Краткие заметки о путешествии по Галиции

Константин Матаков
                *** 

После Львова первым был городок под названием Жолква (укр. Жов-ква), который, кстати говоря, с 1951 по 1992 назывался Нестеров – в честь нашего летчика Нестерова, впервые сделал «мертвую» петлю, и впервые в истории совершил воздушный таран, при этом погибли и он, и австрийский летчик – это было как раз недалеко от Жолквы. Ныне память о Нестерове в этих местах практически отсутствует..
Но тогда думалось не об этом. Казалось бы, городку 400 лет (осн. в 1597), население всего 13000 – российские города при таких условиях пред-ставляли бы собой скорее село, с преобладанием деревянных построек, где в центре непременно небольшое здание администрации и памятник Ленину. Храмов или не будет совсем, или будет, но мало – скорее всего, новопостро-енных. Здесь совершенно иная картина: чувствуется, что это именно город – с крепкой старой стеной, шестью (!) храмами (костелами) 17-18вв (это не считая более поздних, в т.ч. даже одной церкви Московского патриархата; из тех шести храмов один принадлежит РКЦ, 4 – УГКЦ, и один – православным автокефалистам), синагогой 17 в (реставрируется), замком нач. 17 в, постро-енным для основателя Жолквы польского шляхтича Жолкевского, ратушей конца 17в и замечательной центральной площадью, которая в старину назы-валась традиционно Рынком, а ныне именуется Вечевой. Т.е. ожидал увидеть «село» или «дачный поселок», а тут просто какой-то «идеальный город» Ренессанса! Есть от чего прийти в изумление.. И был-то я там чуть больше мгновения, а вот не выбросить это место из сознания..
Увы, но поездить по Львовщине «вдоволь» так и не удалось. Не был я и на Ивано-Франковщине; с Тернопольщиной повезло больше. Мы с моими польскими друзьями поехали из Львова на юг Тернопольщины – в районный центр под названием Борщев. В результате мы проехали почти всю Тернопольскую область – наискосок, конечно. Эти заметки – всего лишь беглое впечатление, разумеется.. Сразу можно сказать, что перед нами был другой мир, более привычный для поляка и европейца, чем для русского человека. То и дело, вдоль дороги попадаются каплички со статуями Божьей Матери, часто украшенные цветами. Попадаются и распятия. Нередко видишь памятники, обычно трем известным людям – Хмельницкому, Шевченко и Бандере. Памятники первым двум были постановлены в основном еще при СССР (и они уцелели, само собой), памятники Бандере – детище эпохи независимой Украины. Мелькают и памятники воинам УПА – для галичан это герои. Присутствуют и памятники жертвам сталинского режима – они есть и в России, но здесь их ощутимо больше. Наконец, 2 или 3 раза мне бросились в глаза захоронения солдат Красной Армии, относящиеся к войне..
Еще сразу бросаются в глаза кладбища Галичины, - своей непохожестью на наши. В России мы ведь уже почти не помним, что значит нормальное христианское кладбище, т.к. они в большинстве своем были уничтожены большевиками. Место христианских кладбищ заняли советские – с их ретушированными фото, синими или серыми могилками, с однообразными надписями «вечно будем помнить» (какая вечность у атеистов?), и, конечно, почти полным отсутствием крестов или каких-то иных христианских символов. В последние годы ситуация изменилась, но не настолько существенно. В этом смысле Россия все еще остается страной Советов. А тут постоянно видишь кладбища, состоящие только из крестов (преимущественно белых) или скульптур – Богоматери или Христа. Никаких «советских» надписей – только даты рождения и смерти, иногда просьба о молитве..
Другое впечатление от этой части Галичины – храмы, точнее, их изобилие. Какую деревню или село ни проедешь – обязательно церковь. Иногда не одна – если деревня достаточно велика. У нас-то нынче большинство де-ревень без церквей, да и деревень такими темпами скоро не будет.. А в этих местах обращает на себя внимание именно «крепкое село» - дома каменные, деревянных я что-то не припомню. У галичан другая ментальность – до 1939, когда Галиция вошла в состав СССР, они жили преимущественно в селах, - отсюда и стремление к тому, чтобы «вложиться» в родное село, а не побыстрее уехать оттуда, как у нас мечтали еще в СССР, а теперь – в России. И это при том, что уровень жизни в Галиции – один из самых низких на Украине.. Нельзя не отметить и еще одну особенность «местного духа», - многие люди, когда проезжаем мимо храма – крестятся. У нас это сделает редкая старушка – тут же, - и стар, и млад. Большинство галичан – греко-католики (хотя много и православных, но в основном – неканонических патриархатов), но крестятся по-православному.
Чего тут только не увидишь! Наших елочек и сосен – да, почти что и нет. Часто замечаешь, что местность стала более «волнистой – то какие-то огромные холмы, то провалы. Периодически встречались аисты. И белые кресты кладбищ тоже казались какими-то птицами. Архитектура церквей, в принципе, типично украинская (подобное встретишь и на западе России) – что-то вроде украинского барокко – трехстолпные деревянные церкви, или каменные, часто довольно простые. Конечно, русских маковок там не встретишь, - маковки, если и есть, изменены в «барочном» стиле. Однако по большому счету, эти храмы не сильно отличаются от православных русских. Да и внутри – и православные, и греко-католические храмы выглядят похожими на наши – те же иконостасы, похожие иконы и т.д. Иное дело – римо-католические костелы – тут можно встретить и неоготику, и барокко, и классицизм. Между прочим, можно заметить, что если греко-католические и православные храмы находятся в «полном порядке», ибо там есть кому молится, и есть кому их строить, то вот римских костелов мало, а часть из них просто разрушена. Честно говоря, не думал, что в Галиции встречу разрушенные храмы, - мне казалось, что это специфически русская (советская) «тема для разговора».
Ан нет: в Галиции разрушенные церкви тоже попадаются, и именно костелы. Объясняется это очень просто: римо-католичество для Галиции – чужая религия.  Греко-католичество, как я часто слышу – родная религия для «настоящих галичан». Довольно много галичан считают таковой религией православие – или готовы терпимо относится к православию (при условии, что оно не «московское», конечно).. А вот римо-католицизм – это вера поляков, исторических врагов коренного населения Галичины. Поляков нынче на этих территориях мало. А украиномовных и русскоговорящих жителей Гали-чины, посещающих именно костелы – чрезвычайно мало. Ситуацию не спасает даже то, что греко-католики и римо-католики – это вообще-то одна церковь, возглавляемая Папой Римским. В этом смысле надо посетить Галицию, чтобы воочию убедиться, что церкви эти едины большей частью формально, а на деле галичане все равно воспринимают «латинскую веру» как в немалой степени чужеродную – несмотря на унию трехсолетней давности и после-дующее окатоличивание. Аналогично и поляки (в чем я убеждался на собственном примере) не воспринимают греко-католиков как органичную часть католичества – тем более, что речь об «украинской» вере, которая освящала деятельность УПА, о непонятных для римо-католика иконостасах, и вообще о другом «символическом ряде». Припоминаю неоготический костел середины 18 века в городке Пидгайцы – он был прямо рядом с автобусной остановкой. Замечательная церковь, но разрушенная – правда, сейчас вроде бы реставрируют.. Или костел в селе Дзвинячка, связанный с пребыванием католического святого, архиепископа Зигмунда Фелинского, - разрушен он при советской власти, и до сих пор не восстановлен. Я заглянул в пустое окно, - все, как обычно, - разбитые камни, грязь, где-то внутри пели птицы.. Правда, на окраине села есть капличка в его честь – он часто любил ходить к источнику, вода которого и правда очень вкусна. А вот церковь Пресвятой Троицы, принадлежащая УГКЦ – конечно, действующая. Во дворе есть колодец и крест – памятник тысячелетию крещения Руси, поставленный в то время, когда церковь (пусть формально) должна была считаться православной.. А еще во дворе этой церкви – статуя Богоматери, еще польских времен, на пьедестале начертана молитва – молись о нас..
..А до Дзвинячки были Бучач и Бережаны, Товсте и Монастырыська. И везде видишь, что даже маленькие города Галичины – это, по сути, уже не «бывшая советская Украина», а бывшая восточная Польша. Опять каплички, много храмов, которые являются самими высокими зданиями этих городков – как и должно быть в христианском мире.. И каплички, являясь признаком католичества, тем не менее, радуют сердце – как знак присутствия Господа и Его Матери.. В Бучаче и Бережанах видишь фрагменты старых кварталов и даже кое-где брусчатку.. В Бережанах даже сохранилась старая армянская церковь.. Ох уж эти млаенькие европейские городки, как жемчужины рассеянные по холмам Тернопольщины! Этот мир, конечно, напоминает старую Россию до 1917. Как ни странно, но чувствуешь что-то более родное, чем на остальной Украине – притом, что нынешняя Галиция – это вряд ли русский мир. Помню, как проезжая в восьмом часу утра мимо села Лисивцы, мы увидели, как в небольшой впадине недалеко от дороги, какой-то мужчина лет 50 молился перед белой статуей Божьей Матери, стоя на коленях. Я был поражен – и все.
..А наш путь лежал дальше, на юг Тернопольщины. В окне промелькнул какой-то небольшой костел – со статуей Франциска над входом (Верхнякивцы). А вот и Борщев, где нам нужно было остановиться на пару дней. И тут тоже удивляешься. В центре небольшого городка (11 тыс.) – сразу 3 церкви, расстояние между крайними – метров 400. Причем все церкви – разных вероисповеданий. Сразу около остановки – православный храм (т.н. киевский патриархат). В его дворе – статуя Богоматери – написано, что на этом месте в 1994 году явилась Богородица. Чуть поодаль – греко-католическая церковь Успения Богородицы (с часами), как бы символический центр Борщева. Она открыта ежедневно. Заходим – да, православный иконостас, и, по сути, православная «обстановка». Местночтимая икона Богоматери. Заметил одну небольшую статую Девы Марии. Было жарко, и мы с моим польским приятелем были в шортах – конечно, было неловко. Заметив наш нецерковный вид, мужчина-галичанин, сидевший в храме, подошел к нам, и сказал: «слава Iсусу!». Мой друг Мартин  шепотом спросил меня: а что надо отвечать? Я почему-то вспомнил, что надо отвечать «слава Марии» - кажется, так было в каком-то украинском фильме.. И мы ответили! Только потом я узнал, что на это при-ветствие принято отвечать либо (по-украински, конечно) «На віки вічні! Амінь!», либо «Слава на віки Богу!» (так у галичан). Выйдя из храма, я уви-дел на стенде изображение геенны огненной – довольно натуралистичное.. Еще пару сотен метров – и мы видим местный краеведческий музей, напоми-нающий ратушу, а рядом – римо-католический костел (он в этот день был закрыт). Заслышав нашу русскую или польскую речь, люди оборачивались – не с неприязнью, нет; просто русский язык здесь и при советской власти слышали в основном только по телевизору, ибо русскоговорящее население поселялось в областных центрах, а туристов этом городке, уверен, было не-много.. В местном магазине, продавец даже спросила: откуда вы? Говорите и по-русски, и по-польски.. Мы объяснили, - она была удивлена..
 Из Борщева поехали в Дзвинячку – по следам польского святого Зигмунда Фелинского, о котором собирался писать работу мой приятель.. Огромное село, в магазине – календарь с изображением Бандеры. Интересна была капличка рядом с церковью: вверху что-то наподобие Смоленской иконы Божьей Матери, а внизу – маленькая скульптура, католическое «Пьета», - Дева Мария держит тело усопшего Христа; вот уж необычное сочетание православного и католического, которое можно увидеть именно здесь, у галицких греко-католиков..  Зашли на местное кладбище; у входа под рябиной – статуя Божьей Матери, конец 19 века.. На самом кладбище, как и везде в Галиции – город крестов. Многие выкрашены в синий цвет, все в зелени. По-смотрел некоторые могилы - многие захоронения были сделаны еще при СССР, судя по датам – но все равно там только кресты, и никаких признаков атеизма. А как же советская власть?? Где она?? Она там была – но следов в душе галичан оставила мало.. Потом мы пошли к озеру – там плавали лебеди.. И снова вернулись к кладбищу – рядом была остановка.. И мне показа-лось, что эти кресты - судьба этой земли, ноша, которую она несет сквозь страдания многих столетий. А без несения креста разве возможно благоволение Божие? Тут я вспомнил, что Дзвинячка – по-русски звучало бы «Звонячка», - видимо, в честь колокольного звона. И этот звон колокола Галичины до сих пор слышится мне..