Не только для автомобилистов

Клим Ким
   Поводом для появления этого рассказа явилась совсем банальная история  - неожиданно  перестала заводиться моя старая НИВА. Никаких обид,  иногда  думаю, почему она вообще заводилась и ехала.  Уже много лет она перестала быть автомобилем, навсегда исчезли такие дела, как техосмотр, да и,  вообще,  любой осмотр, привычный  для  нормального человека.  Уровень  масла в двигателе и трансмиссиях, давление в шинах, состояние аккумулятора, наличие жидкостей в радиаторе, в бачках  для мытья  стекол,   тормозной жидкости,  лампочки в фарах, люфты в колесных подшипниках и  рулевом колесе.  Все это для советских автомобилей рекомендуется проверять с разной периодичностью. Аккуратные люди моего поколения делали это  автоматически. Однако, оказалось, что есть такие машины, которые привязываются к хозяину и верно служат ему, даже если он не только не следит за ними, но даже не моет.   
Образ жизни наложил свой отпечаток на мои отношения с машиной. Наш возраст уже не позволяет   нам ездить дальше районного центра, а частота поездок медленно и верно уменьшается.   Ноги ходят плохо, вот и выручает старая подруга, которая верой и правдой служит мне 20 лет.  В деревне мне без нее невозможно.  Удочки  в ней живут постоянно. В багажнике, топор, молоток, ножовка, коробка с   гвоздями. На асфальт выезжаю только в районном центре, куда   раз в неделю  наведываюсь за продуктами и по мелким делам. 
   Для деревни  Нива идеальная машина. Я езжу медленно, поскольку торопиться мне некуда. Пустынная лесная дорога очень красива. В пути я иногда напеваю, или обдумываю свои мелкие текущие  дела.  Несмотря на долгий срок службы, пробег у моей подружки небольшой. Двигатель в хорошем состоянии, но,   увы, кузов ржавый и некрасивый.
И я, и моя НИВА, «обращаемся» за помощью  только, когда уже  без  этого  невозможно.   В моем возрасте нет смысла уделять много времени тому, что предлагает (впаривает) нам цивилизованный мир для продления жизни. Если бог дает нам время пожить, то его надо тратить по назначению – жить. Проснулся утром – слава богу, надо делать то , что требуется, кормит собак, коз, лошадку, завтракать, зимой чистить снег, топить печку, летом косить бурьян, полоть огород, чинить свою дряхлую технику.  В последнее время,  зайти на прозу, почитать, написать. Ну ладно, хватит. Я на эту тему могу вещать бесконечно.
      Что я хотел рассказать? Все что случилось  имеет простое объяснение, если разобраться и почитать про устройство автомобиля. Но с точки зрения потребителя,  это  чудесный случай.  НИВА не завелась неожиданно, но все-таки не на ровном месте. Я все лето заводил машину как угонщик. Соединял два проводка, которые выдернул из замка зажигания, который частично сломался и перестал запускать стартер.  Меня это устраивало. Но однажды я заглох не переезде, и пока возился с проводками, мне стали сигналить обеспокоенные водители.  Я заехал в автомагазин и купил новый замок.   Приехал домой и  приступил к замене замка.  Я провозился  долго, потому что беспечно выдернул все провода из старого замка. А когда закрепил новый, то уже не знал куда втыкать наконечники шести  проводов.  Многолетний опыт программиста, который всю  жизнь занимался поиском своих ошибок, выручил меня. Я с помощью тестера и логических рассуждений наконец все правильно подсоединил.  При этом я обнаружил, что многие провода и контакты не в идеальном состоянии. Какие-то  скрутки, обмотанные изоляцией, ржавые болтики и  гайки, стягивающие контакты.  Решил все проверить, почистить, где надо заменить, затянуть.  Все прекрасно заработало. Кроме стартера.  Он от ключа не запускался. Что-то громко щелкало, но стартер не включался.   
    Пустячная проблема. Я вернулся на шаг назад.   Выдернул знакомые проводки и попытался завести  по старинке.  Тоже самое.  Я отсоединил все, кроме стартера – щелкает и не крутит. Мой богатый «жизненный опыт»  принял единственно   правильное  решение. Сосед как раз поехал в поселок, я попросил его купить мне новый стартер.
    Когда с новым стартером  все повторилось один в один,   я расстроился и растерялся.  Весь арсенал моих методов поиска ошибок был исчерпан.  В голову пришла ужасная мысль – заклинило двигатель!     Я понимал, что этого не могло быть.  Но уже не веря в здравый смысл, решил проверять самые бредовые предположения.  Я уже не верил в свое изрядно постаревшее «логическое мышление». Пригнал свой трактор зацепил машину тросом, включил скорость и медленно потащил.  Машина покатилась, выхлоп негромко зачавкал. НЕ заклинило!
 Ну все, тупик. Я решил отдохнуть,  взять паузу.  Но в реке ждала меня рыба, а лодка на прицепе грустила, кончился хлеб, масло.    Голова думала про стартер  в фоновом режиме.  На утро пришла простая мысль.  Надо вспомнить все  что произошло с  того момента, когда  стартер запускался.  Причиной неисправности могло быть любое мое действие, которое на первый взгляд  не могло что-то испортить.

     Автомобилисты меня  поймут. Когда есть неполадки в электрооборудовании, первое что надо сделать – это проверить все контакты.  Это может не  устранить проблему, но уж точно, не может ничему повредить.   
    Я конечно не мог подумать, что стартер перестал работать, из-за того, что я  проверил все провода и затянул все контакты.  Но вдруг именно из-за этого? Я   отвернул гайку, которая затягивала проводок на пусковое реле стартера. Проводок остался просто висеть на болтике.  Без особой надежды попробовал завести. О   чудо!  Машина завелась.   Я в  конце концов понял в чем причина, все привел в порядок. И первым делом съездил на рыбалку.
    

      Что можно сказать в заключение?  Это всё  та же простая истина - далеко не всегда привычные шаблонные поступки приводят к нужному результату.   Я рассказал  про машину, которая из технического устройства превратилась в друга, а  я   поступил с ней стандартно, как положено поступать с машинами. Поставил новую  запчасть,   затянул  контакты.  Но у меня не получилось сразу  сделать лучше ей и себе.
      Ну ладно это всего лишь автомобиль.  А ведь среди объектов, которые нас окружают есть и живые люди. Если вы подарили близкому человеку обнову, и "затянули все гайки" в контактах с ним, это не значит, что у вас все будет сразу хорошо.