Реформы должны быть комплексными

Лернастан Айрапетов
        Сто лет тому назад  П. Столыпин пытался провести в России  реформы. Но пытался он это делать при сохранении и укреплении самодержавия, что было уже невозможно. Попытки создать Великую Россию из одряхлевшего самодержавия привели к великим потрясениям.   

        Сегодня  Столыпинский клуб  Б. Титова предлагает кое-где кое-что кое-как подправить, но при этом, упаси боже! ничего не менять. Панический страх авторов проекта касаться политических проблем делает их предложения, скорее благими пожеланиями, чем программой действия. Клуб этот не осмелился даже на прогрессивное налогообложение доходов физических лиц.  Зато он предлагает «наряду с действующей системой управления, создать центр управления развитием — «Администрацию Роста», с особыми полномочиями по проведению реформ, подчиняющийся непосредственно Президенту России». Такую вот новую ВЧК! Правительство будет проводить одну политику, а ВЧК – другую, и это приведет к росту экономики. Забавно. Давно известно: хочешь загубить дело – создай структуру. Но само предложение сформировать новый орган управления весьма красноречиво – это   признание того, что существующая политическая система страны не позволяет провести необходимые реформы. Столыпинский клуб, сам того не желая, дал оценку политической системе Российской Федерации.

        Предложение А. Кудрина  «полностью оптимизировать систему госуправления» выглядит более актуально. Программа Кудрина не опубликована, сведения о ней отрывочны, и сказать определенно, что следует понимать под оптимизацией госуправления, трудно. Но независимо от того, что имеет в виду сам Кудрин, стране нужны масштабные  политические реформы.

        В соответствии с п.1 статьи 80  Конституции Российской Федерации «Президент Российской Федерации является главой государства». Являясь главой государства, президент становится  главой и законодательной власти, и исполнительной власти, и судебной системы, ибо они являются составными частями государства, главой которого является президент. В структуре государственной власти появилось дополнительное звено – глава государства. И это изменило ее характер: она утратила демократические качества и стала авторитарной, самодержавной.

        В таком монолитном, едином государстве, в вертикали власти, где нет противовесов и сдержек, законодатель и суд становятся послушными исполнительной власти. Это монолитное государство настраивается на круговую поруку, в нем не действует принцип неотвратимости наказания чиновников за нарушение закона. Чрезмерно укрепляются позиции чиновников и силовиков. Коррупция и незаконное обогащение пронизывают  общество, разъедают его и разрушают  изнутри. Об этом говорил Аристотель  две с половиной тысячи лет тому назад:  «…государство не может быть по своей природе до такой степени единым, как того требуют некоторые; и то, что для государств выставляется как высшее благо, ведет к их уничтожению, хотя благо, присущее каждой вещи, служит к ее сохранению».

         Коррупция и бедность – две стороны  одной  медали. Не может быть богатой страны с высоким уровнем коррупции. Развивать экономику в коррумпированном государстве невозможно.  Можно придумывать сколько угодно программ экономического развития, проводить какие угодно экономические, налоговые и подобные реформы, но пока мы не проведем политические реформы, эффект будет крошечным, если вообще будет. В конечном итоге все сведется  к бесполезной трате бюджетных средств,  средств, изъятых государством из  карманов граждан.

        Стране нужна новая модель развития. И первым, и главным ее пунктом должна стать конституционная реформа. Президент не должен быть  главой государства. Президент должен осуществлять исполнительную власть, он должен быть ответственным (не главой, а ответственным) за ее эффективное функционирование на основе закона. Чрезмерная концентрация власти в одних руках опасна для страны. Необходимо демонтировать архаичную самодержавную вертикаль власти и построить  политическую систему с реальным разделением властей, с равноправными ветвями власти, с системой сдержек и противовесов, с независимым судом, чтобы ветви власти уравновешивали и контролировали друг друга, а законы применялись не выборочно и не целесообразно, а единообразно и неотвратимо. Нужна политическая система, способная эффективно защищать частную собственность и инвестиции, система, способная противодействовать коррупции и создать в стране благоприятный инвестиционный климат. Показательные посадки нескольких зарвавшихся чиновников не способны ограничивать коррупцию, преступный личный интерес. Для успешного предотвращения незаконного обогащения вся система государственной власти в целом  должна быть настроена на профилактику коррупции.
       
        Обращение граждан к государству должно носить преимущественно уведомительный характер. Разрешительный характер общения граждан с чиновниками создает коррупционную среду,  условия для извлечения незаконных доходов и незаконного обогащения. Непринятие чиновником решения в установленный законом срок и необоснованный отказ должны считаться вымогательством с соответствующей  ответственностью. Чиновник должен не править, а работать.

         Следует исключить слово «подряд» из п. 3 статьи 81 Конституции, как создающее  предпосылки для воздвижения авторитарной вертикали власти; пора освобождаться от монархических настроений. Смена власти сама по себе прогрессивна. Оптимальными могут считаться не более двух сроков по 5 лет.  Этот оптимум складывается стихийно, сам собой, из опыта многих и разных стран.  Дальше начинается застой. Но стабильность, застой не могу длиться долго. Общество, страна, государство или развиваются и прогрессируют вместе с мировым сообществом,  или сваливаются в депрессию, деградируют и разрушаются.  Стабильность  весьма коварна, а вечная власть  неприлична.  Смена власти не должна восприниматься как подрыв устоев.  Смена власти  должна быть обычным, рутинным конституционным процессом.  И тогда можно надеяться и на успех  экономических реформ. Залог успеха в тесной взаимосвязи политических и экономических реформ. 

         Среди неотложных мер: провести конституционную реформу, провести судебную реформу,  провести налоговую реформу. Построить компактный эффективный государственный аппарат.  Ввести социально ориентированное прогрессивное налогообложение доходов физических лиц, отменить предельные базы для начисления страховых взносов на пенсионное и социальное страхование.  Создать новый современный высокотехнологичный производственный потенциал страны на основе современной электронной промышленности на собственной элементной базе. Существенно сократить военные арсеналы и военные расходы, построить безопасный мир на минимальном уровне вооруженного противостояния.

         Сложное, запутанное налогообложение со сложной, запутанной отчетностью создает криминальную, коррупционную среду, наносит не только экономический, но и огромный нравственный вред стране. Чем больше государство пытается регулировать, тем хуже результат. Существующую налоговую систему невозможно реформировать. Необходимо создать простую, внятную, легко администрируемую систему налогообложения. Государство должно доверять гражданам, и тогда граждане будут доверять государству. Надеяться же на доверие граждан в условиях, когда государство пытается схватить за руку по любому поводу, просто наивно.

        Следует ввести налог на предпринимательскую деятельность, НДФЛ с прогрессивной шкалой налогообложения и социальные сборы. И весь отчет на трех страничках. Остальные налоги следует отменить, а необходимую дифференциацию  сделать в рамках одного налога на предпринимательскую деятельность.  На бытовое обслуживание установить одну ставку налога, а на производство табака и алкоголя – другую, более высокую и т. д.  Значение имеет лишь то, какая часть национального продукта попадает в государственный бюджет и то, как она там распределяется и расходуется. А каким путем она туда попадает, одним налогом или множеством, никакого значения не имеет. Дополнительно следует регулировать внешнеэкономическую деятельность. При этом должен стимулироваться экспорт продукции с большой добавленной стоимостью.

          Для каждого вида экономической деятельности ОКВЭД можно установить свою ставку налога, экспортную и импортную пошлину. По выбору налогоплательщика налогооблагаемой базой могут быть доходы или доходы минус расходы. В последнем случае для налога должен быть установлен повышающий коэффициент, например 3. Для регионов со сложными условиями экономической деятельности могут применяться понижающие коэффициенты, а датирование из госбюджета можно отменить.

        Потенциал роста в России не просто имеется, он огромен, и его следует привести в действие. Российская Федерация имеет все возможности  войти в первую двадцатку стран по качеству жизни населения и стать действительно социальным государством. В международном разделении труда Россия должна занимать передовые позиции в области производства высокотехнологичной продукции, а не быть сырьевым придатком развитых и развивающихся стран. Но для этого нужны решительные действия и в политике, и в экономике.

        Мир быстро меняется, и мы все больше отстаем. «Третья промышленная революция является последней в череде великих промышленных революций, и она должна заложить фундамент эры сотрудничества. …традиционная иерархическая организация экономической и политической власти уступит место горизонтальному взаимодействию, которое опирается на узлы, распределенные по всему обществу». (Дж. Рифкин). Впереди нас ожидает новый мир, и мы должны быть готовы войти в него. Но с нашей суверенной демократией и вертикалью власти мы рискуем оказаться на обочине этого мира. Стране нужны масштабные комплексные, системные реформы. И тот, кто их проведет, войдет в русскую историю как крупный политик, реформатор, который дал импульс демократическому развитию и экономическому процветанию страны.   
 
        В грядущей эре сотрудничества  Российская Федерация должна найти себе достойное место.