Модель работы мозга по Хасаю Алиеву

Хасай Алиев
фото: Алиев Хасай Магомедович. Автор метода психофизиологической саморегуляции "Ключ"


Философия: Человек социальное психофизиологическое существо, в нем генетика поколений, поэтому он по природе-творец, естественно способен любить, порэтому имеет потребность любить, способен учиться, поэтому имеент потребность учиться, способен улучшать свою жизнь и жизнь людей, он способен к идеалам, способен стремиться к счастью, и поэтому имеет потребность к праву на счастье, у него внутренняя обратная связь между внешним и внутренним (например, мимикой и состоянием, а также подражанием и состоянием), поэтому ему близка забота о ближнем, потому что естественно способен к чувству чужой боли, сопереживанию, состраданию, поэтому критерий нормальности человека - способность волноваться за человечество, поэтому он изначально - хороший. Даже все функции доставляют удовольствие. Если не деформированные, тогда боль.
Человек по природе хороший, - творец, и прочее, если он не деформирован болезнями, наследственностью, агрессивным воспитанием.   
Стресс - перенапряжение, это перемобилизация.
Стресс может включить ресурсы, но и блокировать их, потому что сверхвысока скорость перебора решений - оцепенение (парабиоз, зависание, как в компе). 
Стресс истощает.
Стресс провоцирует активизация страха, комплексов , стеретипов мышления, фиксацию внимания на негативном исходе ситуации. 
Универсальным способом восстановления является сон.
Универсальным способом воспитания навыков саморегуляции человека и его способности переводить энергию стресса в творчество является состояние психической релаксации с образованием обратной связи между сознанием человека и его текущим функциональным состоянием. Эта способность тренируется различными методами - медитацией, аутотренингом, и также современным быстродействующим методом саморегуляции Ключ Хасая Алиева, менее требующим комфортных условий.   

Универсальная способность к саморегуляции человека развивается методом саморегуляции Ключ Хасая Алиева, созданном в 1981 году в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина для моделирования состояния невесомости у космонавтов в земных условиях, преодоления стресса и перегрузки.   
Метод применялся в течение многих лет для лиц опасных профессий. Усовершенствован автором и его школой, в настоящее время применяется в самых различных областях для повышения эффективности процессов обучения и тренировки, а также восстановления после терактов, других ситуаций. Успешно используется актерами, спортсменами. 

Вступление
Новая модель работы мозга была опубликована мной (Хасаем Алиевым) в нескольких научных журналах и книгах разных стран. Этот текст из моего многолетнего сайта.

Эта модель построена на важном дополнении к работам академиков И.П. Павлова, П.К. Анохина, Д.Н. Узнадзе.
В указанных трудах, касающиеся психологии и физиологии, автор (Хасай Алиев) не нашёл описания механизмов, отвечающих за согласование психических и физиологических процессов, без которых трудно понять, как происходит в экстремальных ситуациях или при тренировке реализация резервных возможностей психики и организма.

В известных теориях отсутствуют, например, описания механизмов трансформации психологической установки в физиологическую доминанту, то есть, нет указаний на то, каким именно образом на уровне механизмов "мысль" влияет на "организм".
В современной околонаучной психологической литературе, есть, например, указания на то, что существуют состояние бодрствования и сна, и что есть измененное состояние сознания, ответственное за реализацию резервных возможностей человека. Но чем именно они отличаются в своей базовой структурной основе на уровне механизмов работы мозга – не описано. И само определение понятия "измененное состояние сознания" - не научно, так как изменения сознания могут быть вызваны и алкоголем, и транквилизаторами, и переменой настроения.

В научных трудах в описании мозговых механизмов нет указаний на то, как работают или меняются эти механизмы в различных базовых агрегатных состояниях работы мозга, например, в бодрствовании, сне, трансе.
Например, в теории Анохина для решения возникающих у человека проблем в мозге происходит формирование функциональных систем (рабочих инструментов). Остается непонятным, почему тогда возникают стрессы?


Автор (Хасай Алиев) дополнил теорию Анохина положением о том, что мозговые перестроечные процессы при формировании функциональных систем могут блокироваться, и именно эти блокировки могут вызывать неконтролируемый рост напряжения – стресс.
Блоками в новой модели работы мозга могут являться факторы психологические и физиологические, например, психологические комплексы и стереотипы мышления, или, например, нарушения кровотока.
В известных научных теориях нет также описаний того, каковы именно структурные (сущностные) отличия между базовыми (агрегатными) состояниями работы мозга.
Не указано также как работают отмеченными авторами механизмы формирования условных рефлексов или функциональных систем в различных базовых состояниях работы мозга.

Нет также указаний на то, что в разных состояниях работы мозга может быть различная схема взаимодействия между половинами мозга (и доминантами), и какова эта схема.

Никто из авторов и их последователей не задавались вопросом, а сколько доминант может функционировать в мозге одновременно, или всегда только одна?

Свою модель работы мозга автору (Хасаю Алиеву) удалось сформулировать на общедоступном языке, простом и понятном для большинства людей самых различных специальностей. Этим самым он стремился объединить усилия специалистов над решением таких важных проблем, как здоровье, творчество, долголетие.

Такой четкой сформулированной общетеоретической системной модели работы мозга пока в мировой литературе не было. Она создана российским автором (Хасаем Алиевым), подтвердившим ее пригодность и эффективность профессиональным опытом многолетней помощи людям в острых ситуациях, восстановления после них, и превентивной антистрессовой подготовки людей к предстоящим экстремальным ситуациям.   
 

В этой модели работы мозга есть сущностная структурная основа, освобожденная от множества разнообразных проявлений, признаков и симптомов, обычно отвлекающих исследователя от решения таких глобальных вопросов:
как работает мозг
почему бывают стрессы
как повысить стрессоустойчивость
почему мозг творческий ?

Новая модель работы мозга создана на стыке психологии, физиологии, медицины, биологической кибернетики и синергетики и может быть особенно интересна не только врачам и психологам, но и специалистам по искусственному интеллекту.
Она подтверждена объективными результатами практического применения разработанных в связи с нею технологий и приемов для снятия стресса, повышения стресс-устойчивости, обучения самоконтроля и самоуправления, разблокирования творческих способностей и формирования новых желательных навыков и качеств.
Именно эти технологии и приемы помогли автору (Хасаю Алиеву),и его ученикам-специалистам,  в частности, быстро освобождать от острого стресса детей и взрослых, пострадавших от терактов в Кизляре, Каспийске, Беслане и других городах, где врачи и психологи в условиях ограниченного времени и большого числа пострадавших, оказывались беспомощными. Врачи — потому что в этих условиях невозможно осуществить индивидуальный подбор лекарственных препаратов, психологи — потому что в остром стрессе у пострадавших измененное состояние сознания и речевые методы психотерапии малоэффективны.

В новой модели работы мозга существует пять базовых состояний, в каждом из них – своя схема взаимодействия между функциональными "половинами" мозга и корково-подкорковых структур :
состояние бодрствования
состояние сна
состояние сна со сновидениями
состояние транса
переходное "нейтральное" состояние между базовыми состояниями.

В контексте Метода-Ключ мы описываем здесь три состояния: бодрствование, транс и "нейтральное" состояние, как свободное переходное состояние между ними.



Состояние бодрствования
Структурной основой состояния бодрствования является режим параллельной активности конкурирующих доминант.
Это состояние, при котором между половинами мозга устанавливается множество актуальных функциональных связей. Такой режим деятельности мозга позволяет человеку мыслить, а организму сохранять свое внутреннее физиологическое равновесие.
На уровне сознания именно множество конкурирующих доминант в состоянии бодрствования обеспечивает мыслительную способность человека как возможность устанавливать причинно-следственные связи и выбирать решения, тогда как если бы была только одна доминанта, как в трансе, эта доминанта и определила бы все решения.
Внимание человека в этом состоянии — подвижное. Физиологический механизм мышления и связанного с ним движения внимания основан на сканировании связей между половинами мозга.
В физиологическом плане параллельная активность конкурирующих доминант является защитой автономии организма от психического влияния. Именно благодаря одновременному сосуществованию множества доминант человек способен мыслить в различных направлениях, и в организме при этом ничто принципиально не изменяется (множество конкурирующих доминант взаимно нейтрализуют мощность влияния друг друга на течение физиологических процессов).
Таким образом, конкуренция доминант — часть механизма гомеостаза, обеспечивающего сохранение равновесия внутренней среды организма в изменяющихся условиях.
Предельный уровень количества доминант, вызванный, например, одновременным решением человеком множества задач, является условием повышения нервно-психического напряжения, условием переключения режима состояния бодрствования в другой режим работы мозга.


Состояние транса
Структурной основой состояния транса является режим последовательной активности доминант.
Это такое состояние, когда в каждый следующий момент между половинами мозга актуальна только одна функциональная связь. Этот режим монодоминантной организации деятельности мозга лишает человека способности к мышлению, но обеспечивает организму однонаправленное включение внутренних ресурсов.
Поэтому в состоянии транса внимание человека фиксированное, однонаправленное.
Например: юноша влюбился в девушку, мама ему говорит, что она ему не подходит, указывает на её недостатки, а он ничего вокруг не слышит и не видит. А видит только её - она в божественном свете! Или мать, потерявшая сына после теракта в Беслане, ей говорят: " Тебе нада жить, тебе ещё нужно племянника ставить на ноги, тебе нужны силы, очнись! " Она ничего не слышит и не видит, в голове только одна мысль: " Был сын - нет сына! "
Типичным примером состояния транса служит сосредоточенность человека на цели или состояние стресса, который по своей природе есть неуправляемый транс, где внимание сужено на эмоционально значимой проблемной ситуации. Человек в состоянии транса испытывает чувство "зацикленности" на проблеме, мозг подобен компьютеру, который "завис", не реагирует на сигналы, не входящие в систему актуальной доминанты.
В состоянии транса, где актуальна только одна доминанта, в организме происходит адресное включение ресурсов (резервов), в отличие от состояния бодрствования, где, напротив, из-за параллельной активности множества конкурирующих доминант организм "не способен" к направленному включению ресурсов из-за отсутствия физиологически обозначенного адреса.
Наш классический пример: человек стоит перед забором весь в сомнениях, сможет перепрыгнуть, или нет. Но побежала за ним злая собака, и он перепрыгнул.
Инстинкт выживания вытеснил "синдром сомнений", переключив состояние мозга из режима параллельной активности доминант, в состояние транса — режим их последовательной активности, где процессы организма организуются в системе установочного соподчинения. И произошло направленное включение ресурсов для прыжка через забор.
Потом человек удивляется сам себе, как это он смог сделать. Был в трансе.
Транс — это состояние, когда все системы организма согласованно решают одну и ту же задачу. Отсюда и возникает феномен реализации внутренних резервов.


Переходное "нейтральное" состояние
Структурной основой переходного "нейтрального" состояния является отсутствие доминант. Половины мозга функционально разблокированы (временные связи отключены).
"Нейтральное" состояние (метафора - как нейтральное положение в коробке передач автомобиля) — это условие для переключения режимов работы мозга. "Нейтральное" состояние с отключением всех доминант включается при переходе из состояния бодрствования в состояние транса, или в состояние сна, или из сна в бодрствование.
Это состояние можно назвать и состоянием свободного сознания, так как при этом состоянии сознание свободно от всякого содержания, а так же от страха, комплексов и стереотипов.
Пример : мать, потерявшая сына после теракта, в течение трех суток находилась в состоянии острого стресса, не реагировала на речевые воздействия психолога. Был предложен прием из метода "Ключ", который пострадавшая согласилась выполнить, так как его выполнение не требует усилий. В результате реализации моторного рефлекса возникло явление психофизиологической разгрузки с катарсисом (слезы, после чего пострадавшая вздохнула, сказала, что стало легче). Когда пострадавшую впоследствии спросили, что она чувствовала и о чем думала при выполнении Ключевого приёма, она ответила: "Ни о чем, пустота в голове".
Конечно, речь идет о разблокировании временных "гибких" связей, тогда как "жесткие" связи между половинами мозга, контролирующие физиологические функции, постоянно функционируют.
В "нейтральном" состоянии, когда временные связи отключены, "жесткие" связи, контролирующие саморегуляцию организма, освобождаются от напряжения их негативного влияния, и этим самым создаются условия для активизации механизмов природной саморегуляции организма.
Направление активности механизмов саморегуляции задается через "нейтральное" состояние психологической установкой (сознательной или бессознательной) или актуальной потребностью организма (например, ко сну или к пробуждению).


Это явление управляемости процессов саморегуляции широко используется в практической психотерапии на основе так называемой установки.
Установка действует в условиях фиксации внимания, то есть события, при котором внимание неподвижно и, соответственно, внутримозговые связи, ответственные за мышление, разблокированы. В этих условиях психологическая установка трансформируется в физиологическую доминанту.
Эта трансформация психологической установки в физиологическую доминанту происходит потому, что фиксация внимания — характерное явление для состояния транса, и поэтому — вызывающая транс.
При этом между половинами мозга образуются новые функциональные связи в соответствии с содержанием психологической установки.
Созданная установкой доминанта, конкурируя со стрессовой доминантой, нейтрализует энергетическую мощность ее влияния и в зависимости от установочного содержания задает направление активизации механизмов саморегуляции, например, в сторону интенсивного восстановления истощенных и нарушенных функций организма. Или в сторону подготовки к эффективному выполнению намеченной человеком деятельности.
Однако при остром стрессе актуальная стрессовая доминанта может блокировать образование психотерапевтической или целевой доминанты, так как смысловое содержание психологической установки может входить в противоречие с содержанием стрессовых переживаний человека.
Решением проблемы является использование Ключевых идео-рефлекторных приемов, так как возникающая при этом идео-рефлекторная доминанта (не имеющая смыслового содержания) образуется в обход содержанию стрессовых переживаний человека и, вступая в конкуренцию со стрессовой доминантой, нейтрализует мощность ее влияния.

Таким образом :
1. Условием формирования связей между половинами мозга, доминанты, является синхронная деятельность половин мозга в направлении фиксации внимания. Поэтому, например, сосредоточенность на цели включает внутренние резервы, а сильный эмоциональный раздражитель способен сформировать стрессовую доминанту.

2.Для снятия стресса необходимо каким-либо способом создать хотя бы еще одну доминанту и перевести тем самым работу мозга из режима монодоминантной деятельности в режим параллельной активности доминант.

3. Использование Ключевых идео-рефлекторных приемов сопровождается формированием идео-рефлекторной доминанты, так как их реализация невозможна без фиксации внимания, они так же, как и сильный эмоциональный раздражитель, вызывают синхронную активность двух половин мозга. Идео-рефлекторная доминанта, конкурируя со стрессовой доминантой, выводит человека из стрессового транса в режим состояния бодрствования.

4. Если человек находится в состоянии бодрствования, то формируемая идео-рефлекторная доминанта, став актуальной, переводит работу мозга в режим монодоминантной деятельности — в состояние управляемого транса.
Формирование установочных целей на фоне Ключевых идео-рефлекторных приемов автоматически преобразует психологические установки в установочные доминанты, включающие адресную мобилизацию ресурсных возможностей организма в соответствии с содержанием этих целевых установок.

Дополнения и примечания:
В буддизме, например, есть пустотная и направленная медитация. По данной модели работы мозга отражены и нейтральная медитация, и направленная медитация. Направленная медитация - это монодоминатная структура  организации психической деятельности.
Теперь понятно, что в обычной жизни это может быть: интенсивное мышление ученого, направленное на поиск решения, у поэта или художника - над созданием произведения, а у спортсмена - состояние максимального сосредоточения перед прыжком, а при эмоциональном аффекте - фиксация внимания на ожидании ....
Тогда как нейтральное состояние в незадействованном виде - пустотная медитация.

А в чем же разница? Зачем тогда нужна медитация или современный быстродействующий метод саморегуляции Ключ Хасая Алиева? 
Во -первых, в научно обоснованном методе саморегуляции Ключ Хасая Алиева есть объяснения и методики использования большего количества реакций психики и организма. При релаксации (медитации), например,  иногда засыпают, или у них происходит катарсис, и что нужно сделать, чтобы упростить  путь к достижению цели - искомому состоянию и образованию навыка управления.   
Но главное - Цель практика медитации или метода Ключ в том, что методы развивают способность человека получать желаемое состояние в желаемый для себя момент для решения различных задач, независимо от внешних или внутренних условий. 
Например, для жизни - чтобы не ожидая ситуации, в которой это состояние характерно спонтанно возникает.
В частности, чтобы человек мог сохранять в себе "равновесие" для всестороннего осмысления проблемы, или вызывать вдохновение, (когда у поэта творческий застой), (или - легче и лучше включать мобилизацию сил перед рекордом), или (быстрее вызывать раскрепощение для ускоренного вхождения в  любую деятельность), или (в образ деятельности), а также для (разгрузки и перезагрузки мозга), (восстановления), ускорение времени воспитания навыков, раскрытия и развития новых способностей и качеств.


ЭТО ПОТРЯСАЮЩЕ!
Когда, например, ты хочешь избавиться от ненужной информации в своем компьютере, ты выделяешь курсором ненужную часть текста, которую следует стереть, и нажимаешь на «Исполнение».
Так же и для того, чтобы «стереть» страх, уныние, тревожность, боль, вредную зависимость, нужно, оказывается, сосредоточивать внимание на желаемой цели, представить себе ЖЕЛАЕМЫЙ конечный результат, и — использовать Ключ.
В физиологической работе мозга при этом происходит момент как бы разъединения двух половин мозга и их новое соединение в желаемом направлении.
ОСТАНОВИ МГНОВЕНИЕ этих переключений, и ты получишь «нейтральное» состояние, которое возникает обычно между сном и бодрствованием, но здесь, за-держанное во времени — это состояние психофизиологической разгрузки и самоосмысления, то самое состояние «нирваны», за которой Будда ходил почти сорок лет.
Из моей книги "Защита от стресса" 1996 года


А как его выработать? Этот Ключ к себе.
Читайте ниже


По представлениям академика Анохина, мозг способен формировать «рабочие инструменты» для решения проблем.
Это происходит при любой мобилизации, включая стресс. При эмоциональном аффекте происходит мгновенное "научение" - связи формируются и затем надолго сохраняются, это патологическая доминанта, например, при фобическом синдроме.
Но это может случиться и при положительной целенаправленной осознанной мобилизации, когда,  например, спортсмен готовится к соревнованиям, многократно прокручивает  в голове модель предстоящих событий, выиграл медаль, вернулся, а заснуть не может  - созданная доминанта не интегрируется при расслаблении и при переходе в сон в систему целостности мозговых процессов. "Узелочек".   
Между нейронами при мобилизации формируются связи.
А поэтому, по нашей модели работы мозга, после события и успокоении эти «узелочки» остаются и не дают мозгу полностью обнулиться и перезагрузиться. Отсюда все психосоматические проблемы.
Упражнения «Разгрузка» по методу «Ключ» дает полное расслабление, до нуля – связи размыкаются, человек ощущает пустоту в голове, чувство «пофигизма». Связи размыкаются и заново смыкаются, но уже как нужно по природе.
Несколько минут – как месяц в санатории, восстанавливают здоровье и творчество ума.
Упражнение "Перезагрузка" - связи размыкаются, но смыкаются уже по созданной человеком установке - плану желательных изменений.



Примеры помогают подобрать Ключ к себе. Помогает творческий поиск - "Принцип подбора путем перебора" своего ключевого действия, снимающего стресс и открывающего новый мир возможностей.
 Именно это и есть, из-за незнания чего создавались сложные системы, поэтому автор этот Ключ придумал  - что нужно не подражать, а перебирать варианты и находить свое! И дал принципы и правила и примеры для этого. Это и есть Ключ. И туда же теперь входят дозировки времени (для Рагрузки, или раскрепощения, или для восстановления) и цели применения - для решения интеллектуальных задач или проблем телесных.