И снова о творческом затыке

Елена Гусарева
И снова о творческом затыке...

Творческий затык – вещь неприятная, но регулярная, как заход солнца. Сначала это очень удручает и даже пугает. Столкнувшись впервые с творческим затыком, начинающий автор может забросить писательство на недели, месяцы, а то и годы. У бывалых же творческие затыки случаются крайне редко именно потому, что он успели выработать действенные приемы борьбы с ними. Причем приемы эти часто индивидуальны.

Что помогает лично мне:
Я никогда не думаю о том, КАК писать, только о том, ЧТО хочу сказать. Чаще всего затык случается тогда, когда, по сути, сказать нечего. Если есть, что сказать – садись и пиши. Покажи локацию, мотивации героев, событийный ряд. Постарайся описать сцену так, как видишь ее ты, делая акценты на том, что кажется важным. Пусть получается коряво, совсем не так, как хотелось бы. Когда сцена написана, перечитай и откорректируй, вернись к ней на следующий день и опять поправь. Главное – каркас уже создан, и с ним можно работать.

Хуже всего, когда понимаешь, что сказать нечего. Ты не знаешь, куда повернуть сюжет, куда направляются герои, и что с ними случится в следующей главе. Что делать в таком случае? Мой рецепт: я беру карандаш, чистый лист бумаги и начинаю по пунктам записывать, возможные варианты поворота сюжета. Важно при этом фиксировать абсолютно все идеи, что приходят в голову. Пусть они кажутся глупыми, шаблонными – не важно. Все записываем. Включаем и разогреваем мозг.

В голову лезут сцены из кино и уже прочитанных книг. Подумай, как бы ты изменил эти, уже существующие и выдуманные не тобой, сюжетные ходы. Что могло бы сделать их более неожиданными? Могут ли эти неожиданные ходы быть вписаны в твою историю? Как они соотносятся с твоими героями?

В этой связи очень важно с самого начала определиться с вектором развития истории. Ты должен более или менее четко представлять, куда идут герои, что ими движет (мотивации), какими они были в начале истории, и в кого должны превратиться в конце. По сути, вектор – это глобальная идея всего произведения. Если вектора нет, то с затыком бороться бесполезно.

Еще один полезный совет – поговори с другом, расскажи ему, о чем хочешь написать и в чем, собственно, загвоздка. Опиши главных героев и объясни, в каком месте ты застопорился. При этом совершенно не важно, как друг относится к твоему литературному творчеству. Главное, чтобы он выслушал и высказал свое искреннее мнение. Подумайте вместе.

Во время творческого затыка естественным желанием становится отпустить ситуацию, сделать перерыв. Кажется, что ты просто устал и, если отдохнешь, решение придет само собой. Иногда отдых действительно помогает. Но чаще всего затык преодолевается активными действиями, непрерывной работой. Ты можешь позволить себе отдохнуть только после того, как исписал не менее трех листов идеями для продолжения своей истории.

Специально для Щеглов - https://vk.com/great_birds