Современное искусство

Анатолий Сэт
                Очень  злая  критика   


       Оно,  конечно,  каждый  художник  имеет  право  на  своё  виденье,  поскольку  люди-то  встречаются  разные,  а  художники  тоже  ведь  люди,  как  ни  крути,  хотя,  конечно – надо  признать  это – люди,  наделённые  особым  даром  видеть  нечто  такое,  чего  другие  могут  и  не  замечать.  И,  что  самое  главное, они  могут  это  «нечто  такое»  ещё  и  изобразить  при  помощи  самых  разнообразных  выразительных  средств.  И  получается,  что  понятие  «художник»  вмещает  в  себя  не  только  рисовальщиков,  но  и  всех  остальных  людей  творческих  профессий – писателей,  поэтов,  киношников,  телевизионщиков  и  театральных  деятелей.
     Творения  гениальных  художников  прошлого,  пережив  века,  войны,  природные  и  социальные  катаклизмы,  благополучно  дошли  до  наших  дней  и  продолжают  восхищать  многих  моих  современников  совершенством  формы  и  содержания.
      Конечно,  каждая  эпоха  чтит  своих  героев  и  гениев.  Но  далеко  не  всегда  творения  гениев  восхищали  современников  этого  самого  гения – в  истории  тому  масса  примеров.  Гений  в  своём  творчестве  очень  часто  обгонял   время,  в  котором  жил  и  его  творения  бывали  по  достоинству  оценены  лишь  спустя  столетия.  А  его  коллега-конъюнктурщик,  будучи  весьма  востребованным  современниками,  исчезал  без  следа – мода  капризна  и  недолговечна.
Если  подвести  некий  итог,  то  напрашивается  вывод:  всё  по  своим  местам  расставляет  время.
      И  случаются  преинтереснейшие  парадоксы.
      Ну,  вот,  к  примеру,  нынче  модно  стало  стенать  по  поводу  отсутствия  свободы  творчества  во  времена  СССР.  Да,  конечно,  была  цензура,  да,  часто  что-то  придерживали  по  идеологическим  соображениям – не  буду  отрицать,  поскольку  это  было.  Но  ведь,  эта  же  самая  цензура  ставила  барьеры  дурновкусию,  пошлости,  похабщине,  порнографии ,  не  позволяла  разрушать  традиционные  для  нас  ценности.  Благодаря  этой  самой  цензуре   в  наш  кинопрокат  попадали  сделанные  добротно  фильмы зарубежных  создателей.
      И,  опять-таки,  пародокс:  в  эпоху  цензуры  регулярно  появлялись  выдающиеся  произведения  в  самых  разных  жанрах,  чего   в  наше  свободное  время  не  отмечено.
      Кстати,  о  жанрах!
      «Наше  всё»,  Александр  Сергеевич  Пушкин,  с  изяществом  отметился  практически  во  всех  литературных  жанрах,  не  погнушавшись  и  порнографией.  Написав  своего  «Царя  Никиту»,  он  и  сей  низкий  жанр  возвысил  до  высокой  классики,  доказав  тем  самым,  что  нет  плохих  жанров,  но  есть  лишь  дурные  сочинители.
      Сейчас  идеологической  цензуры,  как  таковой,  нет  и,  казалось  бы,  твори-выдумывай- пробуй,  создавай  свои  нетленные  шедевры  -  ан  нет! – что-то  шедевров  не  создаётся.  То,  что  я  вижу  в  немногих  оставшихся  кинотеатрах,  и  то,  что  показывают  по  ТВ,  на  шедевры  никак   не  может  претендовать:  сюжеты  повторяют  друг  друга  -  одна  и  та  же  жеванина  про  продажных  ментов,  депутатов,  олигархов  (тяжёлая,  надо  сказать,  у  них  жизнь,  судя  по  этим  фильмам),  проституток  и  прочей  публики.  Игра  исполнителей  (язык  не  поворачивается  назвать  их  актёрами)   фальшива  и  неубедительна  («не  верю!»).  Если  одним  словом,  то  всё  это  «творчество»  есть УБОЖЕСТВО.
      Да   вот,  далеко  за  примером  ходить  не  надо.
      Довелось  мне  нынче  побывать  в  начале  июля  во граде  Петра,  где  прошли  почти  шесть  моих  счастливых  лет,  когда  я  учился  в  cлавном  Ленинградском   гидрометеорологическом   институте.  И  попал  я  на  закрытие  театрального  сезона  в  Театр  им.  Ленсовета.    На  закрытие  давали  пьесу  «Сон  об  осени»  (автор  Юн  Фоссе)  в  постановке  Ю.Бутусова.  Ни  автора  пьесы,  ни  режиссёра  я  до  того  момента  не  знал.  Как  мне,  темноте  провинциальной,   объяснили  знающие  люди,  автор  пьесы  нынче  очень  популярен  «в  европах»,  а  режиссёр  весьма  востребован  и  в  родном  Отечестве  и  за  его  пределами.
Прозвенел  третий  звонок,  в  зрительном  зале  притушили  свет,  спектакль  начался!
      На  сцене  никаких  декораций.  Из  атрибутов  только  пара  больших  кубов,  на  которых,  возможно  будет  кто-то  восседать.  Из-за  кулис  на  велосипеде  выехал  человек  в  ковбойской  шляпе,  одетый  в  чёрные  одежды   и  начал  нарезать  круги  по  сцене.  Один,  второй,  третий…
Сколько  он  их  нарезал,  сказать  не  могу – на  пятом  круге  я  перестал  за  ним  следить, поскольку  моё  внимание  привлекли  чёрные  шары,  взлетавшие,  как  мне  показалось,  из  оркестровой  ямы.  Шары  были  похожи  на  метеорологические  шар-пилоты.  Взлетали  они  медленно,  и  стало  интересно  наблюдать  за  ними:  одни  прилипали  к  потолку,  другие   прибивало  к  люстре,  третьи  огибали  люстру,  но  некоторые  застревали  среди  лампочек – завораживающее  зрелище!   Меня  занимало  то,  как  их  потом  будут  доставать.  Перебрал  в  уме  разные  варианты,  среди  которых  был  экзотический  -  расстреливать  улетевшие  шары  из  пневматического  ружья.
      На  сцене,  между  тем  произошли  некоторые  изменения:  появилась  актриса,  и  между  героями  начался  диалог,  суть  которого   для  меня  так  и  осталась  загадкой.   То  ли  актёры  говорили  «с  кашей  во  рту»,  то  ли  мешало  звуковое  сопровождение,  изображавшее  шум  прибоя  и  крики  чаек.   Так,  или  иначе,  половина  слов  только  угадывалась.   Эпизод  закончился,  на  сцене   погас  свет,  зато  резко  прибавили  звук,  и  к  шуму  прибоя  добавилась  какая-то  унылая  и  надоедливо-навязчивая  мелодия,  повторяющаяся  раз  за  разом.  Громкость  была  на  грани  болевого  порога,  и  я  вынужден  был  заткнуть  уши,  пережидая  этот  звуковой  кошмар,  который  длился  не  одну  минуту.
      В  это  время  на  сцене  произошли  некоторые  изменения:  появилась  кровать  без  матраса,  которую  вынесли  на  сцену  две  фигуры  в  чёрном.  Вслед  за  этим  появилась  ещё  одна  фигура  в  чёрном  цилиндре,  на  ходулях,  облачённая  в  чёрный  же  до  пола  сюртук.  Фигура,  ловя  баланс,  пару  кругов  промаршировала  по  сцене,  после  чего    благополучно   удалилась  за  кулисы.  А  на  сцену  вышла  согбенная  старуха  в  рубище  и  на  подгибающихся  ногах  начала  свой  монолог,  больше  похожий  на  противное  нытьё.  Кого  она  там  упрекала  оставалось  только  догадываться:  то  ли  бессовестного  главного  героя,  который обещал,  но  не  женился,  то  ли  буржуазное  правительство   за  бесцельно  прожитые  годы…
      Однако,  меня  всё  больше  и  больше  начинала  занимать  кровать.  Памятуя  о  театральной  классике  с  висящим  в  первом  акте  на  стене  ружьём,  которое  в  последнем  непременно  должно  выстрелить,   я  подумал,  что  кровать  появилась  не  просто  так.  И  не  ошибся!  Кончив  свои  стенания,  старуха  уселась  на  кровать,  повернувшись  спиной  к  зрительному  залу,  стала  раздеваться  и  быстро  сменила  своё  рубище  на  светское  платье,  в  каковом  и  предстала  перед  публикой.  Больше   кровать  была  не  нужна  и  её  быстренько  уволокли  за  кулисы  два  ловких  молодца.
      Потом  опять  были  монологи  и  диалоги  с  кашей  во  рту.  И  если  поначалу  присутствовал  хоть  минимальный  интерес  к  происходящему,  то  теперь  он  отсутствовал  полностью,  и  я  с  тоской  думал  о  потерянном  времени.  Взлетавшие  по-прежнему  шары  тоже  перестали  интересовать. 
      Окинув  взором  зрительный зал, я  без  труда  прочёл  на  лицах  зрителей  недоумение  и  мучительную  попытку  постигнуть  происходящее  на  сцене.
      Между  тем,  спектакль  подходил  к  концу.  Финалом  стали  выстрелы  и  некое  подобие  фейерверка,  а  звук  усилился  до  такой  степени,  что  многие,  подобно  мне,  заткнули  уши,  спасая  свои  барабанные  перепонки.  В  этот  момент  мне  очень  захотелось  удавить  и  звукорежиссёра,  и  звукооператора,  а,  заодно,  и  самого  Ю.Бутусова. 
      А  на  сцене  творилось  нечто:  взад-вперёд  носились  какие-то  люди  за  которыми  пытался  угнаться  некто  в  чёрном  на  ходулях  и  с  косой  в  руках,  видимо,  символизируя  Смерть…
      Мучение  внезапно  закончилось  и  в  наступившей,  наконец,  тишине  обалдевшие  от  такого  напора  зрители,  начали  понемногу  приходить  в  себя.  Раздались  первые  робкие  хлопки,  которые  постепенно  стали  набирать  силу.  Через  минуту  аплодировал  весь  зал.  Я  тоже  присоединился  и  хлопал  от  всей  души,  не  жалея  ладоней,  в  благодарность  за  то,  что  мучение  это,  наконец,  благополучно  закончилось,  а  я  остался  жив  и  не  потерял  ни  зрения,  ни  слуха.  Правда,  на  улицу  вышел  с    головной  болью.  А  в  воспалённом   мозгу  крутилась  фраза  классика:  «Кто  писал  -  не знаю,  а  я,  дурак,  читаю!».
      Долго не  мог  успокоиться,  ища  определение  этому  современному  «искусству»,  пока  не  определил,  как  ЭСТЕТИЗИРУЕМОЕ  УРОДСТВО.
      Можете  кидать  в  меня  камни!