Развитие новгородской литературы в н. XXI в. Анонс

Максим Гуреев
                Развитие новгородской литературы в начале XXI века: тенденции, «проблемы», перспективы.

Первая, этическая, оговорка: постараюсь сегодня не переходить на личности, хотя критических замечаний в адрес различных персоналий, начиная, как минимум, с 2004 года, накопилось более, чем достаточно. С другой стороны, незачем лишний раз рекламировать тех, кто итак старается не столько самореализоваться в творчестве (что заповедовал К.С. Станиславский девизом: «Любите искусство в себе, а не себя в искусстве!»), сколько пропиарить свою личность (или личину?) как таковую. Посему, как говорится в народе, обсуждать таких – делать им «много чести».
Вторая, ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ, оговорка: современный автор-литератор как творческая личность – это человек, который, как правило, нуждается в более-менее серьёзной экономической поддержке со стороны различных физических и юридических лиц, со стороны культурных организаций в широком смысле слова (государственных комитетов и департаментов, образовательных структур, библиотек, литературных объединений …). Как правило, творческая интеллигенция в России – это люди, которые более или менее свободно научились парить своим Духом над рутиной, но при этом плохо ориентируются в эффективном решении своих коммерческих и сопутствующих им вопросов (к примеру, выгодной для них защиты своих авторских прав). Исходя из этого, руководство большинства российских издательств и конкретных изданий проводит в корне неправильную политику, согласно которой опубликовать свои произведения может, по большому счёту, любой профан, лишь бы он вовремя оплатил оргвзнос в «соляночном» проекте или тираж собственного авторского сборника в целом. Согласно простейшей этической, а одновременно и стратегической, целесообразности, публиковать (тем более массовыми тиражами) необходимо только лучшее, прошедшее профессиональную фильтрацию и экспертное редактирование. Должен развиваться полноценный институт рецензирования, не отягощённый излишней бюрократической волокитой (которую можно наблюдать в ряде научных изданий).
На мой взгляд, если ты – добросовестный редактор (= такой, который пропускает в печать только доброкачественные произведения, даже если его взгляды и вкусы в некоторой степени диссонируют со взглядами автора), то обязан придерживаться принципа: отбирай для массового сознания только лучшее, но не забывай платить за это автору законные гонорары и соблюдать его авторские права. Если же у тебя на столе оказывается «фуфло», то бракуй его не раздумывая, даже если «меценат» обещает за него огромные «бабки». Совесть и честь дороже, а от состояния, содержания души и мозгов у твоих современных сограждан зависят и твои собственные успехи, безопасность, процветание Рода и всё остальное. Невозможно быть абсолютно здоровым в больном обществе, посему береги морально-нравственное здоровье российской нации, как бы пафосно это ни звучало.
Любые выводы должны вызреть, любые идеи – пройти проверку временем. Именно под воздействием этой вечной закономерности, действующей на всех нас в данном относительном мире, я решил поделиться своими наблюдениями и размышлениями о новгородской литературе лишь спустя 12 лет после того, как сделал свою первую печатную публикацию из числа тех, что входили в различные серьёзные сборники или периодические издания. Серьёзные – настолько, насколько современная политическая, экономическая и прочая конъюнктура позволяет им быть серьёзными. Попытки максимально бескомпромиссного и хлёсткого самиздата в моей творческой биографии, разумеется, как и у многих других авторов, неравнодушных к боли и социальным противоречиям этой эпохи, тоже были. Прекрасно помню, как брал на неопределённое время печатную машинку «Ятрань» у друга в школьные – 90-е – годы ... Однако, за несколько лет такого рода поэтических и прочих экзерсисов окончательно пришёл к выводу о том, что всё это, в силу бурного развития современной технократии, уже стало всего лишь отголоском прошлого века. Мало кого, скажем так, цепляет. В нынешнем же столетии, подумалось мне тогда, покорять публику нужно собственно печатной литературой. А печатать, на самом деле, было и есть что: благо, лично мне, в отличие от различных бумагомарак и интернето-каляк, искусственные поводы наподобие Года Литературы, Года Культуры и тому подобного, объявляемого не шибко грамотными чиновниками, не нужны. Работаю планомерно, а вот творю сугубо по вдохновению – в связи с теми или иными событиями, процессами, людьми … Жизнь и без всяких иллюзий и притягиваний за уши достаточно богата сюжетами, образами, «проблемами».

В этот вечер мы поговорим о том, кто, как и при каких условиях развивает современную новгородскую литературу; затронем выделяемые по условным структурным признакам литобъединения и творчество «волков-одиночек»; проблемы неразвитости корпоративной этики литераторов и «провинциального» информационного голода, копившегося годами и десятилетиями; перспективы развития новых литературных проектов и очищения от ядовитых рудиментов; тенденции неконтролируемости, любви к импровизациям и неподцензурности авторов Новгородчины и многое-многое другое.