевтическая техника, но способ существования людей. Этот способ существования находит свое выражение в поведении, сознании и личности его субъектов. Этот способ существования создает психологический климат, способствующий человеческому развитию, позитивным и конструктивным изменениям в людях и их взаимоотношениях.
Сам человек традиционно рассматривается как изначально, от природы неуправляемый, ленивый, нелюбознательный, больной, эгоистичный, аморальный и греховный, как тот, кто должен находиться под постоянным внешним попечительством и присмотром.
Первый элемент - это подлинность, искренность или конгруэнтность. Чем более терапевт является самим собой в отношении с клиентом, чем менее он отгорожен от клиента своим профессиональным или личностным фасадом, тем более вероятно, что клиент изменится и продвинется в конструктивном ключе. Подлинность означает, что терапевт открыто проживает чувства и установки, которые имеют место в данный момент. Существует соответствие или конгруэнтность между тем, что испытывается на соматическом уровне, что представляется в сознании и тем, что выражается клиенту.
Второй по важности установкой для создания климата, благоприятствующего изменению, является принятие, забота или признание - безусловное позитивное принятие. Когда терапевт ощущает позитивную, неосуждающую, принимающую установку по отношению к клиенту безотносительно к тому, кем этот клиент является в данный момент, терапевтическое продвижение или изменение более вероятно. Принятие терапевта предполагает позволение клиенту быть в любом его непосредственном переживании - смущении, обиде, возмущении, страхе, гневе, смелости, любви или гордости. Это бескорыстная забота. Когда терапевт признает клиента целостно, а не обусловленно, продвижение вперед более вероятно.

Третий фасилитирующий аспект отношения - эмпатическое понимание. Это означает, что терапевт точно воспринимает чувства, личностные смыслы, переживаемые клиентом, и коммуницирует это воспринятое понимание клиенту. В идеальном случае терапевт так глубоко проникает во внутренний мир другого, что может прояснить не только те смыслы, которые тот осознает, но даже те, что лежат чуть ниже уровня осознания. Эта очень специфическая, активная разновидность слушания - одна из самых мощных известных мне сил, обеспечиващих изменение".
При определении понятия "ценность" К.Роджерс использует предложенное Ч.Моррисом различение действенных ценностей, проявляющихся в выборе реальных объектов, и знаемых ценностей, проявляющихся в выборе символических объектов.
Анализ проблемы ценностей приводит К.Роджерса к четырем предположениям:
1.присущий человеку ценностный процесс как часть его жизни имеет организмическую основу, базируется на доверии человека к мудрости целостного Я (организма как единства всех осознаваемых и неосознаваемых процессов), а не какой-то его части (сознания, интеллекта и т.п.);
2.эффективность этого процесса пропорциональна открытости человека своему внутреннему опыту;
3.чем больше открытость людей их внутреннему опыту, тем больше общность их ценностей;
4.общие для людей ценности гуманистичны и конструктивны по своей природе, они связаны с совершенствованием человека и общества, с выживанием и дальнейшей эволюцией человека как вида.
К.Роджерс перечисляет ряд таких общечеловеческих ценностей: отказ от "фасадов" претенциозности, защищенности, лицемерности; отказ от любых внешних по отношению к Я императивов; отказ от соответствия чужим ожиданиям; позитивное оценивание и принятие собственного Я, самостоятельности, своих чувств и переживаний, открытости внешнему и внутреннему опыту. Общий вывод К.Роджерса заключается в том, что универсальные ценности действительно существуют, однако они лежат не вне человека, не в какой бы то ни было присваиваемой человеком морали или идеологии, а в нем самом, в аутентичном опыте его собственной жизни; поэтому их нельзя дать человеку, можно лишь создать определенные условия для их полноценного развития.
Рассматривая проблему свободы воли, К.Роджерс анализирует эксперименты Р.Крачфилда, Б.Скиннера, Дж.Олдса, иллюстрирующие их мировоззренческое кредо: человек несвободен, он является сложной машиной, полностью контролируемой системой социальных и биологических стимулов и подкреплений. По мнению К.Роджерса, традиционная психология, видящая свою главную задачу в контролировании поведения, сознания и личности человека, превращает его в объект исследования и манипулирования. При этом она оставляет без внимания решающий для понимания развития личности феномен - свободный личностный выбор, без которого невозможно понять и объяснить позитивные личностные изменения. Обращаясь к определению свободы, К.Роджерс подчеркивает, что она не сводится к выбору внешних альтернатив, напротив, личностная свобода - это экзистенциальное качество личности, способность к внутреннему выбору. Другой важный аспект определения свободы - ее комплементарность миру детерминизма: она существует в особом, личностном измерении, не нарушает причинные связи явлений, но проявляется и реализуется в них, как в своих условиях».

Поддержание отношений – это процесс, отличающийся от развития отношений тем, что он требует периодического подтверждения , разрешения конфликтных ситуаций и того типа утешительной коммуникаций.
Модель схожих навыков
Гипотеза о том, что отношения сохраняются лучше, когда стороны обладают одинаковым уровнем вербальной утонченности.
Если вы обладаете утонченностью чтобы оказывать поддержку, направленную на его «Я», разрешать конфликты и давать утешение в стрессовой ситуации - то это не гарантирует дружбу. Дружба продолжается долго, когда партнёры обладают соответствующими вербальными навыками – высокого или низкого уровня.
Организационная эффективность – это способность организации использовать свою внешнюю среду для добывания ограниченных ресурсов, которая направлена на достижение многочисленных целей, касающихся клиентов и коллег.
Раздел 2. Развитие отношений
Отношения бывают трех категорий: дружба, романтические отношения, семья.
Дружба – самое добровольное и наименее программированное из всех отношений. Люди, которые дружат долгое время, обычно обладают приблизительно равными талантами и социальным и материальным статусом: мы обычно выбираем друзей, которые похожи на нас по возрасту, прошлому, интересам, ценностям. Сама свобода и взаимность, которая делает дружбу привлекательной, так же является качествами, которые делают её непрочной. Недовольные друзья не поддерживают отношения
Романтические отношения отличаются от дружбы и семьи двумя качествами – сексуальной страстью и исключительностью.
Роберт Стернберг делает вывод , что романтические отношения требуют сочетание близости (интимность), страсти и обязательств (решений).
[Роберт Стернберг (Robert Sternberg, 8 декабря 1949, Ньюарк, штат Нью-Джерси) — американский психолог, профессор психологии университета в Оклахоме].
Близость сама по себе является сильной симпатией, отражающей дружбу.
Страсть сама по себе является сексуальным влечением или ощущением «вожделения».
Обязательства без близости или страсти типичны для брака по договоренности в начале брака или брака по расчёту близко к концу. Но когда два человека вместе ощущают близость, страсть имеют обязательства, то их отношения обычно ближе, чем дружба или родство.
Члены семьи имеют историю.
Годы общих переживаний обеспечивают близких родственников информацией, которая позволяет им прогнозировать реакцию своих родителей, детей, братьев и сестер.
Самораскрытие может быть важным в развитии романтических отношений или дружбы, но кроме периодов кризиса, близкие родственники чувствуют, что уже знают, что происходит в душе у других членов семьи.
Близкая коммуникация внутри семьи зачастую начинается словами «Помните, когда…», а не фразой «Давайте я расскажу вам о…».
Однако не все воспоминания приятны. В семье существуют большие разногласия, чем те которые были бы допустимы в большинстве дружеских отношений.
В семье враждебность выражается символически посредством угрюмого молчания, косого взгляда, саркастических комментариев или сердитых слов. Все же даже перед лицом эмоционального или физического оскорбления большинство людей обращаются к семье в трудные времена. «дом – это место, где вас вынуждены принять, когда вам необходимо вернуться».
Несмотря на различия между дружбой, романтическими отношениями и семейными узами, качество близости в каждом из этих отношений заметно схоже. Все три типа близости могут обеспечить удовольствие, доверие, уважение, взаимопомощь и непосредственность.
Непосредственность - положительная нравственно-этическая черта личности, выражающая способность человека держаться и жить естественно, непринужденно, откровенно, независимо от меняющихся условий среды.
Как мы развиваем близкие отношения?
Существуют два разных подхода к практике развития отношений.
Один феноменологический (К.Роджерс). Люди сближаются когда (1) их внешнее поведение соответствует внутренним чувствам; (2) они безоговорочно принимают других такими, какие они есть, а не за то чем они занимаются и (3) они слушают то, что говорят другие, что бы понять, как это быть ими.
Второй подход предполагает, что поведение в отношениях формируется вознаграждениями м затратами взаимодействия (Гэри Беккер). Люди взаимодействуют с другими таким образом, который максимизирует их личную выгоду и минимизирует их личные затраты.
Что значит кого-нибудь "любить"? Всегда ли это означает одно и то же, а если нет, то чем отличаются друг от друга различные виды любви? Почему иногда любовь бывает длительной, а иногда проходит так же быстро, как возникает? Целью данной статьи является объяснение этих и других вопросов с помощью триангулярной теории любви. Эта трехкомпонентная теория касается как сущности любви, так и разнообразных видов любви в отношениях различного типа.

Роберт Дж. Стернберг Триангулярная теория любви
Треугольник любви

На языке триангулярной теории любви любовь понимается как сочетание трех компонентов, которые представлены в виде вершин треугольника. Эти компоненты - интимность (верхняя вершина треугольника), страсть (левая вершина у основания треугольника) и решение/обязательство (правая вершина у основания треугольника). (Компоненты связаны с вершинами треугольника произвольным образом.) Каждому из этих трех терминов можно приписывать различный смысл, поэтому необходимо с самого начала прояснить их значение в контексте данной теории.
Под компонентом "интимность" подразумеваются чувства близости, взаимной привязанности и тесные узы между людьми, возникающие при любовных отношениях. Таким образом, этот компонент включает в себя те чувства, которые создают теплоту в любовных отношениях.
Под компонентом "страсть" мы будем подразумевать романтическую сторону любви, физическое влечение, сексуальные отношения и связанные с ними аспекты любовных отношений. Таким образом, компонент "страсть" включает в себя мотивационные и другие источники возбуждения, которыми обусловлены страстные чувства в любовных отношениях.
Под компонентом "решение/обязательство" подразумевается принятое одним человеком решение любить другого и обязательство сохранить эту любовь. Таким образом, компонент "решение/обязательство" включает в себя когнитивные элементы, участвующие в принятии решения о вступлении в любовные отношения и о сохранении их в течение длительного времени.
Вообще говоря, компонент "интимность" можно рассматривать в основном, но не исключительно, как производную от эмоционального аспекта отношений; компонент "страсть" - в основном, но не исключительно, как производную от мотивационной заинтересованности в отношениях; и компонент "решение/обязательство" - в основном, но не исключительно, как производную от когнитивного решения вступить в отношения и хранить им верность. С определенной точки зрения компонент "интимность" можно считать "теплым", компонент "страсть" - "горячим", а компонент "решение/обязательство" - "холодным".
Весь комплекс переживаний, вызванных любовью, можно разделить на составляющие различными способами, поэтому важно с самого начала отметить, что принятое здесь деление на компоненты "интимность", "страсть" и "решение/обязательство" не является единственно возможным и для некоторых целей оно вообще непригодно. Тем не менее можно утверждать, что предложенное деление на составляющие особенно полезно для понимания элементов любви и их функционирования в близких отношениях.
Хотя любовь, как и другие психологические феномены, можно делить на компоненты различными способами, важно при анализе частей не упускать из виду целого. Любовь является комплексным целым, возникающим, по крайней мере отчасти, благодаря генетически передающимся инстинктам и импульсам, но, вероятно, главным образом за счет социального научения следованию ролевым примерам, которые многократно наблюдаются и начинают ассоциироваться с любовью. Таким образом, любовь организуется главным образом по прототипу (Rosch, 1978), поэтому определенные чувства, побуждения, мысли и формы поведения кажутся более характерными для любви, понимаемой согласно ее социальному определению, в то время как другие кажутся менее характерными. Действительно, одним из способов исследования любви является изучение общечеловеческих представлений о ней, или имплицитных теорий любви (Barnes & Sternberg, исследование проводится в настоящее время). В таких исследованиях используются принципы описательной психологии с целью создания общей схемы феноменов, связанных с любовью (Davis & Roberts, 1985; Ossorio, 1985). Следовательно, теория любви может помочь исследовать различные виды феномена любви и составляющие его компоненты, но при этом части не должны заслонить собой целое.
Три компонента любви отличаются друг от друга по количеству имеющихся у них свойств. Например, эмоциональная и происходящая из других источников заинтересованность в отношениях, входящая в компонент "интимность", и когнитивное обязательство, входящее в компонент "решение/обязательство", в близких отношениях кажутся сравнительно устойчивыми, в то время как мотивационное и происходящее из других источников возбуждение, входящее в компонент "страсть", имеет тенденцию к относительной неустойчивости и может возникать и исчезать довольно-таки непредсказуемым образом.
Человек в какой-то степени способен сознательно контролировать испытываемые им чувства, относящиеся к компоненту "интимность" (если он их осознает), способен в высокой степени контролировать свои обязательства, касающиеся отношений и относящиеся к компоненту "решение/обязательство" (опять-таки, если предположить, что он их осознает), но почти не способен контролировать силу мотивационного и происходящего из других источников возбуждения (компонент "страсть"), которое он испытывает при общении с возлюбленным или просто глядя на него. Обычно человек вполне осознает наличие компонента "страсть", но степени осознания компонентов "интимность" и "решение/обязательство" могут быть самыми различными.
Иногда человек испытывает теплые чувства близости, но не осознает их или не способен найти для них название. Точно так же часто человек не уверен в своей верности любви, пока вмешательство других людей или какие-либо события не подвергают ее испытанию. Относительное значение каждого из трех компонентов любви может быть различным и, как правило, зависит от того, являются ли любовные отношения краткосрочными или долгосрочными. В краткосрочных увлечениях, особенно если они имеют романтический характер, большую роль обычно играет компонент "страсть".
Компонент "интимность" может иметь лишь умеренное значение, а компонент "решение/обязательство" иногда вообще не играет никакой роли. В долгосрочных близких отношениях, наоборот, роль компонентов "интимность" и "решение/обязательство" обычно относительно велика. Действительно, такие отношения трудно поддерживать без эмоциональной отдачи и обязательств, выраженных хоть в какой-либо степени. Компонент "страсть", наоборот, обычно имеет лишь умеренное значение, которое со временем может несколько снижаться.
Три компонента любви также отличаются друг от друга тем, насколько часто они присутствуют в любовных отношениях.
Компонент "интимность" является основой любовных отношений многих видов, таких как любовь к родителям, брату или сестре, любовнику или близкому другу.
Компонент "страсть" обычно присутствует только в любовных отношениях, относящихся к определенным видам, особенно в романтических отношениях, в то время как степень присутствия компонента "решение/обязательство" в любовных отношениях различных видов может варьировать в широких пределах. Например, в любви человека к своим детям степень присутствия обязательств обычно высока, но она относительно низка в дружеской любви, поскольку человек приобретает и теряет друзей на всем протяжении своей жизни.
Три компонента любви отличаются друг от друга также по силе связанных с ними психофизиологических реакций.
Компонент "страсть" сильно зависит от психофизиологического возбуждения, в то время как компонент "решение/обязательство", по-видимому, вызывает лишь умеренную психофизиологическую реакцию. Сила психофизиологических реакций, связанных с компонентом "интимность", имеет промежуточное значение.
Резюмируя сказанное, повторим, что три компонента любви обладают несколько различными свойствами, которые связаны со способами функционирования этих компонентов в любовных переживаниях, возникающих в близких отношениях различного типа.
 Для исследования компонентов любви и взаимосвязи между ними
полезно рассмотреть различные виды любви, порожденные различными сочетаниями этих компонентов.
Существует восемь возможных сочетаний различных компонентов любви. Каждое из этих сочетаний порождает любовные переживания различного вида. Рассмотрим предельные случаи.
1. Отсутствие любви. Отсутствием любви называется отсутствие всех
трех ее компонентов. Отсутствие любви характерно для подавляющего большинства наших личных отношений, являющихся лишь повседневными взаимодействиями, нисколько не похожими на любовь.

2. Приязнь (liking). Если в отношениях присутствует только компонент "интимность", а компоненты "страсть" и "решение/обязательство" отсутствуют, то возникает приязнь. Термин приязнь используется здесь не в том тривиальном смысле, который вкладывают в него, описывая чувства по отношению к обычным знакомым и случайным людям. Под этим термином скорее подразумевается комплекс чувств, испытываемых человеком в отношениях, которые действительно можно назвать дружескими. Человек ощущает близость, привязанность и теплоту по отношению к другому человеку, не испытывая сильной страсти и не имея долгосрочных обязательств. Иначе говоря, человек испытывает эмоциональную близость к своему другу, но друг не "возбуждает" его и не вызывает мыслей о том, что человек "любит друга" или собирается любить его всю жизнь.
Иногда в дружеских отношениях присутствуют элементы страстного возбуждения или долгосрочных обязательств, но в таких случаях дружба уже не является просто приязнью и относится к одной из категорий, которые будут рассматриваться далее. Отличить простую приязнь от любви можно с помощью так называемого теста отсутствием. Если обычный друг, к которому человек испытывает приязнь, уезжает даже на длительное время, человек может скучать по нему, но он не склонен все время думать о своей потере. Человек может возобновить дружбу через несколько лет, иногда в другой форме, хотя в течение этих лет он не особенно часто вспоминал о своем друге. Однако когда близкие отношения выходят за рамки приязни, реакция человека на тест отсутствием будет совершенно иной. Человек сильно скучает по другому человеку и склонен сосредоточивать свое внимание на его отсутствии и думать в основном об этом. Отсутствие другого переживается скорее активно, чем пассивно, и оказывает существенное и довольно долгосрочное влияние на жизнь человека и на его отношение к ней. Когда отсутствие другого человека сильно обостряет чувства интимности, страсти или долга, то лучше классифицировать такие отношения как выходящие за рамки приязни; таким образом, надлежит отнести их к одной из категорий, которые будут описаны далее.
3. Страстная любовь. Страстная любовь - это "любовь с первого взгляда". Страстная любовь, или попросту страсть, характеризуется переживанием страстного возбуждения в отсутствие компонентов "интимность" и "решение/обязательство". Заметить страсть обычно довольно легко, хотя, как правило, определить, что человек страстно влюблен, проще другим людям, чем самому этому человеку. Страсть может возникать почти мгновенно и при соответствующих обстоятельствах так же быстро проходить. Для страсти обычно характерна высокая степень психофизиологического возбуждения, которая проявляется в таких соматических симптомах, как учащенное сердцебиение или даже сердечный трепет, повышенная гормональная секреция, эрекция половых органов (пениса или клитора) и так далее. По существу, любовная страсть - это то же самое, что Теннов называет "лимерентность" (Tennov, 1979), и так же как лимерентность она при определенных обстоятельствах может длиться довольно долго.
4. Формальная (empty) любовь. Любовь этого вида возникает в результате принятия решения о том, что человек любит другого и предан этой любви, в отсутствие как интимности, так и страсти. Любовь этого вида можно иногда обнаружить в застойных отношениях, которые продолжаются много лет и за это время потеряли как взаимную эмоциональную вовлеченность, так и физическое влечение, которые когда-то были для них характерны. Если чувство долга по отношению к партнеру не является очень сильным, то такая любовь почти ничего не значит, поскольку обязательства чрезвычайно подвержены сознательной модификации. Хотя в нашем обществе мы привыкли к тому, что формальная любовь обычно является завершающей или близкой к ней стадией длительных отношений, в других обществах формальная любовь может быть первой стадией долгосрочных отношений. Например, в обществах, где решения о заключении браков принимают родители жениха и невесты, брачные партнеры могут начать свои отношения всего лишь с принятия на себя обязательств любить или попытаться полюбить друг друга. Пример подобных отношений указывает на то, что формальная любовь не обязательно является завершающей стадией долгосрочных отношений. На самом деле она может означать не конец отношений, а их начало!
5. Романтическая любовь. В любви этого вида присутствуют компоненты интимности и страсти. В сущности, это приязнь с добавлением еще одного элемента, а именно - возбуждения, возникающего за счет физического влечения и сопутствующих ему факторов. С этой точки зрения романтические любовники ощущают не только физическое влечение друг к другу, но также эмоциональную привязанность. Такой взгляд на романтическую любовь, по-видимому, соответствует ее изображению в произведениях классической литературы, таких как "Ромео и Джульетта" и "Тристан и Изольда". Однако Хетфилд и Уолстер (Hatfield & Walster, 1981) придерживаются другой точки зрения на романтическую любовь и утверждают, что она ничем не отличается от влюбленности.
6. Дружеская любовь. Любовь этого вида возникает при наличии сочетания компонентов "интимность" и "решение/обязательство". В сущности, это длительная, преданная дружба, которая часто возникает между супругами после того, как физическое влечение (главный источник страсти) постепенно угасает. Эта точка зрения отражена в названии книги Дака "Друзья на всю жизнь" (Duck, Friends for Life, 1983).
7. Роковая любовь. Для роковой любви характерно сочетание компонентов "страсть" и "решение/обязательство" в отсутствие интимности. Такой вид любви иногда ассоциируется с Голливудом или со стремительными романами: пара встречается, через две недели обручается, а в следующем месяце играет свадьбу. Такая любовь легкомысленна в том смысле, что обязательства принимаются под влиянием одной страсти, в отсутствие стабилизирующего элемента интимности. Хотя компонент страсти может развиться почти мгновенно, развитие компонента интимности требует какого-то времени, и поэтому существует риск разрыва отношений, основанных на роковой любви, а в случае скоропалительных браков - риск развода.
8. Совершенная любовь. Совершенная любовь включает в себя все три компонента. Именно к такой любви стремятся многие из нас, особенно в романтических отношениях. Стремление к совершенной любви по крайней мере в одном отношении можно уподобить занятиям по программе снижения собственного веса: часто достигнуть цели бывает проще, чем удержаться на завоеванных рубежах. Достижение совершенной любви еще не дает гарантии, что эта любовь будет продолжительной. На самом деле потеря такой любви иногда напоминает процесс прибавления в весе после окончания занятий: часто человек слишком поздно замечает, что достигнутая им цель опять стала далекой.
Я не считаю, что все проявления совершенной любви всегда бывает трудно развить или сохранить. Например, любовь человека к своим детям часто сочетает в себе глубокую эмоциональную вовлеченность компонента "интимность", удовлетворение мотивационных потребностей (таких как забота, самооценка, самоактуализация) компонента "страсть" и твердые обязательства компонента "решение/обязательство". У многих, хотя и не у всех родителей формирование и поддержание этой любви не вызывает затруднений. Возможно, что сохранить эту любовь относительно просто за счет той связи, которая возникает между родителями и детьми с момента рождения ребенка; возможно также, что эволюционные механизмы обеспечивают сохранение связи родитель-ребенок хотя бы в течение того времени, когда ребенок растет и очень нуждается в родительской любви и поддержке. Какое бы из этих объяснений ни было правильным (а возможно, в каждом из них есть зерно истины), формирование и сохранение высшей любви может быть простым или трудным делом, в зависимости от отношений и от ситуации, в которой эта любовь развивается и сохраняется.
Роберт Дж. Стернберг Триангулярная теория любви
Сексология Хрестоматия
Питер 2001

Экономические модели социально обмена
Второй подход предполагает, что поведение в отношениях формируется вознаграждениями м затратами взаимодействия (Гэри Беккер). Люди взаимодействуют с другими, таким образом, который максимизирует их личную выгоду и минимизирует их личные затраты.
Поведение в отношениях формируется вознаграждениями и затратами взаимодействия.
Г.Беккер доказал экономическую модель рыночных отношений спроса и предложения в прогнозировании поведения в повседневной жизни, включая любовь и брак.
Гэри Беккер в своих книгах пишет, что удовлетворенность или, наоборот, неудовлетворенность материальным благосостоянием партнера по коммуникации проявляется в зависти, альтруизме или эгоизме.
Г. Беккер утверждает, что экономическим интересам женщин больше отвечает полигамия, а не моногамия, так как она намного увеличивала спрос на женщин, усиливая тем самым их позиции на брачном рынке.
Г.Беккер в книге «Трактат о семье» пишет: «Вывод, что мужчины с относительно высокими ставками заработной платы женятся на женщинах с относительно низкими ставками заработной платы (при неизменности всех остальных переменных), у многих вызывает удивление, но, как кажется, согласуется с имеющимися данными, если внести в них поправку на большую долю замужних, но не работающих женщин (Becker, 1973). Из экономического подхода следует также, что лица с более высокими доходами вступают в брак более молодыми и разводятся реже, чем остальные, что согласуется с доступными нам данными (см.: Keeley, 1977), но противоречит расхожему мнению. Отсюда же, кроме того, вытекает, что рост относительных заработков жен повышает вероятность расторжения браков».
Между рынком товаров и рынком отношений проводят многочисленные параллели:
Закон спроса и предложения. Редкая, желаемая характерная черта в человеческом поведении требует более высокой ценности взамен. Спрос рождает предложение. Желание должно быть подкреплено возможностью спроса и предложения. Спрос и предложение имеет возможность прогнозировать поведение партнеров в любви и браке.
Привлечение покупателя. Большинство участников на рынке женихов и невест подчеркивают их ценные качества и сглаживают свои недостатки.
Правила невмешательства. Пусть участник остерегается. В любви, как на войне, все средства хороши. Здесь идёт ожесточенная борьба за существование.
Рекомендации экспертов. Какая бы ни была тема – деньги или любовь, оба обозревателя советуют идти на риск с осторожностью.
Инвесторы и торговцы. Инвесторы предпочитают долгий путь; торговцы пытаются мгновенно сорвать куш.
Согласно теории социального проникновения Альтмана и Тейлора, люди становятся ближе друг к другу посредством такого типа честного самораскрытия, который имеет место по Роджерсу люди сближаются тогда когда:
1. внешнее поведение соответствует их внутренним чувствам;
2. они безоговорочно принимают других такими, какие они есть, а не за то чем они занимаются;
3 они слушают то, что говорят другие, что бы понять, как это быть ими.
Они используют анализ социального обмена, чтобы спрогнозировать, пойдут ли стороны на риск.
Теория снижения неоределенности Бергера утверждает: у нас есть сильное желание узнать, чего мы можем ожидать от другого человека, прежде чем инвестировать в отношения - своего рода надёжный рыночный прогноз. Но переменные отношений, которые Бергер считает важными, читаются как список гуманистических ценностей – невербальная теплота, интимное самораскрытие, взаимная уязвимость, симпатия и т.д.
Теория обработки социальной информации (ОСИ) Уолтера делает неожиданное утверждение: люди, использующие коммуникацию, опосредованную компьютером, могут строить отношения, которые в равной степени близкие, как те, которые были построены при личном контакте; это просто занимает больше времени.
Все три теории считают, что мгновенная близость – это миф; отношения требуют времени, чтобы развиться, они не всегда продвигаются к цели по траектории прямой линии. Фактически, большинство отношений никогда даже не становятся близкими.
9 теория социального проникновения.
Ирвина Альтмана и Далмаса Тейлора
Друг познается в беде.
В долг не бери и взаймы не давай.
Короткий ответ отвращает гнев.
Не сходи с ума, своди счёты.
Знать его – значит, любить его.
Чем больше знаешь, тем меньше ценишь.