Астероид 325 или кейс Серебренникова

Пюрвя Мендяев
«- Останься, я  назначу тебя министром. - Министром чего? - Ну... юстиции.  - Но ведь здесь некого судить! - Как знать, -  возразил король.  -  Я еще не осмотрел  всего моего Королевства».
Экзюпери «Маленький принц».


Наконец! После целого ряда текстов, касавшихся частных вопросов, известный журналист Митрофанов порадовал своих почитателей серьезным материалом. ТВОРЕЦ, ВЛАСТЬ И СТЕКЛЯННЫЙ ДОМ. Ни много, ни мало! Статья эта прямо послание к народу, не хуже, чем ставшее сразу знаменитым Варапаевское письмо. Суть данного послания Митрофанова на мой частный взгляд выражено в следующих его словах:

- В кейсе с Серебренниковым столкнулись две партии. Одна (оппозиционная) — настаивает, чтобы лояльность у нее покупали. Желательно, за деньги, которые обеспечивали бы уровень мировых звезд. Вторая (пропутинская) хочет получать лояльность задешево, то есть даром — с помощью ударов по почкам. Нам в этой коллизии, естественно, социально более близка первая партия. Поскольку покупка лояльности — это протодемократизация и протолиберализм (хотя и не демократизация, и не либерализм). Но победить намеривается именно первая партия, а разорвать порочную цепь событий можно, только если вообще выйти из этой парадигмы.
Конец цитаты.

Как же предлагает это сделать Митрофанов? А вот как:

- Да, быть альтруистичными, не алкать уровня мировых звезд, не ставить их в пример неподсудности (Делона, помнится, чуть на гильотину не отправили, а за Полански американское правосудие бегает уж четвертый десяток лет, да и Майкла Джексона затравили до смерти), но действительно не иметь с шайкой дело – и не потому, что «чекисты совсем оборзели» в данный конкретный момент, а потому что это единственно правильная, единственно честная позиция уже давно. Люди и покруче Серебренникова отказывались и от проектов, и от карьер, как, например, Александр Галич.

Люди искусства не всегда правы именно в своем искусстве, которое на самом деле не для искусства, как думают длинноволосые юноши, а для того, чтобы делать этот мир лучше. А «лучше» не получается или было забыто. Поэтому их храм – стеклянный дом, разрушающийся от первого же камня.
Конец цитаты.

Вроде всё что написано, верно. Но всё же у меня сложилось мнение, что  подход автора сильно сужает и обедняет тему. У Митрофанова всё сводится к противостоянию – нынешняя ненавистная власть против культуры, и соответственно культура против кровавой власти. Понятно, что если так подходить к теме, то тот же Серебренников может восприниматься, как штрейкбрехер или вообще предатель родины, которого и не жаль вовсе. Служил Путину и чекистам, посадили тебя, так тебе и надо, сам виноват! Не надо было служить Путину!

Мне почему-то это не сильно нравится. Давайте все же попробуем посмотреть на данный Серебренниковский кейс под другим углом зрения.

Что есть театр?

Театр есть порождение демократии. Это открытие сделал Ницше. Феномен театра возник в демократических Афинах, больше в Греции театрального центра создать нигде не смогли. Театр является изначально порождение демократического строя, при котором партии и политики борются за власть, которая сменяется через определенный срок. Эта предвыборная борьба и породила феномен театра. Там где нет демократии – там нет театра. То есть смерть театра в нашей стране в современных условиях это закономерный процесс. В этом смысле и арест Серебренникова это просто проявление естественного процесса отмирания театра, как демократического иститута. Но в любом случае театр это культурное явление которое не может не взаимодействовать с властью. Писатель запросто может плюнуть на власть, поэт тем более, про художников вообще промолчим, но театр сам по себе явление политическое и вне политики существовать не может и Галич тут не пример. Обслуживание власти и оппозиции эта природная функция театра. И в этой связи невозможно обвинить Серебренникова в том, что он прислуживал власти.   

Вторая порождающая театр стихия – это культ Диониса. Любой даже самый рафинированный спектакль – это оргия Диониса. Смерь и возрождение должен пережить на спектакле человек, точно так же, как участник тантрического обряда в буддизме. Позволить зрителю пережить катарсис – в этом суть театрального искусства. Если театр это дает, он решает свою проблему. Россия, по утверждениям некоторых экспертов, как и все славянские страны, является страной культа Диониса. Здесь речь идет о двух началах - дионисийстве и о аполонизме. Не вдаваясь в подробности можно сказать, что для стран культа Диониса театры имеют огромное значение для нормального психического состояния народа. В первую очередь это касается женской половины населения. Именно женщины были основными участницами оргий Диониса.

В итоге получаем тришкин кафтан – как недемократической стране России театр сейчас не нужен, он не стоит тех денег, что дают на него из бюджета. Выберут власть при любом раскладе. Но при этом Россия, как страна культа Диониса без театра рискует впасть в бешенство. Но это не так явно для власти, как сэкономленные на театре деньги.

Но это Митрофанов. Мне же вся эта история с арестом Серебренникова напомнила посещение Маленьким принцем астероида 325. На этом астроиде жил очень могущественный король, который правил, по его мнению, всем во вселенной. Король страшно обрадовался мальчику, как единственному своему подданному и не хотел, чтобы он улетал. Чтобы привлечь чем-то малыша он предложил ему стать министром юстиции, на что мальчик ответил, что на планете никого нет.

«     - Гм, гм... - сказал король. - Мне кажется, где-то на моей  планете живет старая  крыса. Я  слышу, как  она скребется  по ночам.   Ты мог бы судить эту старую  крысу.  Время  от времени приговаривай  ее к смертной казни.   От тебя  будет зависеть  ее жизнь.   Но потом  каждый раз  надо будет ее помиловать. Надо беречь старую крысу, она ведь у нас одна.      -  Не  люблю  я  выносить  смертные  приговоры,  - сказал Маленький принц. - И вообще мне пора».

Вот это кейс Серебренникова на мой вкус. Кейс это абсолютное одиночество власти. В этом кейсе существуют всего три героя. Король, принц в лице силовиков, и одна старая крыса, которую постоянно арестовывают и приговаривают. Других персонажей просто нет. Вот это материал для пьесы.Но пьесы этой никогда не будет.