24 из газеты о нём

Владимир Цыкалов
17.11.2015
Из газеты "СТОЛИЦА С" № 46 (1204)
                ГДЕ МОРГ УМЕСТЕН
                Республиканское БСМЭ переезжает в другое здание
          Улица Лесная, дом 2, — именно сюда с 2017 года будут попадать жители Саранска после смерти. Речь, конечно, идет не о рае или аде. По этому адресу разместят Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы (БСМЭ), то есть морг. Пока учреждение функционирует на старом месте: ул. Васенко, 7а, но эту территорию городские власти планируют полностью очистить от ветхих построек, а потом возвести там жилые дома. Чиновники уверяют, что в новом здании судмедэкспертам будет гораздо удобнее трудиться. О прошлом и настоящем региональных судебно-медицинских экспертов — в материале АННЫ ОПРАВХАТ.
                История
          По словам заведующего отделом исследования трупов БСМЭ Владимира Цыкалова, самым «древним» документом, свидетельствующим о работе его коллег на территории республики, является недавно обнаруженная в архивах «Книга для регистрации судебно-милицейско-медицинских исследований трупов», которая велась с 22 января 1938-го по 15 мая 1942-го... БСМЭ официально было создано в 1951 году. Но тогда организация была очень раздробленной и не имела четкой структуры. Официальной документации тех времен, к сожалению, не сохранилось. Известно, что в 10 из 32 районных больниц отсутствовали морги. Вскрытие трупов проводилось где угодно: в квартирах умерших, в кабинетах поликлиник или даже под открытым небом. Так что условия работы судмедэкспертов нормальными назвать было нельзя. Главные врачи большинства медицинских учреждений нарушали приказ об обязательном патологоанатомическом исследовании скончавшихся пациентов, из-за этого частыми были эксгумации, допускались роковые ошибки... Это негативно сказывалось и на расследовании уголовных дел. Многие тогда слишком примитивно представляли себе работу судмедэксперта, который должен быть всесторонне образованным универсалом — знать в совершенстве различные медицинские направления. Первым профессионалом считается Владимир Косилов,который работал с 1951 года. Через десятилетие главным специалистом в этой области стал Николай Ковалеров. В 1964 году на развалинах котельной Республиканской больницы было построено здание Бюро судебно-медицинской экспертизы площадью 120 квадратных метров. Объем работы постепенно увеличивался, требовалось все больше квалифицированных кадров... «Я начал свою трудовую деятельность в 1973 году, — продолжает Цыкалов. -Когда через три года началось строительство нового двухэтажного здания, которое в документах значилось как «пристрой к уже существующему», лично помогал рабочим переносить плиты и доски. Но все-таки проблемы оставались, они заключались в недостатке оборудования и отсутствии возможности работы в зимних условиях...» Позитивные перемены, по мнению специалиста, начались ближе к распаду Советского Союза. К 1991 году в Мордовии стало больше моргов, в структуре БСМЭ появились новые подразделения — судебно-биохимическое, отдел сложных экспертиз, организационно-методический кабинет. В 1992-м учреждение возглавил Николай Тарасов, а с 2012 года начальником является Михаил Кудрявцев. Владимир Цыкалов прошел трудовой путь от простого судмедэксперта до заведующего отделом исследования трупов, получил звание заслуженного врача Мордовии.
                Судмедэксперт
          «Я осознанно выбрал эту профессию, — говорит он. — Исследовать человеческое тело интересно и увлекательно. Это целая книга, которую нужно прочитать, то есть узнать, от чего наступила смерть... Я не воспринимаю труп как бывшего живого человека, для меня это всего лишь рабочий материал». Несмотря на такую, казалось бы, материалистическую позицию, врач верит в существование души, но никогда не видел, как она покидает тело. «Люди всю жизнь о чем-то думают, что-то ищут, — поясняет Цыкалов. — Не могут же полученные знания куда-то исчезать. Труп остается здесь, а вот куда девается самая главная наша суть — не знаю...» По словам собеседника, несколько раз ему приходилось вскрывать тела своих знакомых. Кстати, у представителей его профессии существует негласный регламент: если в морг попадает родственник, исследовать причину смерти поручается коллеге. «Настоящий профессионал во время работы не должен испытывать эмоций,—продолжает Цыкалов. — Непосвященным людям трудно понять, как можно без страха и неприязни смотреть и тем более вскрывать мертвецов, но стоит просто подойти поближе — и становится очевидным, что это просто объект для работы...» Судмедэкспертам не чужда ирония в отношении своего ремесла — впрочем, это свойственно людям всех профессий. «Когда я только начинал работать, к нам привезли очередной труп, который загадочным образом... исчез. Оказалось, что какого-то очень пьяного товарища приняли за мертвеца, а он, проснувшись среди покойников, просто взял и ушел...» Такие истории, по словам специалиста, в настоящее время случаются крайне редко, так как уровень подготовки вырос значительно — эксперты без труда могут отличить живого от мертвого.               
                Морг                               
          «Трупы в нашем учреждении, как правило, принимают санитары, — рассказывает начальник республиканского Бюро судебно-медицинской экспертизы Михаил Кудрявцев. — Они чаще всего не имеют полного медицинского образования, некоторые являются студентами. Задача дежурного — принять мертвое тело, повесить на него две бирки и записать всю информацию в специальный журнал. При желании сотрудник морга может заработать до 12 тысяч рублей в месяц, все зависит от количества отработанных часов». По словам начальника, санитаром не так уж и страшно трудиться, главное — не допускать ошибок при заполнении документации. Для комфортной работы созданы все условия — имеется отдельная комната со спальным местом, шкафом и телевизором. «В Москве, конечно, эта система более идеальна,—продолжает Кудрявцев. —Там для младшего персонала предусмотрены даже сауна с тренажерным залом, а мертвецов сразу помещают в специальные холодильные камеры...» В республиканском морге существует три секционных стола, мест для покойников иногда не хватает, особенно после красных дней календаря, когда народ злоупотребляет спиртными напитками... Труп находится в БСМЭ до того момента, пока специалисты не вынесут свой вердикт относительно причины смерти. Бывает, что тела уже начинают гнить, в таком случае их исследуют в первую очередь. Невостребованных мертвецов хоронят под номерами, на их могилах нет памятников... «Сейчас мы постепенно готовимся к переезду, — говорит Михаил Кудрявцев. — Все доку-менты подписаны. Жаль только, что здание, где разместят нашу службу, не будет новым...» «Дом № 7а по ул. Васенко, где долгие годы размещается морг, признан ветхим и подлежит сносу, — поясняет министр здравоохранения РМ Михаил Морозов. — Эту местность в скором времени полностью очистят от подобных построек, чтобы потом возвести там жилые здания...» По словам чиновника, вся документация по поводу переезда морга подписана, осталось только дождаться выделения средств из республиканского бюджета. Предположительно БСМЭ окончательно переберется в новое здание к началу 2017 года.
                ==============================