Вверх по лестнице, лестница Дали

Ольга Сергеева -Саркисова
 Необычные лестницы... Встречали ли вы такие лестницы? Конечно! Ведь они повсюду. Вот и лесенка ДНК - тоже лесенка. Как их много разных. О чём хотел рассказать создатель той или иной удивительной лестницы? На что обратить внимание прохожего? Почему выбрал именно это, а не другое послание миру? Думаю, что вы меня понимаете, что это вызывает интерес и любопытство. Неистребимое желание человека поделиться с миром. 
Такую красоту в виде лестничных посланий можно встретить сегодня где угодно, в любой стране. Много их в Латинской Америке,- в Венесуэле, Аргентине, Мексике, США, Корее, Китае, Франции, Иране даже в Украине и во многих других странах.
  Они украшают жизнь, их хочется рассматривать, как диковинку, так как они выполнены с большим мастерством и очень необычны. Нам даже страшно на них наступить - так они хороши! Ты никогда не забудешь своё восхождение по такой лестнице вверх - это нечто сказочное и непередаваемое, что останется в твоей памяти навсегда, как открытка с тёплым посланием о прекрасном.
   Лестница о многом может рассказать нам. Большой вклад в создание таких лестниц внесли ландшафтные дизайнеры, художники, благодаря которым в разных городах мира появились эти настоящие произведения искусства. А мне вспоминается роман- "Вверх по лестнице, ведущей вниз"- роман американской писательницы Бел Кауфман внучки известного еврейского писателя Шолом - Алейхема. Как наступаю на красивую лестницу, так и произношу эту фразу  и ещё вспоминаю Мюнхгаузена. Как он умело и уверенно отправлялся в небо по лесенке... Хочется взять след.   
Знаменитых лестниц всего пятнадцать. Скажу честно, что их, конечно, намного больше  и все претендуют на первое место. Они все не похожи одна на другую, что и прекрасно! Чего только не придумает художник, чтобы украсить мир, доставить удовольствие людям и заставить их думать и говорить о них.
   Лестницы по которым ты поднимаешься или опускаешься- все разные, и каждую ты осваиваешь как Эверест, как новую вершину бытия и духа, и тебе может, как и на горе, не хватить кислорода, значит, она тебе не по плечу. На какую - то боишься наступить, уважая её неповторимость и красоту,-"ведь красота - страшная сила", а по какой- то взлетаешь, как пушинка, не задумываясь.
 
       В США вы встретите необычную лестницу с изображением лица Сальвадора Дали в Филадельфии. Её создали дизайнеры в 2005 г ко дню открытия выставки Дали в музее искусства. Это самая известная лестница "Рокки" в США, самая посещаемая туристами, мекка, первая достопримечательность, где он изображён с его знаменитыми усами стрелками и вытаращенными глазами - это уже давно всемирно известное фото и бренд. Знаменита она в первую очередь тем, что связана с именем Сильвестра Сталлоне - известного американского любимого актёра, сценариста, режиссёра многих фильмов, продюсера сериалов -боевиков с его участием "Рокки", "Рембо" , "Неудержимые". Более 100 фильмов за его спиной! Рядом даже установили культовую скульптуру Сталлоне в боксёрских перчатках , символизирующую преодоление, победу над собой. Это образ взят из фильма, где Герой ленты  "Рокки"  тренируется на лестнице, преодолевая 72 ступени бегом под песню "Gonna Fly Now"   и приходит по этой лестнице на вершину, преодолев все трудности , делая знаменитый жест победителя боксёрских боёв с поднятыми руками... Это была самая кассовая кинолента 1976 г, получившая  три "Оскара". Для самого Сталлоне восхождение его героя на вершину лестницы символизирует Филадельфию как город, в котором любой неудачник своим трудом может всего добиться. Сюда многие приходят, чтобы решить свои проблемы, загадать желание, взойти на вершину лестницы и поднять руки, чтобы всё сбылось. Сталлоне частенько приходит туда и делает селфи со своими поклонниками.
  Не случайно и эту лестницу взяли для выставки Дали. Он тоже победитель, ещё какой! Много чего преодолел в жизни и в его меню всегда фигурировало слово-"победа"! Я вспоминаю его портрет, украшавший лестницу.
         Этот портрет я знаю с ранней молодости, когда у нас в стране ещё не было ни одной переведённой книги о его творчестве и никто ничего почти не знал о нём. Он был у нас запрещён, так как считали, что он поддерживал режим Франко. Один мой друг переводчик Андрей где- то достал и перевёл книгу с английского, давал мне почитать переводы. Там был и его этот портрет, который всегда входит в рекламу его любой выставки, а кроме его- фото картины с изображением знаменитых блинов- часов, которые если увидишь, то уже не забудешь никогда. Права была Гала, когда сказала это, увидев картину Дали. Потом, когда я впервые побывала в Париже и купила небольшую книгу в магазине Лувра о нём, мы перевели её и узнали ещё много интересного и экстравагантного об этом художнике сюрреализма, хорошо известным уже за границей и совершенно неизвестным у нас в стране, в частности из- за несовпадения наших взглядов на искусство и жизнь. Это странное слово -"сюрреализм" воспринималось почти как бранное. Это и понятно, ведь его искусство было чуждым нашему народу, воспитанному на социалистическом реализме, а тут - на тебе- какой - то "сверх реализм".
Тогда мы узнали много непривычного и неизвестного о его противоречивой натуре, своеобразных отношениях и странной любви Сальвадора Дали и его Музы - Елены Дьяконовой( Гала - "праздник", "шоу"- так назвал её поэт Поль Элюар, первый муж - он любил её, и когда она его бросила ждал её возвращения всю жизнь). О ней стоит вспомнить, так как Гала была не последним человеком в его увлекательной и многогранной жизни, ведь под его картинами они ставили общую подпись-" Гала- Сальвадор Дали". Что же это за женщина? Чем она покорила Дали? Она никогда не была красавица, но умела произвести впечатление, фурор, заинтриговать публику, уверенно внушить окружающим, что именно она самая яркая звезда на небосклоне, что неотразима и обладает магией. Это было похоже на гипноз. Её свободные взгляды на всё, включая секс и любовь, интриговали общество и вызывали шок. "Третий" в её постели с мужем оказывался совсем даже не лишним... "Свободная любовь"- под этим знаменем она проведёт всю свою жизнь. Она убедила мужа, что это норма, а ревность - это всего лишь глупый предрассудок от которого нужно срочно избавляться, атавизм. Так в её поле зрения попал немецкий художник и скульптор Макс Эрнст - и они жили втроём с Элюаром, шокируя публику такой открытостью. Надо отметить, справедливости ради, что и в России такие отношения в то время в творческой среде имели место, но об этом тогда молчали.
  В тридцать шесть лет она познакомилась с Сальвадором Дали, он был младше её на одиннадцать лет. С женщинами до неё не встречался никогда и не имел интимных отношений. Не имея никакого опыта в такой сфере, он полностью попал под её любовный прессинг и влияние. "Её каблук", как никакой, подошёл Дали. Она вызывала страсть у него и стимулировала творческий процесс Дали - как она сама говорила. А главное,- она стала ему одновременно всем - и менеджером, и женой, и любовницей, и мамой, и другом, любовью всей его жизни, Богиней, абсолютно обожаемой и незаменимой,- вот коренное слово! Незаменимой Богиней! Она была ему всем, без чего он бы не состоялся. Смертельным ядом и спасительным лекарством, Вопросом и Ответом, Жизнью и Смертью, праздником и тоскливыми буднями, Весной, Летом, Зимой и Осенью, тёплым ветром и морской волной, кривым зеркалом и водопадом смеха, чайкой Джонатан и яркой звездой,  и главное, любовью его жизни. Она была ему всем! И этот феномен был неизлечим на челе её жизни. Только вместе они могли создать тот сплав, фрукт вселенской необычности, который у них получился в искусстве. «Два куска хлеба, выражающие чувство взаимной любви»- вот что это могло быть. Так он назвал одну из своих работ. Книга «Дневник одного Гения» Сальвадора Дали начинается так: «Я посвящаю эту книгу МОЕМУ ГЕНИЮ, моей победоносной богине ГАЛЕ ГРАДИВЕ, моей ЕЛЕНЕ ТРОЯНСКОЙ, моей СВЯТОЙ ЕЛЕНЕ, моей блистательной, как морская гладь, ГАЛЕ ГАЛАТЕЕ БЕЗМЯТЕЖНОЙ».
Но её многие недолюбливали, считая её авантюристкой, расчетливой хищницей, отчаянно стремящейся в верха общества, которую сюрреалисты окрестили "Гала- Чума». Её называли «алчной Валькирией» и «жадной русской потаскухой». Она ни в чём себе не отказывала , бросив дочь от прежнего брака, пускалась во все тяжкие... и имела столько любовников, сколько хотела, и даже говорила с сожалением, приводя многих в шок и ужас :«Жаль, что моя анатомия не позволяет мне заниматься любовью сразу с пятью мужчинами». Он считал, что это его возбуждает, - она умела внушать это ему на протяжении всей жизни. И чем старше она становилась, тем любовников было больше, и они становились всё моложе и моложе. Своих любимых мальчиков она осыпала деньгами, подарками, дорогими машинами, домами, картинами Дали и прочим. Когда совсем состарилась, заставила приобрести ей замок Пуболь, где проводила всё время в оргиях и развлечениях. Дали туда не имел права приходить, только по письменному разрешению. Вскоре она сломала ногу и умерла в 1982 г. Он пережил её на семь лет и умер от инфаркта, но за это время не написал ни одной картины, он в одиночестве тихо угасал, погружаясь в прогрессирующее безумие. Последняя его работа была- "Ласточкин хвост". Она стала его Музой навсегда. Он изображал жену в образах Богини, Мадонны и святых дев. На одной из картин Христофор Колумб, ступив на побережье Нового Света, несет стяг с портретом Галы и надписью:
«Я ЛЮБЛЮ ГАЛУ БОЛЬШЕ МАТЕРИ, БОЛЬШЕ ОТЦА, БОЛЬШЕ ПИКАССО И ДАЖЕ БОЛЬШЕ ДЕНЕГ».Так под этим знаменем он проведёт всю жизнь.
    Он всегда был главный мистификатор и иллюзионист, как известно, который свою жизнь превратил в настоящее шоу. Эта лестница по значимости должна стоять на первом месте. Ему должна принадлежать пальма первенства, ведь Дали - сама иллюзия. Вы бы видели его Театр - музей, его дом в Фигейросе! В каждой нише образ его Богини и Музы - Галы. Столько находок, выдумки, откровений, оптических иллюзий, неожиданных розыгрышей -голова кругом идёт. К примеру: вы присаживаетесь на диван ничего не подозревая, а за вами следят любопытные глаза в специальные приборы, и вот вы уже "во рту", в красной помаде и вас почти едят! А вы не в курсе о том, что происходит. Это "диван - губы". Ни один дизайнер до такого не додумался бы.
 Или, к примеру, ты стоишь в его внутреннем дворике - патио, или "Двор Траяна" у инсталляции "Дождливого такси" (кадиллака Ал-Капоне) и не подозреваешь, бросая монетку в прорезь, что с крыши польётся дождь на водителя и пассажиров - манекенов такси, по которым ползают живые улитки, а главное - что ты, оказывается, топчешь его тело! Он находится в склепе под этим местом. Что заставило его создать эту инсталляцию?( в 1938 г)   
Причина такова: он попал однажды в Париже под проливной дождь и промок до нитки! А кругом в машинах ехал народ в комфорте, уюте и тепле! И им всем было в высшей степени наплевать, что там за "бортом" происходит. Он разозлился на весь белый свет, включая и пассажиров. Эта вопиющая несправедливость подвигла его к созданию сей инсталляции. Справедливость должна быть восстановлена и торжествовать! Он поменял местами пассажиров на тех, кто мок под дождём... но в этом он никогда не признавался и находил другие аргументы.  Как самодостаточный человек, в меню которого стоял только "успех", он не принимал никаких поражений и неудобств ни от кого, ни от природы, ни от человека, и вот именно тогда в его голове возник план мести всем этим равнодушным людишкам, всё поставить на свои места. Так был дан толчок для создания этой огромной инсталляции.
    Я там столько снимков делала! И на скамейке Траяна посидела, разглядывая верхушку "айсберга"(его инсталляции)- с колонной "Траяна" из шин, на которой пристроился скульптор, а затем и он, её раб -Дали, а далее- барка Галы, подаренная им своей Богине. Он присвоил лодке двойное имя: "Gala - Milagros", что значит "Чудеса" и плюс её имя "Успех" !
  Над ним только она парит! Богиня! А он в образе скованного "раба" ниже расположен. Редко встретишь в жизни мужчину, которому так бы нравилась роль раба, как она нравилась Дали. Для него эта роль- высшее наслаждение. Со дна барки спускаются капли с голубой жидкостью - это сперма в презервативах, по преданиям, чтобы сохранить вечную красоту и молодость Богини купались в сперме молодых рабов, так он приравнивал Галу к Богам.
 Я долго разглядывала этот апофеоз Богине, потрогала машину, постояла рядом со скульптурой, установленной на капоте -статуя "Великая Эсфирь" – символ справедливости и мести, и плодородия, - работы известного австрийского скульптора Эрнста Фукса. Она стояла с раскрытыми объятьями- "не так хороша, как много",(как говорят в Одессе), словно надувная кукла из бронзы, и казалось, ткни её - и будет бить фонтан или всё лопнет и разлетится на кусочки. Обычно такие полногрудые и мясистые дамы с такими пышными телесами ассоциируются с символами плодородия. Я вспоминаю, что видела подобную скульптуру, но только лежачую в Княжестве Лихтенштейн - карликовом государстве, расположенном в долине Рейна между Швейцарией и Австрией. Уличная скульптура в 3,5 метра «Лежащая женщина» из бронзы признана одной из самых ярких и оригинальных достопримечательностей города Вадуц -столица страны. Автором скульптуры является знаменитый колумбийский деятель искусств – Фернандо Ботеро. По его словам спящая на спине женщина символизирует красоту всех женщин мира, а также дремлющую душу современности. Видимо, такое внушительное обобщение красоты требует и внушительных размеров. Как видим, у всех разное представление о красоте.
 Сколько загадок он закопал в своём саду. Он всё это спланировал заранее, ещё при жизни... и рад, что мы там гуляли по нему, топтались на его могиле! Как он и планировал... Он ведь настоящий провокатор, вот уж сюрреализм без берегов. Эта  инсталляция и стала как надгробие на его могилу. Он всюду, даже в смерти хотел превзойти самого себя...
  Поэтому, когда поднимаешься по этой лестнице Арт провокатора Дали, то непременное условие- ты должен быть готов ко всему, к любому сюрпризу, трюку, шутке, розыгрышу, взрыву, стихийному бедствию и т.д. ведь известно, что он был шутник, мистификатор, иллюзионист и это его амплуа... не удивлюсь, если вдруг он закашляет или откроет рот, и вывалятся две ступеньки - зуба, чтобы откусить вам ногу...
Здесь возможно всё... во всяком случае нужно себя готовить именно к этому. Или ус натянется, как тетива и выстрелит вам в лоб... конфетой. С Дали шутки плохи. Вот вижу, молодые люди легкомысленно остановились у него на носу, как на мосту, выясняют отношения и мне за них страшно... Напрасно, какое легкомыслие!
 И он возмущённо смотрит на них. Нос может провалиться, так что, на лицо лучше не наступать. Он и оттуда может подшутить над вами. 
Помните, как он устроил свидание с Арамом Хачатуряном? Об этом знала потом вся Армения. Ну и Михаил Веллер руку приложил к этой истории.Я читала об этом в двух разных вариантах, и слышала много раз. 1 вариант.Путешествуя по Испании, Хачатурян хотел встретиться с Дали, слава которого гремела по всему миру.А в Советском Союзе его творчество считалось буржуазным и недостойным внимания.Но и Арам Хачатурян был не последний человек во вселенной, один   из любимых советских композиторов, как в своей стране, так и за её пределами.Талантище! В 1942 году всего за один вечер он написал небольшую сюиту к балету «Гаянэ» - «Танец с саблями». Все лучшие симфонические оркестры мира включили её в свои репертуары.Совершая поездку по Испании, известный композитор попросил Сальвадора Дали о встрече. И, несмотря на всю ненависть к коммунизму и товарищу Ленину, художник согласился и назначил время встречи.
Ровно в два часа композитор подъехал к дому художника. Дверь открыл церемониймейстер, провёл в зал с накрытым столом и двумя напольными вазами, объявил о начале аудиенции. Прошло 15 минут, но к гостю так никто и не вышел.
Чтобы подавить возмущение, композитор выпил любимого коньяку, угостился вином. Время шло, «великий и ужасный» мистификатор Сальвадор Дали не появлялся. Композитор попытался выйти, но все двери были закрыты. Терпеть было все сложнее... Композитор решил, что ровно в четыре вазы будут использованы не по назначению. Так и сделал. В этот самый момент распахиваются двери, звучит «Танец с саблями», врывается голый художник на швабре и делает несколько кругов по комнате, размахивая саблей. Музыка прекращается, Сальвадор Дали исчезает, входит церемониймейстер и объявляет что приём завершен. Второй вариант- Хачатурян был человек любознательный и хотел познакомиться с С.Дали. Он долго добивался свидания, Дали дал согласие не сразу,колебался, а может готовил антураж,проверял досье Хачатуряна,- не коммунист ли он? И через некоторое время дал согласие. Хачатурян пришёл, слуга впустил его в пустую комнату и незаметно скрылся, тот ждал долго, но решил что-то предпринять-звал, никто не откликался. Он заметил маленькую дверь в конце белой комнаты, постучал, никакого отклика, открыл и оказался во втором тоже светлом зале, остановился и снова стал звать и ждать- никто не появлялся.  Тогда он открыл дверь из этой комнаты в третью - она была выкрашена в красный цвет, как только он вступил в неё, сразу заиграла музыка   -"Танец с саблями", из четвёртой двери на коне вынырнул Сальвадор Дали обнажённый махом, проехал по залу три круга и удалился туда, откуда появился. Вышел слуга к изумлённому Хачатуряну, который потерял дар речи и не смог вымолвить ни слова,и доложил, что аудиенция окончена! В этом весь Дали! Так что, делая шаг по лестнице - всегда думайте о хорошем... и оглядывайтесь...Выбирайте любой вариант, всё может оказаться сказкой...
Столько воспоминаний вызывает эта лестница Дали... Как лестница Дали она была временной, взята взаймы на время выставки, а постоянно- это "лестница Рокки". Но , и кроме всего,- это самая знаменитая лестница в США -"лестница Рокки", которая связана и с Сильвестром Сталлоне и её знает каждый в стране. Это самое знаменитое место паломничества туристов в Филадельфии, особенно любителей кино и поклонников актёра Сильвестра Сталлоне. А слава его давно перешагнула пределы США. Какой я видела потрясающий его портрет на тротуаре в далёком Стерлитамаке, сделал молодой художник. Её 72 каменных ступени навсегда запечатлелись в сценах фильмов главного героя Сталлоне. Впервые её увидели в 1976 году. Различные сцены фильмов "Рокки" были разыграны на этой лестнице. Все вспоминают как главный герой освоил путь и совершил восхождение на самый верх лестницы, поднял победно руки вверх, как делают это боксёры, доказывая свою победу. Этот жест стали использовать многие кинематографисты в различных фильмах- как победу, преодоление самого себя, обстоятельства жизни и судьбы. Сцена с лестницей из фильмов «Рокки» стала культовой иконой. Спустя десятилетия после выхода первого фильма тысячи туристов ежегодно поднимаются по её  ступеням, чтобы повторить знаменитое восхождение главного героя фильмов С. Сталлоне и сфотографироваться с видом на город с поднятыми в победном жесте руками. Количество бегунов по лестнице "Рокки" увеличивается с каждым годом. Желающие загадывают своё желание и бегут вверх по лестнице, преодолевая все 72 ступени, чтобы на вершине воздеть руки вверх для  того, чтобы оно сбылось.   
Но и временный съёмщик лестницы С.Дали оказался неординарным человеком.
Ещё тогда, в далёкие годы, когда мы перевели книгу и узнали о нём впервые - нам открылся совершенно необычный человек, поступки которого не вписывались в рамки приличия, очень удивляли публику, так как были непредсказуемы и смахивали на издёвку или провокацию. Существование на публике- это ещё одна грань его своеобразного таланта и творчества, поэтому он всегда провоцировал скандальный интерес к своей особе. Например, он мог на официальный приём явиться обнажённым или в одежде, символизирующей скорлупку яйца... Это всегда был какой- то вызов, показательное выступление. Что ж, художник- это всегда вызов, бунт... это всегда нарушение всех норм и правил, и он яркое этому подтверждение. И нужно это понимать и соответственно относиться ко всем чудачествам творцов, как к норме. Вспомнилось одно событие... Отец Дали, когда сын стал знаменит и получил мировую известность, и уже получал большие гонорары за свои работы, в чём ему очень способствовала его Гала, стал требовать от сына денег, был очень навязчив и затеял даже судебные процессы, указывая, что он подарил ему жизнь и тот теперь в вечном долгу перед отцом, должен платить ему большие деньги за это. На что Дали отправил ему письмо, в котором написал приблизительно так : -"Возвращаю тебе то, что ты мне одолжил на старте..." и капнул несколько капель спермы. Вот такая  судебно- "эротическая" история всплыла, пока я вспоминала эту лестницу. Эту лестницу я уже не забуду никогда... и Дали, конечно.
Вспомнила  и то, что первую его выставку посетила в Италии во Флоренции, затем в Париже, потом в Мадриде, потом в Венеции и уже в дальнейшем несколько раз посещала его дом - театр в Фигейросе - Испания.
Несколько слов о его творчестве и картинах. Самая знаменитая и узнаваемая его работа - "Постоянство памяти" ( у неё много названий)находится в Музее Современного Искусства в Нью-Йорке. На ней изображены  знаменитые плавящиеся, текучие часы навсегда врезавшиеся в память людей, как и предсказала Гала-" Кто увидит эту картину, никогда уже не забудет", а часы были навеяны куском сыра Камамбер, который плавился на полуденном солнце... облепленный мухами... Дали с головной болью понаблюдал этот процесс и эта ситуация подтолкнула его буйную фантазию к созданию картины, украсив её любимыми "героями"- муравьями, мухами- символами разложения и гниения, которых он называл "феями средиземноморья" и собой любимым, вернее своей спящей, размытой головой с ресницами. Он написал работу за два часа.
 Мир на картине — это его сон, т.е. смерть объективного мира, торжество бессознательного. «Взаимосвязь между сном, любовью и смертью очевидна, — писал художник в автобиографии. — Сон это и есть смерть или по меньшей мере это исключение из реальности, или, что ещё лучше, это смерть самой реальности, которая точно так же умирает во время любовного акта».
 Часов в картине трое,- это прошлое, настоящее и будущее, одни висят на сухой оливе- символе античной мудрости, которая канула в Лету на лету, поэтому это иссохшее древо. Другие твёрдые часы с циферблатом лежащим вниз- символ объективного времени, а мягкие часы на столе  - символ нелинейного, субъективного времени, произвольно текущего и неравномерно заполняющего пространство.
 На этой картине изображены часы, как символ человеческого переживания времени, памяти. Здесь они показаны в больших искажениях, растекающимися лепёшками, какими иногда бывают наши воспоминания трансформируясь во времени и пространстве
,или эти искажения появляются при психических заболеваниях и потери памяти. Здесь и морской берег с знакомым силуэтом мыса Креус, недалеко расположенный от Фигейроса- родины Дали, он часто будет появляться в его картинах. Море для Дали символизировало бессмертие и вечность. Художник считал его идеальным пространством для путешествий, где время течет не с объективной скоростью, а в соответствии с внутренними ритмами сознания путешественника. Здесь я с ним ,пожалуй, соглашусь, как неутомимый путешественник и любитель моря.  Он во многих картинах после будет писать эти символы. Работа стоила в то время 250 долларов, а сейчас миллионы. Он написал, создал более 15000 арт-работ. Его картины никогда не забудешь- все эти горящие жирафы, слоны и лошади на комариных ножках, бесконечные сны Галы, видения, предчувствия, конструкции из вареных костей и т. д. с множеством символов, которые надо разгадывать как ребус. Можно долго спорить о нём и принимать или не принимать его и его творчество, -его это уже мало волнует, и никогда не волновало, тем более сейчас, ясно, что Дали- это явление в истории и искусстве, с которым все считаются. Сам он называл это искусство- гастро-эстетический каннибализм.
Там ещё на лестнице стоит фигура без внутренностей, с пустотами- яркая деталь сюрреализма. Есть при доме и магазинчик, где можно приобрести репродукции его работ, духи -форма флакона составляет композицию из носа и губ, которые он создал и необычные украшения. С годами интерес к нему и его творчеству не пропадает, а всё возрастает и толпы посетителей отправляются, как в Мекку к нему в дом-музей в Фигейросе, где он и похоронен в своём склепе. Фасад здания красного цвета весь украшен булками и огромными яйцами в человеческий рост - символы жизни, пришедшие от древнегреческих мистиков- орфиков. Наверное, это не случайно, ведь пока мы помним его- он жив.... Прощаясь с женой, Дали велел построить необычную гробницу – символ любви. Склеп Галы и будущую могилу Дали соединял подземный проход. Надеюсь, что они встретились... Хотя, от неё всё можно ожидать...как ,впрочем, и от него.
Как много интересных лестниц в мире и у каждой своя история и география. За каждой стоит личность. Путешествуйте и узнавайте мир! Яркие впечатления- это единственное, что останется всегда с вами на всю жизнь и продляет молодость.
 ...
      *Лестница с изображением Сальвадора Дали. Филадельфия. США.
Так выглядела лестница «Рокки» музея искусств в дни проведения выставки Сальвадора Дали в 2005 году. Вот уж истинно, что музей начинается с лестницы...
2.Картина С.Дали- "Постоянство памяти",  две фотографии Дали и Гала( Елена Дьяконова- Делувина).
Полное имя - Сальвадор Фелине Хасинто Дали и Деменеч, маркиз де Пуболь. 
 
*** В Театре- музее не разрешают водить экскурсии, так что гиды дают мизер информации до посещения, позаботьтесь сами об этом заранее. Дали считал, что каждый сам должен всё видеть и понимать, без объяснений, насколько кто может, чтобы работала фантазия человека. Это его правило было.
27.08.2017