Джезказган, 1951

Владимир Малых 2
Я помню Джезказганские просторы,
Ковер тюльпанов по степи весной;
Карьеры, шахты, терриконов горы,
Колючей проволоки круг стальной.

А в шахтах, копошащихся ЗэКа*.
Я слышал иногда, как там звучала лира,
Один из них просил исподтишка,
Чтоб фото я ему сработал нивелиром.

Он был безграмотен и очень изможден,
И харкал кровью, и натуженно хрипел...
Советской властью был надолго осужден,
За то, что в лагере у немцев здохнуть не успел.
               
В Сибири у него жена, и дети подрастали.
Их к коммунизму вел товарищ Сталин.
                2006
       * Зэк - короткое прозвище заключённого. Я знал имена и даже отчество одного заключенного

       Мне было девятнадцать лет, когда я встретился с ним в шахте. Его рост при моих 182 см был около 170 сантиметров.На лице четко обозначились выступы черепа. В глазах металось пламя моей карбидки*. Он отделился от группы насыпщиков Руды и подошёл ко мне, отодвинул повязку "лепесток" со рта. Я записывал отсчёты по нивелиру. Закончив, вопросительно посмотрел на измождённое в морщинках лицо заключённого.

-Здравствуйте, я хотел попросить вас,- он явно спешил сразу высказать просьбу,- сделать мне фотографию. Никто не узнает, просто мне очень хочется послать её семье. Это в сибирском селе.
-Подождите,- остановил я его,-  у меня нет фотоаппарата, это нивелир. Я беру отсчёты по рейке, записываю в журнал и вычисляю разность высот, и высоту над уровнем моря. Это нужно для составления разрезов.
-Но мне говорили, что вы делаете и съёмку, а как можно делать съёмку без фотоаппарата, у меня есть немного денег, скажите, сколько нужно, я заплачу. Я начал харкать кровью и долго не протяну.

-Да, мы делаем теодолитную съёмку, но это измерение углов и расстояний, что позволяет после расчётов составить план вот этого пространства шахты,- я сделал широкий жест рукой.
-Может быть и так, но снять меня вы тоже можете, я знаю вы не должны помогать заключённым, но я не враг народа. Видит Бог, поверьте и вы, я попал в плен, был в немецком лагере, теперь здесь. У меня трое детей и жена, так хочется
послать им последнюю фотографию. И чтобы они увидели где я работал.
-Вы это мне говорили, поверьте и вы мне. У меня нет фотоаппарата… А в голове вертелась мысль, а если бы и был, я никогда не сделал бы ему фотографию,- я давал подписку, что не буду иметь связей с ними. Я не знал, какой срок могу получить за фотографию, рассказывали, что обычная доза десяток лет.

       Он еще, что-то говорил мне, и я удивлялся полной неграмотности этого, уже пожилого человека. Его жизнь катилась к закату, об этом говорил и его внешний вид. На Урале я видел немцев-бурильщиков, те держались много бодрее. У тех тоже были семьи, а вот нашелся один проходимец, который изменил, испортил, испоганил судьбы миллионов людей, которые могли сделать жизнь много лучше, не получилось а многие … просто исчезли, очень многие стали инвалидами.

       Теперь другие люди всё ещё восстанавливают разрушения той самой жестокой в истории войны. Ради чего избранники народов вновь и вновь бросают в костры войн самых крепких и здоровых парней, Хотя известно всем, что "худой мир - лучше доброй ссоры". Через три года начнется пересмотр дел может быть он ине харкал кровь. Хотя Джезказган с пластами песчаников, где размещалась медная руда, был опасен для здоровья по силикозу. Мельчайшая пыль попадая в легкие растворялась. образуя кремниевую кислоту H2SIO3, которая разъедала лёгкие человека. Отсюда и кровотечение.

                2017