Лохотрон, гуманитарный

Коршуниха62
Многим известно слово лохотрон. Оно пришло в нашу жизнь при Ельцине, основателе капитализма. Тогда общество примеряло на себе новые общественные заповеди: «Человек человеку волк», «Не обманешь  - не проживёшь.» Обман, мошенничество с целью приобретения материальных выгод и есть лохотрон. Время было весёлое, затейники на каждом углу проводили лотереи с крупным выигрышем. Собирались толпы азартных игроков. Бабушки, привыкшие жить на трудовые «копейки», по - честному, отказывались верить, что их обманывают, они видели, один мужик выиграл  стиральную машину, жако, последнюю, и тут же её понес домой. Счастливчику завидовали, не хотели расходиться, ждали, когда ещё подвезут, как в магазинах в советское время. На самом деле это был спектакль, стиралку всегда «выигрывал» участник команды мошенников, потом она снова возвращалась на своё зазывное место.

 Видоизменяясь, лохотрон процветает и поныне. Не поддаваться на уловки обманщиков нас постоянно призывают телевидение и газеты. Однако у жуликов столько хитроумных ходов, что на обман поддаются самые стойкие обыватели.
 Пётр Данилович и Наталья Тимофеевна жили без приключений, пенсии на еду хватало. В 2017 году жене исполнилось 80 лет. В городе был обычай от соцобеспечения выдавать юбилярам разовое пособие 3000 рублей. Загадывали старики на эти деньги купить новый тонометр, аппарат для измерения артериального давления, старый начал неправильно показывать. Как нарочно, в этом году городские депутаты юбилей отменили и пообещали награждать долгожителей премией не раньше 90 лет.

Не в деньгах счастье, было бы здоровье. Слава Богу, супруги сами себя обслуживают, Тимофеевна управляется с домашними делами, Данилыч исправно ходит в магазины за продуктами. Вот и сегодня по заданию жены супруг пошёл за картошкой. Он спустился по лестнице с пятого этажа, нажал кнопку домофона, открыл дверь и вышел на улицу. Перед ним стояла неизвестная женщина, кого-то ожидала.

Пётр Данилович в молодости, тем более в старости, не имел привычки разглядывать чужих женщин. Его абсолютно не интересовала и эта не молодая , в тёмных очках, невысокая, круглая, как мячик, в однотонной куртке бежевого цвета. Женщина загородила ему дорогу. Пётр Данилович серьёзно посмотрел на неё и сказал: «Разрешите пройти.» Незнакомка не сдвинулась с места, лицо её расплылось в улыбке, и она спросила: «У вас жена Наталья?»
Ну и что ? - недовольно пробурчал мужчина.
Ваша жена подруга моей мамы Татьяны Алексеевны. Вы должны нас помнить. Двенадцать лет назад мы жили в вашем доме. У меня муж лётчик, часто переезжаем. Теперь обосновались в Волгоградской области. Купили дом в деревне. Я приехала на встречу школьных друзей. У меня мало времени.  Одноклассник Игорь Карасёв бесплатно отвезёт меня в аэропорт. Мама просила навестить вашу жену, о которой она очень хорошего мнения, помнит, как сидели на лавочке, обо всём говорили.
Пётр Данилович засиял от счастья и гордости за свою жену: в старости даже с родными связь теряется, а тут чужие люди помнят, вот Наташа обрадуется!

Тимофеевна застилала кровать, когда в прихожей появился муж. «Ты почему вернулся, забыл что?»

«Ничего не забыл. Встречай гостя!» Его обычно строгое лицо сияло от счастья.

В прихожей рядом с хозяином стояла незнакомая женщина лет под пятьдесят и как будто вспоминала, что она здесь свой человек, бывала раньше. Увидев на потолке цепь маленьких электрических лампочек, сказала: «Вы ремонт сделали».

- Проходите. Не разувайтесь, у нас по простому,» - приветливо говорил женщине Пётр Данилович.

Наблюдательная женщина не смогла оценить состояние комнаты, мешали пододеяльники, которые сушились
 на верёвке после вчерашней стирки.
- Извините, у нас уборка.  К столу не пройти, садитесь рядом со мной на кровати, - пригласила Наталья Тимофеевна незнакомку. - Рассказывайте про маму.
Меня зовут Галя. А мама старенькая, болеет, руки трясутся, ей 80 лет. Просила навестить вас. Вы помните Татьяну Алексеевну из шестого подъезда?
- Не было там такой. Одно время жила Татьяна Николаевна. Она вышла замуж за вдовца с двумя маленькими детьми, они давно переехали. Так что, извините, не помню.
Галя не хотела с этим соглашаться, она задала наводящий вопрос:
- А где ваши дети?
- В Москве работают.
- Молодцы какие, нынешние дети до старости сидят на шее родителей. Мне вспомнилось, что ваш сын учился в ПТУ, мама там литературу преподавала.
- Учился, но вашу маму не помним, - уверенно сказал Пётр Данилович, у которого возникло подозрение к собеседнице.

Гостья не стала оспаривать этот факт, вышла в прихожую, убедилась, что в двери не оставлены ключи, вернулась в комнату, перешла к новой тактике общения: «Берите ручку и бумагу, запишите адрес мамы, подтвердите, что я у вас была.

Данилыч вспомнил предупреждение милиции, листовку домой приносили, там напомнили  приём аферистов: они просят  хозяев что-то принести, отойти на минутку, в это время   успевают украсть деньги, ценности. Пётр Данилович не таков, он не стал отвлекаться на поиск письменных принадлежностей, вытащил из кармана куртки записную книжку и ручку: »Диктуйте!»

Женщина замялась, стала говорить невпопад: « Волгоградская область. Моя мама старенькая, у неё руки трясутся. Город Камышин. Мы купили дом в деревне, у нас нет номера квартиры. У нас огород 15 соток. Земля хорошая, всё растёт, всем себя обеспечиваем. Держим !8 коз, не для мяса или молока, а из-за пуха.

Вы посмотрите, какой мама вам прислала подарок.» - С этими словами Галя достала из большой тугой сумки жилет из козьего пуха. Бережно его расправила, встряхнула, отчего слежавшийся пух распрямился, стал воздушным, переливаясь, как волна. Галя несла жилет бережно, двумя руками и с торжественным видом передала это чудесное изделие ручной работы Петру Даниловичу со словами: «Носите на здоровье! Он вас спасёт от ревматизма и от простуды.»

Пётр Данилович держал на коленях жилет, гладил руками шелковистый пух, радовался, что теперь он спасёт свои старые кости от любой болезни. В то же время не мог поверить, чтобы чужим людям бесплатно раздавали дорогие вещи. Он ждал, чем дело закончится. Энергичная, возбуждённая  незнакомка вытащила из своей бездонной сумки ещё один жилет, встряхнула и - словно взлетело облачко пуха. Она с достоинством вручила подарок Наталье Тимофеевне и стала наблюдать за реакцией стариков.

Наталья Тимофеевна подумала, может, это обман, розыгрыш? Был у неё гуманитарный лохотрон. Капитолина Ивановна, с которой вместе ходили в поликлинику на уколы, дала пригласительный билет в ресторан. Там в небольшой боковой комнате проходила презентация кастрюль из нержавейки. Приглашённые сидели на скамейках. Мужчина с воодушевлением рассказывал, что кастрюли заграничные, сделаны по новой технологии. У них толстое дно, поэтому всё быстро варится, пища долго не остывает, при варке мало расходуется газа, для семьи это экономия средств. «Любая хозяйка хотела бы иметь такую кастрюлю,» - сказал он в заключение.

Старушки заинтересовались предложением, но когда узнали, что четыре кастрюли в наборе стоят 150 тысяч рублей, сильно возмутились. Капитолина Ивановна сказала: «Что вы нам головы морочите! Зачем позвали? Я пенсионерка, мне за эти кастрюли всю жизнь придется платить.»
За участие в мероприятии им подарили ножи для чистки овощей. Какой номер приготовила эта женщина,  бесплатно раздающая пуховые жилеты? Нет ли здесь подвоха? - подумала Тимофеевна и сказала:
- Галя, спасибо, для нас очень дорогие подарки, мы не в состоянии что-то равноценное передать вашей маме. Возьмите обратно!
- Нет, берите, это от души.

Положение оказалось щекотливым, но выход был найден. Тимофеевна поднялась с кровати и, раздвигая пододеяльники, прошла к шкафу и достала истрёпанную пластиковую папку, где вместе с корешками квитанций за ЖКХ лежала вчерашняя пенсия.
Возьмите три тысячи рублей, передайте маме. Я понимаю, этого мало, но если вы настаиваете, возьму на память.
И тут дарительницу словно прорвало. С обидой она сказала: «Добавьте ещё хотя пять тысяч, жилеты стоят 18 тысяч. Билет на самолёт 9 тысяч стоит, у меня денег не хватает.

Кто же дарит подарки за деньги? - удивился Пётр Данилович. - Мы пенсионеры, дорогие вещи не покупаем. Возьмите обратно мой жилет, я обойдусь.» Галя поспешно схватила «подарок», положила в сумку и попросила открыть дверь.

Кому письмо писать с благодарностью? Назовите фамилию, « - попросила Наталья Тимофеевна.
Лебедевы мы, Лебедевы, - обиженным тоном сказала Галя.
Пётр Данилович вышел на балкон посмотреть, ждёт ли женщину одноклассник. Машины не было, значит, она их обманывала.
Хозяева поняли, что это был неудавшийся лохотрон и недоумевали: кто кого перехитрил? Тимофеевна решила, что она обманула Галю, купив жилет почти даром. «У меня такое состояние, как будто я его украла, мне стыдно. Догони, отдай ей жилет, может, продаст дороже», - раскаивалась Тимофеевна в своём незаконном приобретении обновы.
Я вижу, что жилет тебе нравится. Ты давно хотела купить пуховую кофту. Ты не украла, купила, неважно за сколько, носи и радуйся. Это знак свыше! Тебе власть отказалась дать подарок к юбилею, а это тебе Бог послал, он обо всех помнит. Гале и Татьяне Алексеевне пожелай  здоровья.» На том и порешили.
…Сын был в шоке, когда узнал об этой истории. Он сказал с возмущением и долей иронии:«Ну что у нас за народ такой? Одни приводят с улицы в квартиру незнакомого человека с сумкой, не боятся, что по голове стукнет. Другая обмануть как следует не смогла, не хватило фантазии. Что толку от вашей честности, если во власти одно ворьё, каждый день аресты?
Отец стал оправдываться, прибегая к иронии:
Не ругайся, сынок. Мы не одни такие. С лохами веселей общение. Но по правде сказать, из-за этого лохотрона вся жизнь в стране буксует.