Житие несвятой марии 10

Мария Козимирова
Всё-то я вам рассказала. Всё про себя поведала.  Ой, да,  прям- таки, всё, да не всё,  а только то, что сама помню. К сегодняшнему дню, когда я пишу эти строки,  прошло восемьдесят два года. И, если бы из моей большой семьи, был жив  ещё кто  ни  будь, он бы рассказал гораздо больше.
Так бы и текла  моя жизнь  разноцветным колесом, яркой радугой, если бы  не некоторые мелкие неприятности.
По какой  такой причине  мне  не нравились тесные помещения, не знаю.  Только я боялась бани… Там было всегда темно, даже днём. Единственное окошечко  мало свету давало,  а мылись всегда по вечерам,  то приходилось зажигать лампёшку. По субботам, в жаркой темноте, в пару  начиналось дикое, на мой взгляд, действие.
Первым паром в баню шли  мужики, отец и сосед  Сёма. Часто и Паша драчун приходил. Эти, как мама говорила, мылись с  придурью. Им веники свежие подавай, квасу кринку.  Ежели   летом, дак из колодца ледяной  воды в предбанник заносят.  Зимой дескать,  мужики из пару, да прямо в снег.   Не знаю, чё им так приспичило,  в снег нырять…?  Сама-то я не видела.  Люди сказывали.  А я ведь тятеньку всегда умней всех считала…
И  чё  там,  в бане, вальяжничать…?  Подумай-ка, баре какие…? Ну,  за вениками-то,  я   на баню заскочу, быстренько. А воды девки  достанут из колодца, мама баню вытопит…  Господа какие, подумашь. Сёма всегда со своим веником. А  Пашуха,  в кальсонах и  курмушке через дорогу перескочит и всё. Не пил бы, и веники и баня, свои были бы. Нет, глотку –то кто заливать будет, язви его.
 
Кстати, в деревне, не в каждом дворе были свои бани. И часто  баню топили по очереди, а мылись две-три семьи. Пару  всем хватало. Воду-то  рекой не лили. Её надо было с речки на коромысле натаскать.
В бане  главное пар. Взрослые на полке  хлестали сами себя, или друг друга распаренными берёзовыми вениками. Жар был невыносим.
Зная мое яростное нежелание  лезть в этот  горячий кошмар,  и моё умение убегать, пока тятенька с Сёмой и Пашухой  парились, старшие  сестрицы  пытались догнать меня.  Сразу после мужиков, мама перемывала  малышню,  Шурку, Клавку, Лёльку, и меня.
Последними мылись девки.  Те долго  мылись, ведь волосы-то густущие,  прополощи,  попробуй.  Тоже, красавицы  голожопые, как дорвутся до бани… Вечно  девки в  бане, дольше  всех  плескались, и всё чё-то  визжали,  будто кто их щекотал…  Вот охота была…
По этой причине, каждую субботу я сбегала, а за мной устраивался  марафон. Желающих меня поймать было пол  деревни.  Кино, да и только.  Только  кина у  нас   тогда не было, это я приврала.
Хотя и бегала я быстрее всех,  но противостать целой  бегущей  и орущей «орде»,  я все-таки не могла.
Меня ловили и тащили  мое худое, и дергающееся тельце, в эту  ненавистную баню, как приговорённого агнца.
 Мои младший брат,  уже вымытый и розовый, как поросёнок, сидел  на лавке , завернутый в чистую пелёнку.  Сидел,  сопел, и хоть бы хны. А чего ему хныкать…? Когда мама освободиться,  даст ему, бугаю титьку.  А я –то за что  маюсь…?
Мама , не долго говоря,  ставила меня между колен, крепко прижимала,  и, намылив мою спутанную шевелюру,  отмывала с неё  всю пыль и грязь, заодно с мыслями о моей нелёгкой судьбе.
 Вначале я пыталась орать и брыкаться,  но силы были не равные, и мыло лезло в рот. Я болталась в маминых руках   как  сломанная ветка, пока она тёрла, не жалея,  мое тельце. Орать уже не хотелось, силы были на исходе.
И как это мама всё угадывала…?  Как  знала, что я вот-вот помру…?  И  как раз, в этот момент  полного изнеможения,  в предбанник заходил тятенька,  мама надевала на меня чистую рубашечку, и передавала нас с  Шуркой  отцу. Он брал нас к себе
 под мышки и заносил в дом.
 
На этом трагедия моей  жизни не кончалась.
Начиналось выдёргивание  моих рыжих кудрей.
Эти занимались сёстры. Кто пожалеет мою бедную головушку?  Правду сказать,  сестра Анна тоже любила меня, и всегда старалась расчесывать мои спутанные кудряшки очень осторожно.
Я и сейчас вспоминаю её с  грустью,  болью, и благодарностью.
Про сестёр я тоже скажу, что помню. Потом.
 
На то время жили мы , по деревенским понятиям богато.  ( Хоть и раскулачены  были дед с бабушкой).  Из дома никого не выселили, и не всё отобрали, потому, что отец воевал, а у мамы было уже  четверо детей.  А вот чё отобрали, не знаю.  Меня тогда не было. Только помню, мама рассказывала, что  пасеку почти всю сожгли, вместе с пчёлами…  Жалко пчёл-то.    
 
Был  у нас Каурка,   две коровы, телушки,  овцы, не знаю, сколько.  Полный двор кур, гусей.
А    сама мама до того,  жила в доме отца  сиротой, как бы работницей. Она была из бедной семьи, где  у бабушки,  которую звали  Олимпиада Дормидонтовна,  были ещё  дети, старше мамы.  Брат Агап, и сестра Акулина.  А мужа  у бабушки не было. В те времена такое считалось большим позором.
А так  как предполагаемый отец троих детей,  был сыном  богатого человека из Зырянки, который учился в Петербурге, и  на лето приезжал  навестить родителей в своем имении, после его отъездов, у красавицы Липки и  рождались  дети. Говорили люди, что любовь у них была  сильная. И не трогали их.  Но судьба не дала долго мучиться бабушке. В один год  Бог прибрал по причине чахотки, сначала Акулину, потом Агапа. Умерла и Олимпиада,  свет-Дормидонтовна.  Мне всегда было жаль ее , хотя я ее никогда  и не видела.  В деревне, на виду у всех,  идти по улице с «пузом»   Это надо смелость иметь…  Поди, стыдно ведь было… До меня еще далеко было.
И осталась младшая  девочка,  моя мама Пиама  круглой сиротой.  Мир не без добрых людей. Взяли девочку,  мои  будущие дед Максим, и бабушка Марфа.  Хоть и богато жили, а хлебосольней  их на деревне  не было.  Уже в мою пору к  нам вечно народ приходил.  Не то, что к Каржовым, к Колькиным родителям.   Правда  у Кольки отца-то  тоже увезли давно.   С бабкой  парнишка жил. Кто его  обстирывать-то будет, да отмывать?  Вот он и сопливый всегда бегал.    
 
Году не пожила   мама у богатых людей, как приключилась в доме  эта  холера, болезнь.    Говорят, любовь…!   Видать,  заразная.  Сынок  младший,  Николушка, взял,  да и полюбил девчонку- работницу.  Ему,  шестнадцать лет, ей и четырнадцати нет.
 «Женюсь, и все тут…!».  Тятенька-то мой   заявил отцу.  Сказал-
-« Женюсь на  Пимке,  и всё…! Люблю,   дескать шибко…!
 Дак  и дед Максим был неуступчив. Хоть и хороша Пимка была, дак ведь нищая, почитай. Да  и нагулянная.    Мать-то её, Липа,  не одного парня с ума свела в деревне.   Даже из Перевалово  приезжал один богатый жених, сватать… Нет, не пошла. Бедная, а не позарилась.
Порода такая, ордынская. «Нашла коса на камень…» Бит был мой  тятенька жестоко. Три дня с лавки не вставал.  В длинной рубахе,   без штанов.  Не пикнул даже.  Потом в жару метался,  бабушка от него не отходила, поила травами, шрамы смазывала. Дед старался  в  дом не  заходить, а мама  как серая мышка  по углам пряталась, хотя ни в чем  виновата не была.  Она их побаивалась, этих хозяев. Были мужики   небольшого роста, суховатые, рыжие, молчаливые,  что отец,  что сыновья. В деревне-то  говорили, дескать, татарское отродье,  а  нас, ребятишек так и звали «ордынцами»
 Чё бы ни было, а  вскоре и поженились,  и обвенчались.    Вот  от такой  то, заразной  любви  шесть девчонок  родилось, .да сынок.  Жить бы, да радоваться.  Да кабы воля своя…