Кислый отдых

Наталья Рябченко-Захарова
            
             Две недели отпуска осталось у Татьяны, а она все никак не могла решиться и дать согласие на отдых со своей лучшей подругой детства Людмилой, которая настаивала провести драгоценное время в горах Карачаево-Черкессии. Особенно не нравилась затея ехать туда на старой "Ниве" деда, ночевать в палатке у каких-то "кислых источников" и пройти маршрут около восьмидесяти километров со студентами из Санкт-Петербурга, с которыми она познакомилась в Интернете. Но подруга была настойчивой, уговорила.

             - Кислый получится отдых, - подумала Танюха, собирая рюкзак, и решительно засунула в него краски и кисти - вдруг пригодятся. Горы все-таки! А так хотелось прохладной осенью оказаться в теплых водах Средиземного моря.

             Старенькая "Нива" благополучно привезла девушек в удивительный мир совершенной, первозданной природы. Нет в родной речи таких слов, чтобы передали всю красоту, благоухание, свет и невероятные краски того удивительного уголка западного Кавказа! Местность поражала богатством и буйством цвета, на сотворение которых способна лишь природа! Склоны гор испятнали яркие, сочные мазки всех оттенков зеленого, желтого, красного и коричневого.

             - Осень - самый лучший художник! - зачарованно прошептала Татьяна и подумала, что ее художественные способности здесь неуместны - такое чудо никакими профессиональными красками и техниками не запечатлеть...

             Путь, по которому двинулись студенты и подруги, с советских времен назывался Всесоюзным туристическим маршрутом: шестьдесят километров от поселка Псемен до поселка Пхия, после еще семнадцать километров по трудному высокогорью через перевалы, горные речки, снежники, осыпи, мосты, нависшие над бурным потоком, через реку Адзапш до лесного бессточного Черного озера.

             Было жарко. Пот заливал лицо, и каждый путник до предела сосредоточился на процессе подъема. На Красной поляне недалеко от Черного озера поставили палатки и утроили большой привал до утра.

             Черное озеро поразило своей уникальностью: чем дальше отплываешь от берега, тем теплее вода, а у самого центра ее можно сравнить с парным молоком. Во время привала студенты, не раз бывавшие в этих местах, рассказывали:

             - Еще во времена существования Великого шелкового пути по долинам рек Большая Лаба и Санчаро проходили караваны из Китая, Персии. По первоначальным тропам Главного хребта выходили на Черноморское побережье, далее двигались на восток. С незапамятных времен эти пути ведут в древнюю Колхиду. А кислые источники были излюбленным местом отдыха.

             На следующее утро по живописной горной тропе, называемой козьей, девушки со студентами, где шли, где ползли из последних сил к тем самым источникам, а встречающиеся по дороге незнакомые люди желали им терпения и здоровья. И вот в котловине ледника показалось оранжевое плато - Кислые источники. На мощном выступе из многовековых отложений солей они образовали радоновую и другие лечебные ванны, булькающие, идеально прозрачные, холодные родники разного вкуса и химического состава. Вокруг альпийские луга, на правом склоне Санчарского ущелья заросли высокогорного рододендрона, а над всем этим великолепием, подобно хозяину, возвышается величественный пик горы Санчаро - 2 959 метров.

             Много удивительного услышали девушки от людей, которые приезжают сюда не первый раз. Узнали, что на Земле таких источников всего два: один находиться в Калифорнии высоко в горах, а второй тут - в Карачаево-Черкессии. Особенно воодушевили истории об исцелившихся в этих кислых водах людях, которым официальная медицина помочь не могла.

             Здесь даже существует ритуал сожжения костылей, когда после выздоровления они перестают быть нужными. Старые карачаевцы уверяют, что если жить на этих источниках пять недель, то болезнь уйдет, так как в радиусе пятьсот метров существует лечебное излучение.

             Так долго подруги там не пробыли, но успели вдоволь налюбоваться завораживающей красотой и величием источников и понять, что отдых в этих удивительных местах был вовсе не "кислым", как думалось изначально. Необъяснимая благодать и умиротворение стали им наградой за столь нелегкий путь по горам, куда добираются только те, кому это, действительно, важно и нужно!