Искрящиеся звёздочки!

Олег Маханьков 2
…..Рассказывая  о  детях инвалидах''  можно без конечно с глубоким чув-
ством  доброты  и  тепла. Таким  примером  служат  многие юные талант-
ливые  дети, нашедшие  себя в творчестве; несмотря на свой тяжёлый не-
дуг. Творить, значит  жить, принимая  жизнь  со  всеми  своими недостат-
ками,  но  взамен  чувствуя  неиссякаемую  любовь  и душевную радость
своих близких.
…..Многих  инвалидов сталкивает судьба, со всеми физическими форма-
ми  и своими нравственными силами; но у каждого из нас своя судьба; и
чувствуем  мы  что-то  по  разному, но  всякий  раз  по своему одинаково
относимся  к  друг другу, ссылаясь на индивидуальность наших близких
и  к близкому своему кругу общения. В этом своём рассказе мне хочется
рассказать  об  одном очень талантливым, удивительном мальчике. Витю
Ермачкова  и  его  маму  Ингу  Мигачеву  я увидел на пятом международ-
ным  фестивале  инвалидов в Витебске ’’ Славянский базар 2017 ’’. Инга.
и  Витюша  живут  в  городе - герое  Смоленске и вместе участвуют в об-
разцовой  танцевальной программе ’’Танго на инвалидной коляске’’. Ма-
ма  Инга  очень  любит  своего  сына; и  для  них стойкость и соединение
полностью  относиться  к  их  жизнелюбию  и творческому индивидуаль-
ному  пути. Взаимосвязывающе  обогащая  их  сердца  и  замечательную
теплоту  энергии,  можно  только  позавидовать  этой  замечательной  та-
лантливой   паре  и  такому  любящему  сердцу  Инге.  Перешагивая  все
трудности  и  жизненные  препятствии, я  думаю  что любовь не оставит
их  в  стороне; а  будет  продолжать свой дальнейший  путь, не  оставляя
своего маленького сына наедине со своей болезнью.
…..С Ингой мы переметнулись во время перерыва''  в вестибюльном фае.
Они  с  Витей  приехали со Смоленска вместе с председателем общества
инвалидов  Галиной  Александровной  Бойко  и  вместе  с ней участвова-
ли  в  выставки  продажи  народных  ремёсел. Нельзя было обойти сторо-
ной   их  замечательную  трудоёмкую работу, это  мачтовые  алые паруса,
склеенные  из  множества мелких конфетных бумажек. Мой друг Сергей
Чубаров, даже  купил  у  них  один такой мачтовый корабль, что предела
его  радости  было  без  конечным. После, мы  обменялись с Витей взгля-
дами. Мальчик  очень  заинтересованно  посмотрел на меня; и у него и у
Инге  было  какое-то  доброе  и  красивое  очарование. А  после  в зале я
увидел  их  удивительное  выступление, под  мелодичное исполнение Бо-
риса  Моесеева. Это  было  просто замечательно, что можно было только
позавидовать  такому  изящному  мастерству  и  тонкому замечательному
исполнению танца.
…..Говорить  о  таких сложившихся судьбах, можно с непросто тяжёлым
сердцем; и  нужно  просто  с любовью и отзывчивостью заметить малень-
кого  человека, для  того  чтобы  определить  его  особенность  познавать
свой  собственный мир. Многие инвалиды сталкиваются со своими тяжё-
лыми  судьбами. Кого-то  жизнь  обошла стороной, а  кому-то в силе жиз-
ненных  обстоятельств  и  семейного  воспитание, жизнь  составила борь-
бу  со  своим  постоянным нелёгким недугом. На эти встречные вопросы
можно  только ответить одним согревающим чувством. Всякому ребёнку
нужно  человеческое  тепло;  и  тогда  жизнь  оставит ему только жизнен-
ную  любовь  и какую-ту для него полезную пользу. На эти и другие жиз-
ненные  вопросы; мы с Ингой в ходе нашей переписке немного побеседо-
вали; и я задал ей несколько таких важных для нас вопросов?   

…..- Скажите  Инга, как  вы  впервые заметили, что у Вити есть физичес-
кий  недостаток? Какие  чувства  в  первый  раз  вас посетили, вам навер-
ное  было  нелегко  тогда? Я  думаю'' что  к  любому своему ребёнку есть
всегда какая-та особая жалость и самая близкая любовь.

…..- Если  честно, я  с  самого  начала старалась не замечать его физичес-
ких  недостатков; и  всем  говорила, что  он  такой  же  как  и  все, но при
этом  мы  с  первых  дней  жизни его лечили. Я говорила себе, что нужно
бороться, что  я  всё  отдам  в этой жизни, но он будет здоров. В начале я
задавалась  вопросом  почему, ведь он был очень долгожданный ребёнок,
но  поговорив  с  одним  очень хорошим батюшкой я поняла, что его нуж-
но  принимать  лишь  как  награду; и что нам даёт Господь только то, что
по  нашем  силам, значит  мы  должны пройти этот путь. Если честно, то
жалости  я  к  Вите  не  испытывала  и  другим  не  позволяла нас жалеть.
Мы  старались  чтобы  с  нами  были на равных, чтобы нас любили, хотя
это  не  всегда  было  просто. Витюшу  я просто приняла таким, какой он
есть, я  его  просто  любила и люблю, как должна любить мать своё дитя,
но  при  этом  я  решила, что  мы  не  сдадимся. Олег. Вы извините, что я
так может, слишком откровенно изливаю душу.

…..- Нет  нет, ну  что вы. Я  хорошо  вас понимаю - потому что я тоже ви-
дел  много  материнской  любви  и об этом можно рассказывать много хо-
рошего. Ну  а  какой  диагноз  поставили  Вите  врачи, ведь  каждый врач
может поставить свой диагноз, который бывает очень трудным?      

…..- Когда  врачи нас считали безнадёжными''  я не верила им и смеялась
над  их  диагнозами''  но честно тихо наедине плакала и просила Господа
дать  мне  сил  справиться, а  Витюша обнимал меня своими маленькими
ручками, так  заглядывал в глаза, что я понимала, что ради него я должна
жить   и   бороться. Когда  родился  Витя, он самостоятельно дышал – но
роды  были очень трудными, он был недоношенным на 31 неделе. Родил-
ся   с  восьмыми  баллами – по  школе  это очень хороший показатель, но
как  у  всех  недоношенных  деток у него была пневмония и критический
низкий  вес  1800гр, рост  41  см. Вообще его состояние было очень тяжё-
лым. Перенотальный  центр  был закрыт на ремонт, а мест в реанимации
не было; и  вот я трое суток ждала его из колпакового отделение. Мне го-
ворили, что он не выживет, не нужно плакать, родите себе здорового. Ни-
когда  не  забуду  слов реаниматолога, когда стояла на коленях перед ним,
держала  за  ноги и просила забрать ребёнка; и эти слова. Чего вы убивае-
тесь, родите себе другого. Ну как можно отказаться от своего ребёнка, ве-
дь даже животные не бросают, а боряться за своих чад. А как потом даль-
ше  жить  с этим? Вот так нас и оставили умирать. Пневмания если её не
вылечить, через  сутки  перерастает  в  септис''  это я теперь только знаю.
Витя  перестал дышать, он умирал. Витин Крёстный''  друг нашей семьи
на  третий  день  очень  нам  помог, может  быть  если бы не он, Витюши
уже  и  не  было  бы. Нас  забрали  в  реанимацию, правда только к концу
третьих суток, когда Витя уже находился полностью на ЭВЛ.

…..Сколько  Вите  сейчас  лет  и  кто ваши родители? Как они отнеслись,
что Витя стал инвалидом и всегда ли они с вами и поддерживают ли они
вас?

…..- Вите сейчас исполнилось 7 '' 27 июля. Да мои мама и папа очень лю-
бят Витюшу, переживают за него и всячески меня поддерживают и Витю-
ша  их  единственный  внук. У  папы два высших образования, юридичес-
кое  и  сельхозяйственное. Он  учёный агроном, сейчас занимается своим
делом, [  Крестьянское  Фермерское  Хозяйство. ] У мамы тоже 2 высших,
она  педагог  литературы  и русского языка; и сельхоз, как и папа учёный
агроном. Второе  высшее  она получала в городе Балашихе''  она там учи-
лась  в  Сельхоз-академии  ещё когда они с папой только что поженились,
я  даже  помню этот момент, я уже у них была. Сейчас мы живём не вмес-
те, но  и не очень далеко друг от друга''  мы часто к ним ездим и Витя мо-
жет всегда у них остаться.

…..- А вы сами кто по образованию – где учились?

…..- По  профессии  я  журналист. Закончила  Государственный педагоги-
ческий  университет, Филологический  факультет отделение журналисти-
ки, присвоена  квалификация  журналист. Недавно  закончила учиться на
тьютера  и  получила  диплом профессионального тьютера, подписанный
Министерством образования Р.Ф.

.....- Есть  ли  у  Вити  какие  нибудь результаты от проводимого лечение?
Я  вижу, что  он  немного ходит, держась за ходули и сам самостоятельно
передвигается; что  очень  радует. Вы  говорили, что какое-то время нахо-
дитесь   на  реабилитации, есть  ли  какое-то  изменения  от  дальнейших
проводимых реабилитаций?

…..- Да, у  Вити  сейчас  очень  хорошие результаты, мы сделали 2 опера-
ции  в  2013  на каждую  ножку; и  в  2016  ещё по 2 операции на каждую
ногу. 10  ноября  2016  года  он  начал  ходить с  опорой  и через 4 месяца
перешёл   на  трости, сейчас  мы  осваиваем  самостоятельную  ходьбу; и
если  честно, начинается  получаться. Полноценной  ходьбой это конечно
не  назовёшь, но   идёт  очень, очень  медленно, маленькими  шажочками,
шатаясь, боится   но  сам. А  в  Санкт–Петербурге  на  реабилитации  про-
цедур  с  8-30  и  до  2-30 всякий раз очень много, Потом Витя кушает, ло-
житься  спать, нагрузка  большая, устаёт. Как  проснется где-то часиков в
пять, идём  гулять на  улицу. С улицы придём, опять индивидуально зани-
маемся  сами, тренируем  с  натяжкой ноги, поднимается с одним крабом
по  лестнице  до восьмого этажа и спускается''  потом идёт спать  Приеха-
ли  сейчас  домой  без  поддержки  cо 100 шагами, но пока только в высо-
ких жёстких берцах,

…..- Молодцы. Я очень радуюсь вашем успехам.

…..- Спасибо. Сейчас  врачи  уже  делают по нам положительные прогно-
зы, да и я сама это вижу, теперь только время и труд.

…..- Как   к   вам  пришла  идея  вместе  выступать; и  какие  у  вас  были
первые  творческие  впечатлении – и  было  ли  Вити  это интересно? Ког-
да  вы  начали  свою первую программу и кто был вашим первым спонсо-
ром? Расскажите  пожалуйста  свои  первые  ощущении и каким был пер-
вым и дальнейший ваш успех?

…..Когда   Вите  было  5  лет, мы  познакомились  с  замечательным чело-
веком   Галиной  Александровной  Бойко, это  председатель  общества ин-
валидов  Заднепровского  района г. Смоленска, с  неё и всё началось. Она
занимается   с   детками  на  добровольных  началах, сами  ставим  танцы,
Галина  Александровна  и  я, сами  шьём  костюмы, спонсоров  к  сожале-
нию  нет, только  то, чем  может помочь общество инвалидов, с транспор-
том, или   оплатить  какую  либо  поездку. А  не  хватает, сами  ищем  воз-
можность; у  нас  даже  нет  зала для репетиций, ставим дома, или в небо-
льшом   кабинете  Галины  Александровны, а  для  генер  репетиций  про-
сим  сцену в клубах''  у нас много в коллективе замечательных деток, там
и здоровые детки на ряду с ограниченными.

…..- Какие  у нас с вами совпадении в творчестве. Меня тоже впервые за-
метила наш председатель инвалидов Валентина Владимировна Королько-
ва  и  только  благодаря  ей, у  меня  были первые выставки и первая в Ви-
тебске известность.

…..- Как  хорошо, что  на  вашем  и  нашем  пути встречаются такие заме-
чательные  люди. Первый  раз  когда  нам  Галина Александровна предло-
жила  выступить  на  районном  фестивале, чтобы  ввести  Витю  в танцы
и  он  не  испугался, она  предложила мне выйти с ним на сцену. Я приду-
мала  танец  Вальс  под  песню Ах  эти  тучи  в голубом. Витя был в воен-
ной  форме; и  там  конечно  больше танцевали и Витя ещё только привы-
кал  к  коляске, но  своей  улыбкой он покорил зал. Особенно для всех бы-
ло  неожиданным, когда  я  во  время  танца  подняла  Витю на руки из ко-
ляски  и  мы  с ним стали кружиться в вальсе. Для Вити танцы; это реаби-
литация, сцена  даёт  ему уверенность, он чувствует себя нужным, таким
же  как  и  все. У  него  появилось  много  друзей, он перестал стесняться
своего  недуга  и  год  тому  назад, он  пообещал  из  коллектива одной де-
вочке, что  обязательно  встанет  на  ножки  и станцует с ней румбу и поп-
росил  дать  ему  2  года, она  ему очень нравиться. Год прошёл;; и резуль-
таты  пошли. После   районного  фестиваля  Витю  стали  приглашать  на
разные   мероприятия, но  тоже  благодаря  Галине Александровне, он  её
очень любит, она очень светлый и замечательный человечек.

…..- Это очень замечательно.

…..- Потом был Международный конкурс в Мурманске. Ребята привезли
в  младшей  группе  в танцах на колясках 1 место. Была Всемирная олим-
пиада  в  Москве. Инклюзив  данс  в Москве, это тоже большой междуна-
родный   конкурс. Таланты   России  и  просто  много  разных  концертов.
8  мая  в  Москве. [ Моя  Москва  Моя победа, ] и у вас в Витебске. И ото
всюду   ребята  стараются  привозить награды, заводить  новых друзей, а
главное  развивать талант и упорства. Я конечно понимаю что нужен про-
фессионал, хореограф, но его нет, поэтому сама стараюсь для деток и Ви-
ти придумывать новые образы и танцы.

…..- А  у  меня  вот была недавно выставка в Швейцарии. Такая выставка
даже  и  во сне не приснится. Такая шикарная. Ну это я сам наверное пос-
тарался - очень много работал.

……..- Да. Вы  просто  молодец. Конечно  без  ваших трудов и трудов ва-
шей  мамы, то  что  она  в вас вложила, желание жить, трудиться, ничего
бы не было

…..- Да  конечно. Моя  мама  была  очень замечательным человеком и на-
деюсь, что  её  любовь  ко мне; и как она меня воспитала, это всегда оста-
нется  рядом со мной и всегда мне поможет в жизни. Но всё-таки давайте
вернёмся к нашему разговору; и мне бы хотелось задать вам ещё несколь-
ко   вопросов? Вы  сказали, что  у  Вити  много  друзей; а  есть ли  у него
самые  близкие  друзья, потому  что  по фотографиям вижу, что у него их
очень много? Ещё  вы говорили, что ему нравится из коллектива девочка.
Вызнаете это хорошо когда в маленьким возрасте есть какая-та симпатия,
ведь у каждого человека,могут рождаться от этого чувства и его начинает
вдохновлять  к какому нибудь творчеству, придаёт ему энергию и особую
радость.

…..- Да,  у  Витюши много друзей, но кто из них настоящие, а кто просто
приятели, жизнь покажет, в этом вопросе я думаю, он разбирается лучше.
В основном  у него друзья – они же коллеги по сцене, все очень замечате-
льные, светлые ребятки из нашего коллектива "Дети 21 века". Витя очень
дружит  с  ребятами. Галина  Александровна часто бывает у них в гостях,
это  Даня  и  Ваня. Егор, Юлечка, Саша, Марик и многие другие. Есть  со-
седский  мальчик  Даня, он старше Вити на много, но очень добрый паре-
нь, опекает Витюшу'' оберегает его. Они вместе катаются на велосипедах,
носятся на перегонки - Витя очень счастлив, когда видит Даню.И есть де-
вочка  Варя, которая  ему  очень  нравиться, но  к сожалению он видит её
очень, очень редко.
 
…..- Как  вы проводите с Витей свободное время, будь это прогулка, или
какая нибудь интересные игры, или какой нибудь отдых?

…..- Как  я уже написала; Витя очень любит кататься на велосипеде, тан-
цевать, Когда  он был ещё совсем маленьким, он очень любил, чтобы мы
с  ним кружились под музыку, как и все детки любит когда ему рассказы-
вают  сказки, или когда я ему их читаю, рассматривать картинки. Да, оче-
нь  любит петь – поёт по дороге в машине''  часто дома. Он любит ходить
в кукольный театр, цирк и на концерты.

…..- Ваша  любимое время года, или любимая погода и есть ли у вас ещё
какие нибудь любимые занятии?

…..- Я  больше люблю зиму, а Витюша лето. Зимой Витя любит кататься
на санках с горки, играть в снежки,лепить и в особенности раскрашивать
снежную бабу. А летом, мы любим гулять по лесу,вместе собирать цветы
и  раннею  бруснику. Ещё  у нас есть дома большая собака, её зовут Граф.
Витя обожает играть с ней, Вите её на новый год подарил дед мороз; и ес-
ть  ещё  и  кот, его  на день рождение Вите подарила бабушка. Нашего ко-
тика  зовут  Леопольд. Кот  считает его своим другом, от Вити не отходит
ни  на шаг, с ним гуляет по улице, во дворе и дома. Витюша с ним играет;
даже катает его в кузове игрушечной машины. По ночам он спит рядом с
Витиной кроватью, а если Витя болеет,не отходит от него всю ночь;Витя
говорит, что  он  его  лечит. С собакой Витя ошалевает, я  его держу и мы
с  Графом  бегаем  на  перегонки, он  старается  сбить  нас с ног, катается
по  траве, а  Витюша  заливается счастливым смехом, Граф очень скучает
когда  Витюши  нет  дома; и  всегда  его  ждёт. Вот  такие у него есть ещё замечательные друзья животные.

…..Какие  у вас дальнейшие планы, или так как положит на руку господь,
или  всё-таки есть какие-то творческие идеи? Сейчас у всех тяжёлая жиз-
нь. Например, из  за  роста  высоких  технологий; трудно найти себя в об-
ществе, или  из  за  ведущей  вперёд  конкуренции и наиболее изменений
жизни, всем  с  начало  нелегко в таком положении? Например, моя мама
никогда  не  искала  скороспешного  пути  и  никогда  никого  ни о чём не
просила, а  если  к  ней  обращались  или шли навстречу, то она всё сразу
умело предпринимала. Скажите в чём бы могли отличатся такие же похо-
жие качества и у вас?

…..- Дальнейшие  планы, пойти учиться в школу; и максимально прибли-
зить Витю к уровню знаний и физическим возможностям здоровыхдетей.
А вообще Витя мечтает научиться танцевать румбу собственными ножка-
ми.Последнее время он очень много поёт и просит отдать его заниматься
музыкой. Но  самая главная его мечта, конечно научиться прыгать, бегать
и ходить самостоятельно без всяких приспособлений.В будущем Витя хо-
чет стать врачом хирургом, лечить детей, помогать таким как он. Говорит
лечить таких деток у которых больные ножки,чтобы все они могли позна-
ть счастье, что такое ходить самому. Что касается творчества, то мечтаем
и будем искать Вите партнёршу для танцев, маленькую девочку, он очень
этого хочет.

….- Да будет очень красивая пара,тем более'' что Витя уже наверняка зна-
ет свою профессиональную подготовку к танцем; и я думаю, что девочка
должна  быть  такая  же красивая как и он сам. Надеюсь, что это будет та
самая девочка, которая ему нравится. Впрочем, это решать ему самому.А
когда  он  пойдёт в школу, я желаю ему любви к своим предметам, к хоро-
шим  трудолюбивым  знаниям, любви  и уважения к учителям. Школа да-
ёт нам путёвку в жизнь; и пройти этот путь должен каждый. И последнее
что  мне хотелось у вас спросить? Как вы думаете – что помогает вам бы-
ть  сильной  и  не  терять  свою надежду перед вашим собственным выбо-
ром, что  ваша любовь к Вите помогает ему идти к полноценной физичес-
кой  форме? Поверьте, если  помочь  ребёнку с маленького возраста, мож-
но добиться физическим восстановлением огромных результатов, тем бо-
лее  у  него  нет  такого спастического заболевания. Вот что вам помогает
идти по этому собственному пути и верить в свои дальнейшии усилии; и
в  чём  вы видите в этом свои успехи на пути к Витеному выздоровлению
и верите ли вы в это своё счастье?   

…..- Что нам помогает? Вера, это наверное сильное чувство, которое дви-
гает  человеком. Ведь Господь говорит, мы должны верить; и тогда всё бу-
дет, а  без Веры? Как жить? Мы верим в Господа нашего, в его милость и
помощь.Верим в нашего сына, в его возможности, его желание, в любовь
к жизни. Это вера даёт уверенность в наших силах'' что мы всё делаем не
зря, что у нас всё получиться. Любовь. Безграничная любовь к ребенку, к
нему как к личности, к его силе воли,к терпению,умению радоваться жиз-
ни, к  любви  к жизни. Да только любовь, помогает нам идти маленькими
шагами  к выздоровлению. Мои успехи наверное в том, что не сломалась;
и  борюсь  за здоровье ребёнка, что научила его радоваться жизни и быть
позитивным, в  том  что хочу чтобы он чувствовал себя таким как все и в
тоже время понимал'' что болезнь не может быть преградой в чём-то, что
мы  все имеем право на счастье, что им также могут восхищаться, что он
может выступать на сцене, дарить людям радость,что можно многому до-
биться,главное верить и много трудиться и идти к своей мечте.Вы знаете,
он  всегда просыпается в хорошем настроении, с улыбкой и заряжает сво-
им  позитивом всех нас. К стати, по поводу спастики вы не совсем правы.
У  Вити  ДЦП '' спастическая диплигия нижних конечностей. У него был
очень  сильный  тонус  в  ногах и руках, ножки были скрючены''  но мы с
этим боролись. У нас сделано по 4 операции на каждую ножку,чтобы это
исправить, постоянно  занимаемся  ЛФК дома с инструктором; и каждый
раз сами дома проводим курсы массажа. Ездили 3 раза в Китай за рефлек-
сотерапией, проводим  курсы реабилитации по 1-му месяцу, каждые 2 ме-
сяца  в  Питере. Вот  сейчас  опять  едим  в Питер на реабилитацию 20-го
ноября; и после нового года опять едим в самый красивый город истории,
но уже в другой институт. Но самое главное,что Витю не надо заставлять,
он  готов  трудиться  и  терпеть''  ради того чтобы выздороветь и доказать
всем и прежде всего себе,что он может. Моё счастье, это то,что у меня ес-
ть  Витя, есть  семья, Витин  папа который нас любит, полностью поддер-
живает нас во всем, мои родители, родные, друзья, врачи которые нам по-
могают и просто хорошие люди, верящие в нас.

…..Сама  Инга''  очень  открытый  чистосердечный человек. В нашем раз-
говоре  я  поделился  с  ней  о  своём  впечатлении  о Смоленске. Когда-то
ещё  в  1993  году, мы  с мамой и с нашей группой инвалидов ездили туда
на  экскурсию. Разделяя  мои  впечатлении, Инга с большой доброжелате-
льностью  разделила  мои  эмоции и пригласила меня посетить Смоленск
ещё раз.

…..- К  вам в Смоленск я приезжал в 1993 году. Да, действительно Смоле-
нск у вас очень разнообразный церквями. Когда я был в Смоленске, было
такое  ощущение, будто  проезжаешь  по  всему городу и чувствуешь всю
старую  культуру. У  вас там в центре очень узкая улица и в основном вез-
де  все  старые  дома  построены  из  красного  кирпича – или покрашены
красной  краской; и  по всюду, то там; то здесь, встречаются церкви и оче-
нь красивый Успенский собор.

 …..- Да у нас в городе действительно много церквей и каждая не похожа
одна  на  другую. А  в Успенским соборе, там алтарь, по красоте и богато-
му убранству занимает 3-е место в Европе. Приезжайте к нам'' будем вам
очень рады.

…..Заканчивая  свой  материал, я от всего сердца хочу поблагодарить Ин-
гу  за  столь  неожиданную  для  нас  встречу  и  за то, что согласилась со
мной поделится и рассказать мне свою материнскую историю и свою лю-
бовь к Вите. Да, лучшая награда для таких детей, это настоящая материн-
ская  любовь  и  доброта сердца. Дай ей бог сил и любви к её маленькому
сыну, ведь для всех мам, мы все самые маленькие''  даже и когда выраста-
ем; – и самое святое и дорогое для нас слово – это мама.      

…..Вот что на последок к нашему завершению написала мне Инга.

…..- Знаете. В  Арабских  Эмиратах, таких людей как вы и Витю, называ-
ют  мужественными. Вот  и  я всегда говорю, что вы не инвалиды, это ка-
кое-то   некрасивое  слово, вы  настоящие  люди, мужественные, честные,
открытые, самые здоровые, а наше общество больно.   

…..Вот с этими её словами – мне и хотелось бы завершить этот рассказ.

г Витебск.     Инвалид 1 группы.