Мои 90-е

Алексей Грязнов Записки Корреспо
-Можно поправочку, - перебил я судью, которая начинала зачитывать материалы уголовного дела, - обрез был неисправен, мы не представляли опасности.
- Поправочки в "последнем слове", подсудимый Грязнов, - оборвала она меня и продолжила свой речитатив: трое несовершеннолетних Грязнов, Рыков и Строцкий, вооружившись обрезом охотничьего ружья, совершили разбойное нападение на продуктовый киоск в октябрьском районе города Иркутска.....
Все трое находились в зале суда. Нам было по 15 лет. Мы не были отпетыми. Парни из приличных семей, но кривая иркутских улиц привела нас прямиком в Октябрьский районный суд мимо которого я много лет ходил в школу и смотрел на него с опаской.
- Обвинение просит 8 лет заключения с отбыванием срока в колонии общего режима, - взял слово прокурор.
У мамы подкосились ноги, а я только в этот момент понял, что в ближайшие минуты многое решится в моей жизни.
-Обвиняемые, ваше последнее слово, -строго посмотрела на нас судья.
Даня и Ваня по подсказке адвокатов обошлись стандартными фразами: вину признаю полностью, в содеяном раскаиваюсь. Я же решил излить душу.
- Уважаемый суд, - начал я, - мы конечно совершили преступление и должны понести за это наказание, но я бы хотел, чтобы вы понимали, что нами двигало.
Дальше я рассказал об идеалах современности, фильмах о бандитах и ежедневных сводках о всякого рода ОПГ, которые несомненно затуманили мозг молодым ребятам и мы лишь продукт сегодняшнего смутного времени и если сейчас суд решит, что мы заслуживаем колонии, то мы навсегда вольемся в ряды Ореховских, Солнцевских и т.д. группировок и общество получит еще троих отпетых уголовников. Я закончил. Зал зашептался.
-Объявляется перерыв, - судья ударила молотком по столу.
Мы не были под стражей и потому на перерыв спокойно вышли на улицу. Как обычно неподалеку в рощице курили мои одноклассники. Они были удивлены тем, что я выхожу из суда.
- На чем попались? - хохотали они.
Нам было не смешно и мы выкурили за раз сигарет по пять.
Вторая часть заседания была стремительной. Судья казенным языком зачитала приговор.
Всем троим дали по 4 года условно и из зала суда ушли без наручников.
Научило ли это нас чему-то? Ваня через пару лет разбился на машине, Данил пошел по наклонной. Он несколько раз сидел в тюрьме и был зарезан в 20 с лишним лет. Я отучился на сварщика, а потом получил высшее журналистское и вот уже 15 лет работаю корреспондентом и, каюсь, не так давно опять попал в отделение полиции "Домодедово" за курение в неположенном месте)