Умный мусор

Александр Ягольник
- Эгей, а кому говорящие орешки? Не хочешь угоститься? Бери, налетай! - над парком висела объёмная проекция рекламы товаров в новой «умной» упаковке «при содействии Общества охраны природы». День выдался славный. На ярко-голубом небе сияло солнце, слегка шумели зеленью деревья, щебетали птицы и не умолкала реклама. Не пересечении парковых дорожек стоял открытый павильон, продающий те самые орешки. Мы решили остановиться у него. Люба захотела купить воды. Вовке просто было интересно посмотреть на витрину. Ну а я — куда все.

Прошли мы по парку достаточно. Посидеть, выпить стаканчик прохладной воды летним днём — что может быть лучше?
- Сень, смотри, - Люба показала взглядом на Вовку. Наш сын смотрел неотрывно на витрину. Там выставили те самые «говорящие орешки в умной упаковке». Я проследил за его взглядом и сам удивился. На одной из упаковок мультяшная девочка строила Вовке глазки. Иначе это я назвать не могу. Она то отворачивалась, то смотрела украдкой, то смущалась и стыдливо смотрела вниз. Было полное ощущение, что она видит Вовку и пытается установить с ним контакт. Но, как это бывает у детей, не знает с чего начать.

Стоп! Какие дети? Это просто упаковка. Возможно, скрипт такой у мультика. Но тут я чуть не упал со стула. Этот мультик увидел меня и девочка просто повернулась боком и стала рассматривать листочки на мультяшном дереве рядом с собой. Вроде как она вообще никуда не смотрит. Хм, интересно, каким алгоритмом они пользуются, надо будет порыться в сети.

- Эй, ты рот закрой, - Люба тронула меня за плечо.
- Так засмотрелся, что челюсть отвисла? - спросил я её. Она кивнула. Но Вовка видимо принял это на свой счёт, покраснел, отвернулся и стал усиленно рассматривать свои сандали.

- Первый раз вижу такую сложную мультипликацию. Где они её хранят? - Спросила Люба.
- Плёночные технологии. Сейчас вся бытовая техника ими покрыта. Дёшево, надёжно, мощно, требует мало энергии. На нашей стиральной машине ещё первое поколение. Часть электроники сделано на старых элементах. А сейчас эти плёнки заменили всю информационную бытовую электронику.
- Откуда они взялись?
- Говорят, из космоса.
- Инопланетяне?
- Нет, конечно, - я улыбнулся её шутке, - Космическая промышленность иногда дарит нам всякие новинки науки и техники. Плёнки позволили запускать тысячи спутников на одной ракете. Самое объёмное — это солнечная батарея и аккумулятор. Но и они небольшие, так как расход электричества на работу спутника маленький.

Вовка понуро сидел рядом. При слове «инопланетяне» он слегка проявил интерес. Но главный его интерес находился за стеклом витрины. Девочка по другую сторону умоляюще глядела на него большими мультяшными глазами и что-то шептала. Но он на неё не смотрел из-за своего смущения.

- Скажите, а сколько стоят ваши орешки, - спросила Люба продавщицу. Та аж засветилась, как её витрина на солнце.
- Ой, совсем не дорого. У нас неделя скидок. И очень разнообразный ассортимент. Вам для мальчика? Вот трансформер, смотрите, или тигр. Мальчикам всем нравится.

Трансформер эффектно трансформировался, издавая натуральный скрип и лязг, и говоря что-то механическим басом. Тигр с громким рёвом чуть не выскочил с упаковки. Я уж было хотел сам выбрать, но Люба тронула меня за руку и сказала:

- Я не для мальчика. У него аллергия на орехи. Я для себя. Вот наверное... - она обвела взглядом витрину и как в первый раз увидела девочку синем платьице, - эту. Сколько за неё?

Когда мы отошли от павильона, Вовка спросил:
- Мам, а почему ты сказала, что у меня аллергия на орехи?
- Так на грецкие была, разве забыл?
- Но тут же не грецкие!
- Да? Тогда и тебе можно. На, держи пока. Мне с папой поговорить надо, - и отдала Вовке пакетик. Он его взял так, будто это был не кусок пластика с едой, а величайшая драгоценность. При этом постарался лицом не выдать своего волнения. Мы пошли вперёд, не мешая ему, обсуждая предстоящий ремонт в квартире. Неожиданно за нашей спиной раздался звонкий девичий голос:
- Привет! Скушай орешек.

От неожиданности мы все остановились. Вовка глядел во все глаза на девочку с упаковки, которая ему протягивала из своего плоского мира орех.

- Что же ты девушку заставляешь ждать? - спросила Люба, - Бери, не стесняйся, и нам с папой передай.

Вовка дрожащими руками аккуратно надорвал пакет по пунктиру, раскрыл его и протянул нам. Мы, сдерживая улыбки, взяли немного орехов и пошли дальше.

- Бери ещё. Не стесняйся, - щебетала за нашей спиной хранительница орехов.
- Интересно, откуда она энергию берёт на такой громкий голос? - спросила Люба, а я ответил:
- Из орехов, конечно, - и мы засмеялись.

Когда, нагулявшись, мы выходили из парка, Люба спросила Вовку:
- Ты орехи доел?
Вовка замялся и неохотно ответил, что не доел.
- Так доедай.
- Мам, но тогда ей энергии не хватит.
- Кому «ей»?
- Ну... ей.
- А, - сказал я, - ты про девочку на упаковке? Я про орехи пошутил. Скорее всего, она электричество берёт из солнечных батарей и аккумулятора. Там ведь не было проводов, воткнутых в орехи?
Вовка отрицательно покачал головой.
- А раз нет проводов, то орехи смело можно доедать.
- Пап, а если я доем, то можно её не выбрасывать?
- Конечно, делай с ней, что хочешь, - и мы пошли дальше.
Через некоторое время раздался знакомый нам голос:
- Спасибо, что доел мои орешки. А теперь выбрось меня в мусорный контейнер. Не бросай меня на землю, пожалуйста. В мусорном контейнере мне будет хорошо.
Я краем глаза увидел, что на пакетике разворачивается воспитательная мультипликация, на которой девочка в голубом платье бросает пакетик в мусорный контейнер и показывает, как ей плохо будет брошенной на пешеходной дорожке и на траве. По мультяшному небу шёл текст от Общества охраны природы, в котором уже взрослых призывали не сорить и показывать хороший пример детям.

- Ну, чего ты ждёшь? - спросил я.
- Я её не брошу, - тихо сказал Вовка.
- Но она же просит.
- Я её не брошу!
- Арсений, оставь его, - сказала Люба, как она всегда говорит, когда между её двумя мужчинами назревает недопонимание, - Ты же сам обещал ему, что он может делать с ней всё, что хочет?
- Я?
- Ты, ты. Уже забыл?

Какое-то время мы шли молча. Тишину лишь прерывали отчаянные призывы девичьего голоса выбросит её в контейнер. Я всё порывался повернутся и уговорить Вовку уступит женской просьбе, но Люба крепко держала меня под руку. Впрочем, и она после каждого «Пожалуйста! Выбрось меня в мусорный контейнер!» напрягалась всё больше.

Но крики становились всё слабее, пока совсем не затихли. Возможно, версия с орешками была не такая бредовая. А может, просто разрядился аккумулятор.

Домой мы пришли молча, как будто батарейка речи закончилась не только у смарт-пакетика. Когда я проходил мимо вовкиной комнаты, то заглянул к нему, чтобы пожелать спокойной ночи.

Вовка положил говорящий пакет рядом с подушкой и тихо сказал:
- Я тебя никогда не брошу.

Стараясь не шуметь, я тихо прикрыл дверь и пошёл к Любе.
- Безобразие какое-то, -сказал я ей, - Надо написать рекламацию производителю. Разве можно так над людьми издеваться. Это ж смех один. Замутили искусственный интеллект на упаковке с орехами. Так скоро и носовой платок будет просить выстирать его после каждого использования.

Но Люба не поддержала мою шутку. Она лежала серьёзная, как Вовка.
-  Сень, как думаешь. Мы его правильно воспитываем?
- Ты о чем? Про упаковку эту? - я не знал что ответить и тянул время.
- Да с упаковкой понятно. В детстве мы все влюблялись в какие нибудь игрушки.  Но тут такой интерес к девочке.
- Я его понимаю. Хм, если бы с крекеров мне подмигивала какая-нибудь блондинка, я бы тоже …
- Ах ты, изменщик коварный! - Люба шутливо напала на меня и началась «постельная борьба». Когда мы устало лежали рядом, я почти засыпал, она меня спросила:
Сень, а если она совсем разрядиться?
- Кто?
- Ну, девочка в синем платье.
- Придумаю что-нибудь. Ребятам на работу отнесу, они разберутся. Хорошо?
- Да, хорошо.