В старом парке

Любовь Матвеева-Поротикова
                "Молодость не грех, да и старость не смех" (русск. пог.)            
                - Сияет солнце ярко,
                И по аллеям парка
                Брожу я, словно много лет назад,
                А в нашем парке старом               
                Всё так же ходят пары
                И бабушки с внучатами сидят… - напеваю я старую песню. 
                Да, сколько поколений тут, в нашем городском парке, отшумело, отцвело… И матери-отцы сюда ходили танцевать – ещё до войны, и  дедки-бабки… Ведь наш, петропавловский городской парк,  ровесник Гоголя и Пушкина! Здесь,  в летнем театре, ещё в позапрошлом веке,  происходила одна из самых первых постановок «Ревизора»! Да, когда никто нигде из городских начальников не позволял подобную постановку, наш городничий  был прогрессивный человек - не посмотрел, что в произведении высмеивается его собрат-городничий…
                - Вы помните? Когда-то
                Мы были все внучата,
                И в этом тихом парке над рекой
                Возили нас в колясках,
                Рассказывали сказки,
                А парк шумел зелёною листвой…
                Была ли у меня коляска – не помню, вряд ли. Ведь я с 1947 года рождения. А санки были. Помню, как меня родители везут через зимний парк. Я лежу, спеленатая тёплым одеялком, и наблюдаю за верхушками деревьев на фоне неба. Мы едем в гости к папиной сестре тёте Море – Марине. Хорошо, когда у тебя есть любящие и мама, и папа, уж они позаботятся, чтобы ты не замёрз, не проголодался. Родительские тепло и забота греют тебя потом всю жизнь.
                Потом я сама стала мамой, и бегала через этот же парк за детским питанием в молочную кухню. Однажды на меня в безлюдной части парка набросился маньяк – хотел изнасиловать. Я очень напугалась, но ещё больше напугался он, когда я «включила» свою «сирену» - у меня от природы очень сильный голос, а страх ещё увеличил мои способности и голосовые, и физические. Такого рёва он отродясь не слыхал, и моментально смылся, а я впредь стала осторожнее.
                -   Я помню, как из школы
                Компанией весёлой
                Мы в парк ходили раннею весной,
                Там в круг собравшись тесный,
                Мы пели наши песни,
                И ветер их подхватывал хмельной.
                Студенческие годы,
                И лыжные походы,
                И шумный молодёжный карнавал…
                И в этом самом парке –
                У входа возле арки –
                Меня мой однокурсник ожидал.
                Да-а, были похожие ситуации… Только моя первая любовь оказалась безответной, и я в парке сама поджидала своего бывшего одноклассника Славку Разумова, когда он шёл с однокурсниками из строительного техникума в наш Рабочий посёлок по улице Ленина. Поджидала, чтобы только издали увидеть…
                А за пятьдесят лет до этого   тут же ожидал мою ветреную молоденькую маму паренёк, считавший себя её «кавалером» - Николай Заикин. Они  были с одной улицы, и бедовый Колька не на шутку влюбился! Он не хотел принимать во внимание, что ответной реакции не произошло! Никого из мальчишек и близко не подпускал в моей будущей маме.
                Маму мою звали Хрестинья – Кристина по-современному. Но ей очень не нравилось – старушечьим считала. Называла она себя Нина. Избегала Николая, но тот не унимался. Работал уже в депо  железнодорожной станции, где обслуживали паровозы. Однажды парень чувствует: убежала Нинка на танцы! Отпросился или самовольно сбежал с работы, прибежал в парк: так и есть! Нинка танцует с каким-то кавалером! Бац-бац ей по щёкам! За руку – и домой сопроводил. Снова убежал на работу… А Нинка – снова на танцы…
                Вскоре началась война, и Николай Заикин, хоть имел бронь от призыва (железнодорожников берегли), один из первых ушёл на фронт добровольцем! Характер имел такой, что и героем мог стать, как стал героем Вениамин Кошуков – хулиганистый парень. наш земляк, лётчик. В Прибалтике таранил немецкий самолёт и погиб. Теперь его именем названа улица, на которой он жил! А Колька сразу, видать, в такую мясорубку попал, откуда живыми  не выходят… Я искала его имя в Книге Памяти погибших – не нашла… О скольких героях забыли…
                А моя мама вышла замуж уже после войны за покладистого – как её и устраивало – Леонида Поротикова. И тогда появилась я… И только поэтому…  Жизнь была тяжёлая, несытая, и когда мама снова забеременела, она этому не обрадовалась. Впрочем, беременность оказалась внематочной, и мама попала в больницу. Ей перевязали трубу…
                - Перевяжите и другую! – потребовала она. Аборты тогда были запрещены, а рожать она больше не хотела.
                - А не пожалеете? – спросили её медики.
                - Нет!
                Больше мама не рожала.
                - Одна ты, и то много! – сказала как-то. Решительной была моя мама, потому и нужен был ей для жизни покладистый человек. Мой папа и был таким, и многое от неё терпел.
                - Ты почему за него замуж вышла, он же некрасивый? – спросила я её как-то.
                - Самый красивый! – ответила она. – Ты бы видела, какой он появился на нашей улице! Все ходили бог знает в чём, а на нём – новый синий шевиотовый костюм! Все девушки сразу влюбились, а он влюбился в меня! Мы поженились, и он уехал в Читу – дослуживать. Воевал-то он на Дальнем Востоке, там его часть стояла.  Я поехала за ним через несколько месяцев. Мне сказали, где его найти – жил в частном доме. Он вышел, удивился, обрадовался, а за ним выскакивает молодая женщина, беременная:
                - Лёня, ты куда?
                - Я тебе ничего не обещал! – ответил он. Мой папа, которого я всегда идеализировала… Мама его простила, а как же не простить мне, которая после этого и зародилась где-то в городке Кяхта…
                Вот и новое поколение горожан приучают  гулять в парке и получать от этого удовольствие… Впрочем, это такой народец, что веселиться ещё и нас поучат! Недавно из Израиля прилетала моя племянница, говорит:
                - Вы и сами не знаете, какие вы счастливые! Пошли мы гулять по городу, а вокруг такое спокойствие, все такие безмятежные, бабушки допотопные в шляпках бродят – как в прошлом веке… Музыка, мороженое, красота… А мы ТАМ всего боимся – взрывов, диверсий, подкопов, терактов, детей наших  забирают служить в армию…
                Теперь я новыми глазами смотрю на наши городские гуляния. Как же там дальше в песне поётся?
                - Ты всегда красив, мой старый парк,
                Солнце светит иль бушует вьюга,
                Я пришла к тебе, мой старый парк,
                Как на встречу с давним другом!..