Тенюга

Николай Островский 2
(Пьеска-для-чтения.Сатира.)


ЖЕНА. (Печально):

Кухня для меня - святыня, чтоб её!... И муж хороший… Скотина,правда, но хороший!.. Жрун и пьюн,правда, но хороший… Большой чин!.. Хотя зарабатывает немножко, всего 50 000 в месяц, ну что же, мы привычные… А я,между прочим, веду свой род от одной из жён Ивана Грозного… Забыла,как кличут, но такая… представительная!.. Иван Грозный так жалел, так жалел… когда её придушил… Так что у меня гены… И активная я. Любого недруга поварёшкой отколочу и в рот кастрюлю засуну!..Всё нужно делать с фантазией!.. А в общем, я добрая… Когда не злюсь… Своего мужика целую три раза в день… А если и подзатыльник дам, так ведь - любя!..
Знаете, а у нас, хотя всё хорошо, но не всё хорошо. Детей неи. А муж так хочет, так хочет!.. Недавно резиновую деваху притащил… “Вот,- говорит, - доча нам!” Суетной!.. “Резиновая! - говорит. - И кормить не надо и не изнасилуют…” Но я эту бабу продырявила… На всякий случай!..

КУТЬКИН,её муж. (Вбегает в диком волнении):
Тень!.. Тень!.. Пол-автомобиля за тень!..

ЖЕНА:
Так, на солнце перегрелся!.. Тебе касторку или клизму?!

КУТЬКИН:

У меня пропала тень!.. Целый день без тени хожу!.. У меня же престиж, авторитет!.. Начальник отдела по снабжению - и вдруг без тени!.. А моё начальство знаешь, как отреагирует?! Сам Пал Палыч приподнял свои густые бровищи и говорит мне этаким трубным гласом:”Что ж это вы надумали без тени щеголять? У всех она есть, у меня есть! А у вас нет! Нехорошо! От коллектива отрываетесь!””Я не хотел, - шепчу, - она сама убежала!” А он мне: “Тень - это ответственность! От хороших людей тени не сбегают!.. Признавайтесь, что натворили?Всё равно ведь установим!” А если начальство начнёт в моих делах разбираться… Всё!.. Мне каюк! В общем, все нормальные начальники тени имеют… О теневой экономике говорить не будем!.. А у нас сегодня вечером совещание… У меня отчёт!.. И как я появлюсь без тени?

ЖЕНА:

Может она временно отлучилась? Или в доме затерялась? В комоде искал?

КУТЬКИН:

Что за ерунду мелешь? Где твоя логика?!. Подумай! Улица… Солнце… И я без тени!.. И главное - за что?! Вот что, выручай!.. Меня тут один дед надоумил. Как у другого человека тень на время взять… Дай мне свою!..

ЖЕНА:

Бери!.. Для мужа ничего не жалко!..

КУТЬКИН:

Так… Встань напротив… Произношу заклинание!.. “Именем берендеевским, тень жоны, иди ко мне!.. Не обижу тя!..”
(Ничего не происходит.)
Что ж она не реагирует?!

ЖЕНА:

А ты видел хотя бы одного мужчину с женской тенью?Полы друг с другом не смешиваются!”

КУТЬКИН:

Так, Нужен мужчина! Подчинённый! Подхарин!.. Кстати, он вот-вот ко мне должен прийти!.. Документ один принести…

(Стук в дверь.)

Вот и он!..
(Те же и ПОДХАРИН.)

ПОДХАРИН:

Ещё раз здравствуйте!.. Я документик принёс!.. Сочувствую вашей неприятности… Я насчёт тени! Такое несчастье, такое несчастье!

КУТЬКИН:

(Спрятав документ в папку, даже не глядя на него.)
Я могу временно у другого человека тень взять… (Жалобно.) При его согласии!.. Меня наш дед Очумелов научил.

ПОДХАРИН:

Фу! Как гора с плеч!.. Я вам,миленький мой, кучу желающих найду!..

КУТЬКИН:

Не будем бюрократию разводить и тратить зря драгоценные часы жизни!.. Ваша тень вполне то, что надо!

ПОДХАРИН:
Это..  Я.. К-конечно… С радостью ве-великой!.. За вас - в огонь и в омут!.. Да!..

КУТЬКИН:
Так. Встаньте напротив. Скажу заклинание! И гуляйте!.. Бесплатный отгул на весь остаток дня!

ПОДХАРИН:
Благодарствую!

(МУЖ произносит заклинание. Тень ПОДХАРИНА неохотно, ползком, но перемещается от него к КУТЬКИНУ.)

КУТЬКИН:

Боже!.. Какое счастье!..

(После собрания. Жена. Вбегает КУТЬКИН в великом гневе.)

КУТЬКИН:

Проклятье!... Я погиб!.. Я этого не переживу!

ЖЕНА:
Что, тень съёжилась?

КУТЬКИН:
Хуже!.. Прямо на собрании она стала вдруг менять форму!.. Сперва приняла форму осла, потом козла, потом свиньи!.. И наканец, приняла форму пирата с длинным ножом… Пал Палыч и говорят: “Мы теперь всю вашу сущность знаем!..” Этот Подхарин… Харя!.. Подсунул мне недоброкачественную тень!... И в суд ведь за оскорбление личности не подашь!.. Смеются все!.. А Афанов мне говорит… “Пишите, - говорит, - заявление… По собственному желанию!.. У нас учреждение серьёзное, а вы его компрометируете!..” А тень к Подхарову как прыгнет и срослась с ним… Его теперь на моё место берут!..
(Покачиваясь, уходит на кухню, запить горе водкой.)

ЖЕНА (Сама себе):
Ну, пора на развод подавать!.. Муж без тени - не муж!..