Многие расстреляны совсем зря. Резонанс

Владислав Одегов
РАССЛЕДОВАНИЕ «МНОГИЕ РАССТРЕЛЯНЫ СОВСЕМ ЗРЯ…», ОПУБЛИКОВАННОЕ В «Искре» 22 НОЯБРЯ 2016 ГОДА, А ТАКЖЕ НА САЙТАХ – НАШЕЙ ГАЗЕТЫ, «ИСТОРИЯ И ГЕНАЛОГИЯ КУНГУРА», В  СОЦСЕТИ Facebook, ПОЛУЧИЛО ОТКЛИКИ ЧИТАТЕЛЕЙ
 
«НЕ МОГУ СДЕРЖАТЬ СЛЕЗ… »
Жительница Украины mavra3 рассказала, что «в статье "От сохи - к трактору, от лучины - к электричеству" ("Искра", 7 ноября 1981 года), написанной краеведом А. Леонтьевым об истории села Юговского, есть строки о моем прадеде Григории Матвеевиче Торсунове. Со слов моей мамы, подтвержденных строками из автобиографии её отца, а моего деда Михаила Григорьевича, Григория Матвеевича белые расстреляли в декабре 1918 года. И, читая эту статью почти сорокалетней давности, я не могу сдержать слез:

"...В декабре 1918 года село заняли колчаковцы... А Григория Матвеевича Торсунова перед смертью при жестоком морозе каратели босым водили по улицам села, вдоволь наиздевавшись, зверски его убили, а труп спрятали…"
Еще нашла в интернете статью "Краткая история Юговского сельсовета", из нее узнала новые подробности про своего прадеда: " В декабре 1918 года руководство сельского Совета эвакуировалось на Вятские поляны, и в конце декабря село было занято колчаковской армией. При отступлении Красной армии в д. Подъельничная, полк, которым командовали бывшие царские офицеры, сдался колчаковской армии. Часть юговских большевиков-добровольцев этого полка тоже попали в плен, из них 17 человек были отправлены на каторгу в Сибирь, большинство так и не вернулись на Родину. А большевик Торсунов Григорий Матвеевич был зверски убит...".

Новостью для меня стало то, что Григорий Матвеевич был большевиком (т.к. на свой запрос в Пермский архив новейшей истории", получила ответ, что в архиве не имеется информация о Г.М. Торсунове), что он был добровольцем в Красной армии, что попал в плен к колчаковцам. До этого я никак не могла понять, за что же над ним так издевались, за что он принял такую страшную смерть? Из автобиографии его сына, а моего деда Михаила Григорьевича было известно, что семья была не бедная, из середняков, имела несколько лошадей...

Нельзя ли как-то связаться  с краеведом Ольгой Красильниковой? Нет ли среди  тех 15 человек - жертв белого террора моего прадеда Григория Матвеевича Торсунова?»

«В СПИСОК ВСКЛЮЧЕН ПО ОШИБКЕ»
Мы, конечно, передали её просьбу краеведу из Ленска Ольге Красильниковой, и та готова поделиться с ней  информацией, но, к сожалению, в её списке нет Г.М. Торсунова. Есть вопрос к краеведу Красильниковой и у руководителя сайта «История и генеалогия Кунгура» Алексея Ершова:
«Иван Васильевич Байдерин явно по ошибке включен в список жертв белого террора. Вот что написано в журнале "Крот" №2 за июнь 1923 г., автор статьи С. Кузнецов:

"И. В. при приходе белых не эвакуировался. Колчаковцы арестуют Ивана и его брата Даниила. Общество хлопочет о взятии на поруки, но выпустили под надзор властей только одного Ивана, а брата его расстреляли".
Далее сказано об обстоятельствах гибели И.В. Байдерина:

"14 сентября 1920 г. И. В. вез с собой пойманных дезертиров. Из-за кустов на берегу Ирени, около д. Кокуй его убивают. Убийцы вложили в патрон пулю тупым концом, и она снесла ему заднюю часть черепа. Так погиб на боевом посту образцовый партиец, комсомолец и волвоенком.
Сволостная улица в Заиренской слободе переименована в Байдеринскую. В Крестовоздвиженске клуб союза молодежи носит наименование „имени И.В. Байдерина".

«ПОХОРОНЕН У РАЗЪЕЗДА»
Так, значит, в Ленске похоронен не Иван Байдерин, а его брат Даниил? Но в том же журнале «Крот», № 4 (август 1923 год), в «Скорбной страничке», опубликована  заметка «Д.И. Байдерин», которая дает ответ на этот вопрос.

 «Даниил Васильевич Байдерин – родной брат родной брат И.В. , биография которого напечатана в № 2 «Крот». Он происходил из д. Турай Сылвинской волости. Работал в кожевенных мастерских. В 1918 году он в Жилино организует культурно-просв. кружок, устраивает спектакли и лекции. Перед приходом белых учился в Перми на Военно-агитаторских курсах. Не известно, почему Д.В. не эвакуировался. Он хотел уехать, но что-то ему помешало. Он попал в Кунгурскую тюрьму. В тюрьму он каким-то образом протащил «Русскую историю» Шишко и читал ее всем. Однажды спрашивает его начальник тюрьмы Обатуров: «Кто ты, большевик?» Байдерин отвечал: «Нет, я еще не числюсь в списках большевиков, я не успел записаться, но я сочувствующий большевикам!» Не знаю, каким путем попал он в лапы проходившей какой-то комендантской команды. Команда жестоко секла Д.В. в продолжение 2 часов, на ночь бросила в арестную камеру в селе Сылвинском, а утром подвергла еще более жестоким пыткам. У Д.В. выпытывали фамилии сочувствующих советской власти – он молчал. Видя, что ничего от него не добьешься, всего избитого, раздели донага и вели так при 30-градусном морозе две версты и расстреляли на Моховском разъезде. Труп изуродован до неузнаваемости. Д.В. похоронен у полотна на разъезде. Б.П.К.»

«ИМЕНА СОХРАНИЛА ЛЮДСКАЯ ПАМЯТЬ»
При встрече с Ольгой Васильевной Красильниковой я поинтересовался, откуда у неё список жертв белого террора по селу Ленск (Степаново) и окрестным деревням? По её словам, она его переписала с «какого-то источника» много лет назад, предположила, что оригинал есть в Кунгурском городском музее. Но там его тоже не оказалось, нет фамилий и на самом памятнике. Скорее всего, фамилии убитых сохранила людская память, чего, к сожалению, не скажешь о Кунгуре: мы знаем имя всего лишь одного человека, похороненного в братской могиле на старом Вознесенском кладбище, где в 1919 году установлен памятник борцам за Советскую власть («Искра», 7 февраля 2017 года)

И НА ОБЕЛИСКЕ, И В КНИГЕ
А вот в Насадке совсем другая история. Там фамилии односельчан, убитых в гражданскую войну белыми, занесены на монумент, что в центре села. Об этих людях также рассказано в книге «Насадка – малая родина» (составители Вшивкова Г.А. , Завьялова В.Г.). Кунгур. – 2008). Вот их имена захороненных. Семен Егорович Лихачев, крестьянин из д. Ватлашово, сочувствующий Советской власти– «расстрелян за спасение командира Красной армии». Гавриил Семенович Лихачев - коммунист, начальник продотряда. Анна Семеновна Сесюнина, беднячка, с. Насадка, сочувствующая. Единар Иванович Швецов, д. Копылы. Савелий Андреевич Макаров, д. Мульково. Яков Ионович Беляев, коммунист из д. Фролы – «производил опись имущества богачей». Никифор Егорович Бортников из д. Ярыгинго, «коммунист с 1917 года». Филипп Егорович, Мальцевкоммунист с 1917 года. Неизвестный - это был паренек, «который в Насадке копал колодцы».

«КРАСНЫЕ УБИЛИ САМЫХ АВТОРИТЕНЫХ ЛЮДЕЙ СЕЛА»
Уместный вопрос: а есть ли в городе и районе памятники жертвам красного террора, погибшим на нашей земле в Гражданскую войну?
- В этом направлении работают в Мазунино, в 2013 году говорили об этом на «Грибушинских чтениях», - сказал директор Кунгурского музея-заповедника Сергей Мушкалов. – Есть публикация в книге, изданной по итогам конференции.
Статья называется «История двух братских захоронений времен Гражданской войны в селе Мазунино» (Автор - работы – О. Поспелова, руководитель – Л.М. Белоглазова).

Мазунино - типичное кунгурское село, пережившее все ужасы братоубийственной Гражданской войны когда люди из «одной семьи воевали зачастую по разные стороны».

В одной братской могиле в центре Мазунино похоронены убитые белыми 15 односельчан и 17 красноармейцев. Но есть и другая братская могила, где покоятся убитые красными «12 самых авторитетных людей села, земский актив, которые стояли у власти на селе до революции».

Исследователи восстановили обстоятельства их гибели в июле 1918 года. «По указанию сельского совета их расстреляли в ложке под липами, самих заставили вырыть могилу, в ней и похоронили». Людская память сохранила этот факт: «Место их расстрела и первого захоронения до сих пор носит название «Под могилкой». «Перезахоронили их весной 1919 года, в период пребывания в селе колчаковцев, к алтарю действовавшей тогда Николаевской церкви».

Удалось установить все 12 имён жертв белого террора в Мазунино, в числе которых Григорий Павлович Новиков - прадед главы Мазунинского сельского поселения Александра Белоглазова.
В селе планируют увековечить память жертв белого террора – после того, как будет точно установлено место перезахоронения. Пока его «знают лишь приблизительно».

КТО?
Наша читательница Анна Лыгалова принесла фото, снятое почти 70 лет назад. На ней около сотни ребятишек. На обороте снимка карандашом написано: «На братских могилах. 1949 г.»

- Это школьники пришли почтить память воинов, что были похоронены на кладбище за селом Жилино, - рассказала Анна Ильинична.
Возможно, кто-нибудь вспомнит, что за могилы и кто там был похоронен? Как нам рассказала жительница Жилино Валентина Афанасьевна Юрьева, там была могила бойца Красной армии, похороненного в Гражданскую войну.

ПОД ФОТО
Школьники на братских могилах за селом Жилино. 1949 год
Фото: архив А.И. Лыгаловой

( «Искра», 11 апреля 2017 года, г. Кунгур)