Оранский монастырь, история Нижегородского края

Алекс Харр
Лето 2017 в центральной России года не задалось. Подлетая к аэропорту  Шереметьево, я  с удивлением слушала  краткую информацию  командира корабля о погоде в городе Москве. Оказалось, что солнечный июньский день не баловал москвичей и гостей столицы летним теплом. По непонятным  причинам Солнце явно скупилось на обогрев Земли Московской.  Пять градусов тепла по Цельсию , это не совсем то , что мне  бы  хотелось ощутить, покинув салон самолета. Встречающий меня племянник, саркастически заметил, что я очень удачливая , потому что еще вчера в Москве шел снег, а сегодня по крайней мере температура воздуха уже выше нуля.
-Что- то вы неправильно место для отпуска выбрали, тетушка,  в Калифорнии  то теплее будет. А вы от тамошних пальм к нашенским запорошенным снежком березкам в гости пожаловали.
-Ну что же делать у природы нет плохой погоды. Даже если это не благодать, то и не природный катаклизм . Неприятность эту мы  переживем .
-Да , это без сомнения, мы живучий народ.  Чем собираетесь в отпуске заниматься,тетушка? Наверняка у вас уже есть план?
 -Плана нет . Я хочу поездить по малым городам и селам Владимирской и Нижегородской области.  Большие города меня тяготят, я устаю от народа, от суеты, от спешки…

…..Июль 2017 года.  Я еду в село Оранки Нижегородской области , там находится старый монастырь. На дороге стоит бабуля, голосует. Останавливаюсь, беру бабулю на “борт”. Оказывается   автобус не пришел и она решила идти с сумками наперевес пятнадцать километров пешком, но после  пяти километров марафона она чуть- чуть устала и решила положиться на милость божию и благосклонность водителей редких проезжающих машинах.Да, “есть женщины в Русских селеньях…”

-А вы по что в наши края приехали - по делам или так погулять?
-Погулять.
-Ну что же  дело хорошее. У нас тут раздолье - в  полях крупяника, в лесу земляника, только, вот грибов еще нету.  А вы сами откудова будете?
-Я из Нижнего Новгорода.
-Из Нижнего?! У нас ту все больше из Богородска ездят. Богородск туты рядом, если машина есть , то до лесу  ехать недалече.  А вы ране здесь бывали?
-Нет первый раз еду.
-Ну если за крупяникой то поезжайте на Шарголи. За земляникой - в Ключищи.
-Я еду в Оранки.
-Ну тогда вам вот этот поворот налево, а я здеся сойду. Мне тута рядом , рукой подать .


Зачем меня понесло в Оранки, я не знаю. Особой набожностью я не отличаюсь. Скорее даже наоборот, я твердо уверена, что процесс крещения Руси был кровавым. Не верю я , что наши предки были продажными и беспринципными и легко предали веру отцов и дедов.  Боролись древние славяне за своих Богов. Восставали против насильников отбиравших у них детей для обращения в новую веру. Вылавливали свергнутых и поруганных деревянных идолов из вод Днепра со словами - “Выдубай Боже” (Выплывай Боже). Но политические и стратегически интересы правящей верхушки были превыше всего,  и утопив Русь в крови , они сделали ее Христианской страной. Брат со мной категорически не согласен, он говорит, что все было мирно и достойно, мол приказали русичам   всем отречься от своей истории, культуры , корней и они все как один тут же согласились.
А я  возьми , да и задай ему простенький вопрос, - так значит если тебе завтра повелят принять ислам ,ты возражать не будешь , а побежишь в мечеть?  Брат даже побагровел от ярости - да за кого ты меня принимаешь?! Да как у тебя  язык поворачивается?
-Ага -говорю, -значит ты человек достойный и правильный ,чтишь веру свою , а предки твои были ,беспринципными и бесхребетными и с легкостью отказались от нее? Задумался братец. А я ему еще на десерт рассказала про староверов, которые уходили в скиты, и которых там жгли нещадно, но от веры отцов  своих  под влиянием реформ церкви они не отрекались. Так что не нужно возводить напраслину на народ русский. Не принимала Русь Христианство, Христианство ей навязали и захлебнулась  наша Родина в крови. Но деваться было некуда .Правительство взяло курс на Запад и Западные  ценности . Нужно было подстраиваться под Европу.

Ну что же покрестились, сроднились , свыклись с мыслью, полюбили всем сердцем и как будто бы так всегда и было и как будто бы  христианство родилось в Российской глубинке, таким оно  стало  нам родным . А тут возьми, да и народись еще один Владимир. И начал этот Владимир с амбициями выжигать христианство со святой Руси каленым железом. И так он ладно говорил про “опиум народа”, что у его приближенных не оставалось сомнений , в том, что   все церкви нужно порушить , а попов обратить в новую веру и сделать из них парт. полит. работников . Ведь главная борьба  -это всегда борьба за умы и  сознание народных масс .

А теперь послушайте какая удивительная и таинственная история приключилась в связи с этими революционными событиями прошлого века  в небольшом селе Нижегородской области с названием Оранки, но  начну я мой рассказ издалека.

Жил - был на Нижегородчине ,  в царствование Михаила Федоровича, при патриархе Филарете благочестивый, глубоко- верующий муж по имени Петр Андреевич Гладков и случилось так , что он занемог. Докторам и лекарям местным  он не особо доверял, как большинство русских и поныне, а посему решил просить исцеления у  Святой Богородицы. Более всех других икон почитал Петр Андреевич икону Владимирской Божьей Матери, что  якобы была написана евангелистом Лукой и находилась в Успенском соборе Кремля . Вот туда и отправился Петр Андреевич. Помогла ему Богородица, исцелила. Исцелившись, боголюбивый дворянин решил заказать  копию Владимирской иконы, давшей ему чудесное избавление от тягостной болезни.  Для исполнения данной просьбы,  был приглашен искусный московский живописец Григорий Черный. Сданная им копия хотя и имела большое сходство с подлинником, но, несколько отличалась написанием самого лика и в дополнение, внизу иконы были изображены Московские святители, как пожелал того сам заказчик.

  “По возвращению к себе домой в нижегородскую вотчину — село Бочеево исцеленный Петр Глядков, в течение пяти лет с трепетом и любовью молился на образ Богоматери.   “По преданию в ночь на субботу пятой недели Великого поста в 1634 году услышал он во сне голос: «Иди семо!». Он пошел за этим голосом и вдруг увидел себя на какой-то горе, и здесь вновь услышал новый глас, повелевающий ему на этом месте построить храм в честь иконы Владимирской Богородицы, а прежде создания храма водрузить на горе крест. Трижды за ночь видел этот чудесный сон благочестивый человек. Проснувшись, Петр был в большом волнении, и с особым усердием стал молиться Богородице, чтобы та помогла ему исполнить повеление. 
     Через три недели, после Святой Пасхи Петр Глядков вышел из дома и пошел, куда глаза глядят, но на самом деле вела его сила небесная, пока не вышел он к полю, называемому «Орано-поле» (от старославянского «орати» — пахать). Далее он пошел непроходимым лесом, и предстала вдруг перед ним гора, именуемая «Славенова Гора». Взглянув на нее он понял : это и есть та самая гора, что во сне ему привиделась. Место это было дремучее, и потому еще более Глядков удивился, когда увидел на горе сверхъестественный свет. Взойдя на гору, Петр Андреевич ощутил разливающееся вокруг него благоухание. Понял благочестивый христианин — это то самое место, что видел он во сне, и что сама Матерь Божия благоволит обитать здесь особенным своим присутствием.
  Вслед за этими событиями отправился Глядков немедля вновь в Москву за благословением на строительство здесь храма, в честь Владимирской Богоматери. Явившись к Патриарху Иосафу, он подробно рассказал ему обо всем произошедшем и попросил храмозданную грамоту. Святейший Патриарх возрадовался, что Господь, не перестает еще являть чудесные знамения, и дал свое архипастырское благословение на это богоугодное дело.
  Вернувшись вновь на Нижегородскую землю, первым делом Петр Андреевич, взял мраморный крест, который многие годы бережно хранился в роду Глядковых, и установил его на «Славенской горе», обозначив тем самым место для строительства храма.”


И построил Петр Андреевич храм, и сделал его обителью для монашеской братии. Мордва, которая рассматривала строительство храма  ,как посягательство на их исконные территории, конечно не согласилась с вторжением и захватом земель.
Как бы мне не промывали мозги , я твердо уверена, что психология людей не измена и естественно, что непрошенных гостей на территории угро-финских племен восприняли как угрозу. 

“И тогда было явлено первое чудо. Когда жители трех мордовских деревень собрались вместе, чтобы разрушить храм, то целых семь дней скитались они по лесу вокруг «Словенской горы», но места святого не смогли отыскать. Тем самым, сама Богородица оградила земли эти, для своей земной обители от неверных.”

Не оставлена была тогда новая обитель и без щедрот Российских государей. Непосредственно при самом устройстве монастыря, царем Михаилом Федоровичем, была пожалована ей пахотная и сенокосная земля с лесом, что так же в дальнейшем в 1665 году было подтверждено грамотой от государя Алексея Михайловича.

 “Охраняемая чудесным образом от врагов Оранская обитель становилась все более известной благодаря чудесам, происходящим от Владимирской иконы Божией Матери. Как свидетельствует летопись, в первый год от чудодейственной иконы получили исцеление более 130 человек, от самых разных и часто застарелых и неизлечимых недугов. С одинаковой легкостью выздоравливали слепой, двадцать или тридцать лет не видевший света белого, и больной горячкой, две-три недели страдавший в постели.”

Читая эти строки я понимаю, как именно нужно в России реформировать здравоохранение. За последние годы в сельской местности закрылось много  больниц, зато открылась много церквей.Знает наш Президент, что делает, да пошлет ему Бог здоровья на долгие лета. Мудрые государственные мужи посчитали, что здравоохранение расходная статья бюджета, а имея такой мощный духовный потенциал, нам вообще грех даже заикаться о медицине.

Кстати,читая летописи о том как икона Оранской божьей Матери защищала монастырь от врагов , делая его невидимым ,можно подумать так же о сокращении расходов на оборону.

В 1866 году Оранская  обитель  из заштатного монастыря была возведена в степень первоклассного монастыря. Как всякий крупный монастырь Оранская обитель имела весьма обширную библиотеку, богатую ризницу и значительное хозяйство. Каталог иноческой библиотеки насчитывал более 2000 книг и различных изданий, среди которых были как рукописные, так и древние печатные книги. 5
 В начале ХХ столетия, Оранский монастырь находился в цветущем состоянии. Наряду с вышеназванными постройками в нем размещалось так же шесть каменных братских корпусов, здание гостиницы для приема богомольцев, многочисленные хозяйственные постройки: каменная водокачка, (функционировал свой водопровод), баня, лавки, погреба, пасека, амбары и конюшни. При монастыре существовала больница с аптекой, фруктовый сад и огород, собственный кирпичный завод, различные мастерские, хуторские подсобные хозяйства.


Но вот наступил двадцатый век и “вступил на престол” очередной благодетель и радетель за судьбу народа России Владимир Ульянов.И захотел отделить он церковь от государства.

 Интересно то, что христианство зародилось в Европе среди народа, эдакое демократическое  движение низов. Хорошо известно как первые христиане преследовались правящей верхушкой.  А в России как раз  наоборот, народ не спросили нужна ли новая религия, взяли плеть и погнали всех туда куда нужно. А в 1917  новый мессия решил , что христианство народу ни к  чему   и стал взрывать храмы по всей России.
   
Пришла беда и в Оранский Монастырь. Монастырь закрыли, монахов и настоятеля по официальной версии расстреляли. Кто - то говорит о 19 расстрелянных , кто то говорит  43 расстрелянных.
 
Информацию эту легко найти в интернете на русском языке. Но вот чего вы не сможете найти на русском языке, так это свидетельство очевидца массовых захоронений.  На территории монастыря было найдено несколько тысяч  скелетов с пулевыми ранениями в голову.
Странно почему свидетель не писал на русском?
А вот тут и начинается самое интересное.

После того как монастырь перестал выполнять свои функции как божья обитель , его строения использовались для других целей.  Как говорится свято место не пустует.

На его территории в разные годы размещались различные учреждения и организации.- колония для детей раскулаченных крестьян, мужская трудовая исправительная колония.
 В период с 1939 по 1941 год монастырь стал убежищем для интернированных иностранных послов и их семей, работников самих посольств. Во время Великой Отечественной войны в 1941 году здесь был организован лагерь для военнопленных немцев. Первая партия пленных немцев прибыла сюда в декабре 1942 года, а последние из них покинули лагерь в марте 1950 года.

 В 1942 году по распоряжению органов НКВД в селе Оранки был открыт лагерь для военнопленных. Лагерь как секретный объект получил официальное название «Оранки-74» и расположился на территории бывшего Оранского Богородицкого монастыря.
  Первые военнопленные, прибывшие в лагерь, были немцы, финны, венгры и румыны. Жители Оранок первыми увидели результат победного наступления наших войск, о котором другие слышали лишь по радио.


 
  Эшелоны с пленными прибывали по железной дороге на станцию Шониха. Многие старожилы и по сей день вспоминают события 1943 года, когда ожидался состав с военнопленными румынами, вывезенными из Сталинграда.
  Председатель колхоза послал местных мальчишек на санях встретить и довести больных и слабых пленных до лагеря. Ребятам пришлось ожидать состав почти сутки. А когда он прибыл, и конвой раздвинул двери, оттуда стали выпадать и выпрыгивать истощенные солдаты. Некоторые бросались на снег и со страшной жадностью засовывали его себе в рот. Оказывается, на все время пути (2 недели), по словам конвоя, запасов пищи и воды не хватило.
  Увидев происходящее , растерявшись, Оранские дети не знали, кого брать в сани, настолько пленные все были одинаково истощены. Они сажали в сани столько людей, сколько могла увезти каждая лошадь, и мчались до села во весь опор через лес самой короткой дорогой.
  Основная масса военнопленных шла пешком через поле в сопровождении конвоя, так как боялись побега пленных. Шинели на них были летние и ветхие, а на ногах рваная летняя обувь, у многих на головах были пилотки.
 

  С этого эшелона и началась в Оранках лагерная жизнь
 После составов с румынами прибыло много немцев, австрийцев, итальянцев, венгров, финнов, испанцев. Вначале пленные умирали в огромных количествах. Большинство прибывших было обморожено, еще во время боев под Сталинградом. В Оранский лагерь они попадали еле живые, с гангреной.

 
  С каждым месяцем количество военнопленных в лагере увеличивалось. На территории бывшего Оранского монастыря уже не могли разместить всех пленных. Было принято решение выстроить  еще один лагерь за пределами монастыря, который расположился в нескольких километрах от села в местности под названием «Монастырка». По разным оценкам всего в лагере Оранки-74 насчитывалось порядка 12 тысяч человек.
  Новый лагерь состоял из земляных бараков. В чистом поле военнопленные румыны сами себе копали землянки, сверху покрывая их бревнами, и так зимовали.
  Всего было примерно 36 землянок по 120 человек в каждой.

 
  Территория нового лагеря была огорожена колючей проволокой в 3 ряда высотой около 6 метров. Между ограждениями бегали собаки, а на вышках находились охранники.
  Основным занятием рядовых военнопленных была заготовка леса, но иногда они помогали колхозникам убирать урожай.  Как вспоминают бывшие работники лагеря, военнопленные полностью обслуживали себя: готовили пищу, стирали, шили одежду, оказывали медицинскую помощь.



 Немцы, заключённые в монастыре, оказались в основном высокопоставленными военными чинами. Здесь находился почти в полном составе штаб командующего шестой армии вермахта — генерал-фельдмаршала Фридриха фон Паулюса. На короткое время в Оранки был привезен даже сам генерал Паулюс, но в дальнейшем его этапировали в другой лагерь для военнопленных, в город Красногорск.
  На территории лагеря, в самом большом его здании — бывшем главном монастырском Владимирском соборе, — были установлены в пять ярусов металлические кровати. Люди взбирались на верхние ярусы по специальной лестнице.
 Фактически же на территории бывшего монастырского скита разместили не просто лагерь для пленных, а организовали своеобразную «школу перевоспитания людей, вышедших из капиталистического мира, в людей с коммунистическим сознанием». Таким образом, бывший монашеский скит превратился в антифашистскую школу под руководством Коминтерна.
  В Оранки прибыл Вальтер Ульбрихт — секретарь коммунистической партии Германии, представители Коминтерна из других европейских стран: от Венгрии — Ванбергер, от Румынии — Паукер. В одной из комнат скитского корпуса они постоянно проводили свои заседания, вынашивая идею организации на базе Оранского лагеря интербригад. Появился в деревне и Швейцарский Красный Крест.
 
Не всем военно- пленным посчастливилось дожить до окончания  войны. Как я сказала ранее, согласно свидетельству очевидцев ,  заключенные умирали сотнями.

Среди выживших,  оказался румынский православный священник Дмитрий Бежан. Отец Дмитрий- полковой священник попал в плен после Сталинградской битвы и провел в плену 6 лет. 

Позднее он написал книгу о жизни в плену в Оранском монастыре. Отец Дмитрий рассказал как во время строительных работ на территории монастыря они нашли огромное количество костей с пулевыми ранениями в черепе, о чем они немедленно доложили лагерном начальству.

Отец Дмитрий также свидетельствует о чуде , что среди захоронений находился священник, тело которого не подверглось тлению.   

Кроме того отец Дмитрий подробно повествует о встрече с бывшим монахом Федотом. Федот был единственным спасшимся от массовой расправы. Отец Дмитрий встретил Федота в лесной хижине, во время заготовки дров. Согласно его рассказу-  в 1918 году Советской властью  в Оранки были свезены монахи со всех монастырей России, около одиннадцати тысяч.    Представители новой власти предложили им отречься от Бога в обмен на жизнь и дали на раздумье 24 часа.  Монахи сказали, что им достаточно подумать 10 минут.  Ответ был таков - мы не отречемся от Бога.
С этого момента , по словам Федота, в монастыре начались массовые расстрелы.  Каждый день убивали от трехсот до пятисот человек. Сначала люди копали для себя могилу в виде рва, а затем временно  оставшиеся  в живых засыпали мертвых землей.
Убийства производилось выстрелом в голову.

Книга  Дмитрия Бежана никогда не переводилась на русский язык и была запрещена в СССР. Но любознательные читатели могут найти ее на английском языке.

Отец Дмитрий написал эту  автобиографическую книгу незадолго до смерти. Был ли смысл для старого и больного человека на смертном одре писать неправду? Я склоняюсь к тому, что написанное в книге - правда. Но советские архивы не подлежат рассекречиванию. И скорее всего мы никогда не узнаем что же на самом дел произошло на территории монастыря в первые годы Советской власти.

 По прошествии лет родственники погибших иностранных солдат и офицеров начали активные поиски их останков. В 1995 году к правительству Нижегородской области обратилась Московская организация «Военные мемориалы» с вопросом об увековечении памяти погибших на советской территории оккупантов. Так, в нескольких километрах от села Оранки на месте братской могилы, где хоронили военнопленных, был организован мемориальный комплекс, под который администрацией Богородского района был выделен участок земли.
  Благоустройством бывшего братского кладбища занималась нижегородская строительная организация. Для оформления мемориала она использовала природные камни, привезенные сюда специально с Урала. Основу композиции составляют три громадные гранитные глыбы: две розовых — для погибших итальянцев и финнов, и одна белая — для венгров. Установлены здесь так же железные чёрные кресты на белом мраморном камне в количестве семи штук — от немцев. Официальное открытие Оранского мемориала состоялось летом 1995 года, на нем присутствовали итальянская и финская делегации.
  Давно закончилась война, а родственники бывших военнопленных каждый год приезжают в Оранки с тем, чтобы посмотреть на бывший лагерь. Они везут со своей родины землю предков, а горсть нашей Оранской земли берут на память с собой. Чаще всех приезжают итальянские делегации. В один из таких приездов бывший военнопленный Джузеппе Басси подарил в музей при Оранской сельской библиотеке свои зарисовки и воспоминания о тех далеких военных годах. А бывший румынский военно-пленный Дмитрий Бежан  опубликовал книгу -мемуары о жизни в Оранском монастыре.

                Село Оранки, Нижегородской области
                Июль 2017