подсказка-1

Астрид Халстрем
-Ну-ка, ну-ка, - сказал мужчина заинтересованно и придвинулся почти вплотную к девушке.
Она же слегка отодвинулась к окну на своём  месте плацкартного вагона и продолжила объяснять:
-"Побег из Шоушенка" -  фильм для тех, кто хочет не просто выжить, а жить по-настоящему!..
- Ты думаешь, там есть чему поучиться, чтобы решить свои проблемы здесь, у нас?
- Да хоть где, - пожала она плечами.- Конечно, не буквально брать за пример, но кое-что там есть...
- Слушай, - сказал её попутчик, понизив голос и сглотнув слюну. - Я в Москву на заработки приехал. Решил своё дело организовать, ну, и пошёл в банк за кредитом. А мне отказали без объяснений.
- Ха, - засмеялась она, - походите по другим банкам. В каком-то выгорит. 
- Не смейся, - тряхнул он головой.
И протянул ей лист бумаги.
Это был иск к банку, написанный от руки. Истец Спиридон Григорьевич Николин.
Девушка, вчитываясь в текст, вдруг нахмурилась, мельком посмотрела на лицо попутчика, но через секунду опять засмеялась.
 -Имя у Вас редкое.  А лет Вам  сколько полных ?
Ага, пятьдесят шесть! Так, почитаем, какие претензии у Вас к банку:
"Банк отказал мне в выдаче кредита без объяснения. Что произошло со мной в тот момент, не дай Бог кому испытать. Не помню, как вышел из банка. Оказался на пустыре, где изготовил из подобранного шнура петлю. Как что было, не помню, очнулся на земле. Шарившийся рядом бомж вытащил меня полузадушенного из петли (ходят где не надо). Вот такая вот история, правда, есть малое продолжение - я банкрот -я создавал сам своё дело, сам никогда и нигде не брал деньги, потребовалась малая помощь, а результат такой. Хочу хоть как-то предъявить банку счёт. Требую у банка за моральный ущерб один миллион рублей".
- Так, - прочитав иск, сказала девушка. - А Вы какую сумму просили у банка?
- Миллион, -просто ответил он.
- Хм, Вам поручителя нужно найти.
- Как в том фильме? Так у меня нет жены.
- А друзья у Вас есть?
- Есть. Один. Но я его не хочу подводить.
- А жену так можно? - насмешливо спросила девушка.
-Ну, смотря какую, - решил отшутиться мужчина.
Девушка как-будто пропустила его шутку мимо ушей и продолжила:
- Если Вы окажетесь недобросовестным плательщиком, банк  Вам такой счёт предъявит через коллекторов!
-Да знаю я, - вздохнул мужчина. - Поэтому я лучше счёт банку предъявлю за моральный ущерб.
- Моральный вред, - поправила его девушка.
Мужчина сошёл с поезда первым.
Девушка, прижавшись лицом к вагонному окну, удерживала в поле зрения его широкоплечую спину, пока он вовсе не пропал из виду.

Спустя два года.

Маша, накрывая завтрак для мужа, спросила его:
-Помнишь, я тебе рассказывала о попутчике в поезде со смешным иском к нашему банку?
- Что-то припоминаю, - наморщил лоб Артём. - А-а! Тот, что хотел предъявить банку счёт на миллион, за то что ему отказали в кредите?
- Ну да, - подтвердила Маша.
- Какие-то неожиданные новости о том иске?
- Не об иске, о том человеке. И неожиданные.
Муж  посмотрел на неё вопросительно, задержав вилку над яичницей.
- Я рано утром просматривала в интернете судебные документы и увидела определение суда в отношении того человека.
- Точно? - спросил муж. - О чём определение?
- Через год после нашей встречи он всё-таки сумел взять кредит в банке, как и хотел - на миллион.
- И?
- Он нашёл поручителя по моей подсказке.
- И подвёл его, - сказал муж, вставая из-за стола. - Тебе-то, Маша, зачем далась его банковская история?
- Ты просто не знаешь, что фамилия моей мамы тоже Николина. Как и у него.
- Маш, - прервал её с ласковым укором муж и поцеловал. - Сериалы я тебе больше не дам смотреть и много работать тоже. Я пошёл, а то опоздаю.
Он ещё раз её поцеловал.
Маша закрыла за ним дверь и тоже начала собираться на работу.
Вечером Артём настоял погулять вместе в парке.
Согласилась и была рада отогнать навязчивые мысли о Спиридоне Григорьевиче Николине.
- Слушай, Артём, ещё только начало августа, а столько опавших листьев, совсем пожухлых!..
- Да? - удивился Артём. - Я это только сейчас, после твоих слов, обнаружил. Ты мне последнее время на всё глаза открываешь. Может, расскажешь до конца утреннюю историю?
Маша сделала паузу, потом предложила:
- Давай в кафе посидим. Или нет, купим хорошего вина и дома поговорим.
- А не нужно покупать, дома стоит едва открытое твоё любимое, - улыбнулся муж, крепко её обняв.
-Рассказывай, - попросил он, разливая вино.
- М-м, - какое кислое! - сказала Маша, сделав первый глоток.
Муж промолчал, внимательно глядя на неё.

- Артём, - начала Маша,- я тебе сразу скажу, что нам, мне ничего не грозит из-за того, что Спиридон Николин мой отец. Об этом когда-то позаботилась моя мама.
- А кому грозит? Тёще, что ли?
Маша покачала головой.
- Нет, нашей стороне ничего не грозит, я убеждена. Грозит его поручителю.
- А кто поручитель?
- Его первенец, мой сводный брат. У него другое отчество и другая фамилия, но имя!..
Его зовут Клавдий, в честь бабушки Спиридона.
Маша перестала называть отца по отчеству.
"Ещё немного и она перестанет называть его по имени. Просто, ответчик, недобросовестный заёмщик банка, - подумал Артём. - Пора ей в этом помочь".
- Мне помогать не нужно, - как будто читая его мысли, - сказала Маша.- Я очень хочу помочь Клавдию, чтобы он по суду не выплачивал банку половину займа отца, солидарно с ним. Ну, это суд решил, Артём!
Маша так жалобно назвала его по имени, как будто он был последней инстанцией, которая могла бы помочь тому Клавдию.
- Спокойствие, главное, спокойствие, - усмехнулся Артём. - Ты про свой горький шоколад забыла.
Маша послушно взяла маленький кусочек.
- А скажи мне, - спросил Артём, - ты его в своём детстве помнишь?
- Нет, - покачала она головой. - Дядя Валера очень рано меня удочерил.
- А почему тёща на его фамилии осталась?

(продолжение следует)


-