О цене ценностей

Мариф Кадимов
   Расул, человек с мягким характером, без капли зависти в сердце, с детства увлекался рисованием. На поддержку его увлечения постоянно требовались расходы. Дома, в одной из комнат, Расул устроил себе мастерскую, в центре которой поставил мольберт, основной инструмент художника. Часто покупал и привозил из Махачкалы краски, холсты... На фоне не блестящего материального положения, небольших заработков от нелегкого сельского труда, многим трудно было понять такое его увлечение. И в селе за ним закрепилось мнение, как о человеке, занимающемся несерьезным делом. Иногда, кое у кого из соседей и знакомых картины Расула вызывали любопытство и интерес, но и они, всем своим видом старались это скрыть от других. Поэтому, невозможно было в ауле найти человека, способного по достоинству оценить его творчество.
В глазах же Суны, супруги Расула, он представал талантливым человеком, одаренным свыше чувством прекрасного, что мало кто понимал в ауле. Она делала этот вывод, видя с какой страстью каждый день приступает Расул к рисованию своих картин и какие красивые вещи выходили из – под его кисти. Суна считала это поводом гордиться своим мужем. Но ее настроение портили сельчане - не признающие творчества Расула - недооценивающие его труды.
Надо сказать, что в последнее время появились небольшие поводы для радости Суны – двое из соседнего села заказали Расулу портреты своих дедов и еще, районный музей купил одну из картин с видом Шалбуздага. Но эти мелочи никак не могли изменить отношения сельчан к творчеству Расула.
...В один из летних дней, Расул пришел домой с сельской свадьбы в хорошем настроении и чуть подвыпивший. Суна поведала ему, что к Селиму, соседу Расула, приехала его племянница Лейла с маленьким ребенком. Лейла была чуть старше Расула, но они выросли вместе, и он ее любил и уважал как старшую сестру. «Я схожу к ним, проведаю Селима и за одно увижусь с Лейлой», - сказал Расул и двинулся в сторону дома Селима.
По дороге, недалеко от дома Селима, стояли трое молодых людей. Один из них преподавал русский язык и литературу в школе. «Ну как дела, Пиросмани ты наш? Успел накопить денег на 100 алых роз для Суны? Или ты ей только на айфоне песни Пугачевой включаешь?» - нагло пошутил и засмеялся учитель. Остальные тоже за ним загоготали. Однако, по их лицам было видно, что они не знают, не то что, кто такой Пиросмани, но и о какой песне Пугачевой идет речь. Расул тоже посмеялся, но смехом - полным пренебрежения к ним, и прошел мимо.
Селима дома не было, во дворе была его жена. Она ответила на его приветствие и пригласила зайти в дом, на что Расул предложил посидеть во дворе, заметив, что дома, наверное, будет жарко. В момент, когда они сели за стол под айвовым деревом, из двери вышла Лейла, держа за руку своего малыша. Селим поднялся ей на встречу, обнял по – сестрински и сказал «Вун атуй, рагъ атуй!» («Ты пришла, солнце появилось!») За стаканом самоварного чая вспоминая свое детство, соседских ребят, завязалась приятная беседа... Расул немного поиграл с малышом Лейлы...
Эта обстановка, эти воспоминания подняли ему настроение еще больше. Вдруг Расул резко встал, будто вспомнил нечто важное, поднял палец правой руки и, повернувшись к женщинам, сказал: «Вы меня извините, но я через пять минут буду здесь!». Сказал и поспешил к себе домой. Действительно, очень скоро он появился со свертком в руке. Подошел к столу и раскрыл сверток. Это оказалась картина, на которой были нарисованы сельские дети, играющиеся на улице.
Открытые детские лица, на которых жизнь еще не успела как следует отметиться своими жесткими углами, и полные света глаза – все это так четко и такими живыми красками было передано Расулом, казалось, будто эти детишки играют сейчас и прямо здесь, во дворе дяди Селима. Лейла сразу узнала себя и соседских ребят на картине. Под впечатлением от картины, она вспомнила свои детские беззаботные годы, может, еще, какие-то, неисполненные детские желания. Как бы там ни было, ее глаза увлажнились...
Расул объявил, что эту картину он дарит Лейле. Лейла достала платок, вытерла глаза и сказала: «Расул, дорогой, ты с такой любовью и старанием нарисовал картину, как я осмелюсь принять ее? Ты лучше скажи, сколько она стоит, я ее куплю у тебя». «Лейла, - ответил Расул, - я эту картину дарю тебе от чистого сердца! Никаких разговоров о деньгах быть не может!»
В этот момент жена Селима, почему-то вспомнила про свои дорогие обои. Они, в одной из комнат, были порваны. Обои порвал внук, который неделю назад приходил в гости. «Вот было бы неплохо, если Расул и мне подарил картину, я, как раз, закрыла бы ею это место», - подумалось ей. Она тут же повернулась к Расулу и сказала: «Может ты и мне подаришь картину?». «Подарю, конечно!» - ответил он. Расул в этот момент был на седьмом небе от счастья. Видимо, счастливым он был не только от того, что встретил «старшую сестру», что его картина смогла растрогать ее сердце, но и по вполне земной причине - от выпитого на свадьбе. Расул побежал домой за второй картиной.
Дома, когда он перебирал свои «пейзажи» и выбирал картину для соседки, зашла Суна и поинтересовалась, кому же он их несет? Он ответил, что, когда подарил картину Лейле, ее тетя тоже выпросила для себя картину, и он не смог ей отказать. «Подарить – то, конечно, можно – сказала Суна, – только тому, кто понимает в этом толк и будет относиться к твоему труду с уважением!»
Прошло три дня. Рано утром, Расул и Селим вместе с сельскими мужиками отправились в горы косить сено. Чуть позже Суна взяла кувшин и отправилась на родник за водой. На обратном пути она заметила, что у дома Селима стоит легковая машина. Рядом с машиной стояла жена Селима, Лейла со своим ребенком и ее муж, приехавший за своей семьей.
Суна пошла навстречу им, сняла с плеча кувшин полный воды, поставила рядом и сказала: «Счастливого пути, соседи!» Лейла подошла к Суна, обняла ее и сказала: «Спасибо Суна за добрый знак с твоей стороны! Передай, пожалуйста, Расулу, что я очень благодарна ему за тот бесценный подарок, который он мне сделал». В это время, муж Лейлы перекладывал ее вещи в машину. Краем глаза Суна заметила среди вещей и картонный цилиндр, в который, похоже, положили свернутую картину с сельскими детьми. Затем Лейла с ребенком сели в машину, которая медленно двинулась в путь.
После отъезда гостей Суна ненадолго задержалась с соседкой. Разговор снова пошел про картины. Жена Селима тут же говорит: «Да Суна, я тоже выпросила для себя картину. Понимаешь, мой внук оборвал в одном месте обои, оголил стену. Эти обои, такие дорогие, дефицитные. Где я еще найду такие? Вот выпросила у Расула картину, дай Аллах ему здоровья, чтобы прикрыть это место. Я картинку кнопками прилепила, смотрится вроде неплохо. Главное, порванные обои уже не видны...»
Возмущению Суны не было предела. Лицо ее покраснело. «Кнопками говоришь? Давайте посмотрим!» С этими словами она зашла в дом соседки, нашла место, где приделана была картина и аккуратно сняла ее. «Я - то думала, что ты картину вставила в рамку и повесила на самое видное место! Эх...! Думаешь плодами вдохновения и таланта моего мужа можно только дырки прикрыть в ваших стенах? Не позволю!!!». Она забрала картину, закинула кувшин с водой на плечо и большими шагами пошла домой. Жена Селима осталась в растерянности...
Прошло несколько месяцев. Лейла случайно нашла в интернете сообщение о ежегодном конкурсе, проводимом Французской Академией художеств для молодых художников, у которых нет возможности заявить о себе. Она отправила копию картины Расула на конкурс. Как стало известно, эксперты высоко оценили картину и творчество Расула. Ему дали 25 тысяч евро и возможность выставить 20 картин в течение месяца в своих выставочных залах. Дорожные расходы также взяла на себя французская сторона...
П.С. Говорят, что редкие туристы, появляющиеся в последние годы в районе, стали интересоваться, а где у нас тут дом с «выставкой произведений Расула»...