Карандаш и резинка

Александр Парцхаладзе
        Когда я вышел из Почтамта, стало накрапывать. Я спрятался под переходной галереей и раскрыл зонт. Навстречу  со стороны  Конногвардейского переулка  по заблестевшему от дождя тротуару  шла женщина.               
        - Простите, - обратился я к ней, - здесь был когда-то молочный магазин...    
        Женщина, одного примерно со мною возраста, всматривалась в мое лицо. Кого пыталась она разглядеть?  Того юношу, который должен был встречаться ей у выстроенных столбиками ящиков из металлических прутьев, ящиков с пустыми баночками из-под сметаны, с бутылками, полулитровыми - из-под кефира и литровыми - из-под  молока? Или она видела сейчас себя - там, в почти неправдоподобном прошлом, юную, старшеклассницу, что бегала сюда каждое утро?               
        - Нет тут, - услышал я, - молочного магазина!               
        - Но раньше, лет 50 назад, был, я же помню!               
        - 50 лет назад, - вздохнула женщина, - много чего было...               
        Странно, но полвека пролетело как-то незаметно. И не так уж сильно все изменилось - вот мы сидели на прошлой неделе на набережной, пили кофе, ели мороженое, и я заметил, что на противоположном берегу всё остается по-прежнему. От Стрелки до Сфинксов ни одного,  к счастью,  нового здания,  и даже выкрашены они всё в в те же знакомые тона:   Меншиковский в желтый,  Коллегии в красный с белым,  и только наш,  соседний корпус,  из фисташкового превратился в бледно-зеленый,  цвета пожухлой травы.  Нет, я конечно знал, что там,  в Академической столовой,  теперь не поесть.  А когда-то мы заходили туда прямо после занятий. 45 копеек за комплексный обед! - Правда, хватало его только на час,  и уже подходя к дому,  мы снова чувствовали себя голодными.               
        Я повернул назад. Почтамтский  переулок тоже мало изменился - только перестал быть переулком Подбельского. Овощной на углу,  в подвальчике,  был открыт,  впереди знакомо поворачивали к Манежу троллейбусы.  Только пройти  от бульвара  проходными дворами,  подойти к своему дому привычной дорогой  стало теперь невозможно.               
        Это был непростой путь:  слева от вечно запертых ворот - парадная розоватого дома с атлантами,  несколько ступеней вверх,  поворот направо,  какой-то темный переход,  ступени вниз,  снова поворот... и вы уже в проходном дворе, в конце которого по правую руку находилась пышечная.               
        Сейчас  этот  проход оказался замурованным,  знакомое здание на Конногвардейском перестроено,  и мне пришлось делать крюк.  Напрасно!  Любимая пышечная превратилась в салон причесок.               
        - Давно, - улыбнулась мне девушка у кассы, - уже лет 15!               
        Значит, с тех пор , как мы заходили сюда в последний раз, прошло уже почти 20 лет?  Ну, да - мы приезжали тогда в Питер на электричке, прячась от контролеров.  И, оказавшись как-то на бульваре Профсоюзов, обнаружили,  что в карманах нет денег, нет даже на пышки.  И  когда? - в день моего рождения!  Мы не привыкли ворчать на судьбу.  Но это показалось нам уже по-настоящему обидным.
        Голодные,  мы шли по Замятину переулку  и вдруг увидели на выступе  каменной  ниши  беспросветной  серой  стены маленький кошелек. Долго не открывали его. Рассуждали - что мы сделаем, если в нем окажется целая тысяча? А если две?  Небеса насмешливы: в кошельке была только мелочь.  Но ее все же хватило на пышки.               
        Наискосок от бывшей пышечной  ворота дома №15,  моего бывшего дома,  оказались не заперты.  Я вошел во двор.  Окна второго этажа - мое окно,  окна Марины Николаевны - были забрызганы известкой.  По лестнице сновали не говорящие по-русски рабочие.  Очевидно,  здесь больше никто не жил.               
        - Дом расселили, - объяснил  возникший из полумрака и пыли прораб, - а после капитального ремонта  тут будет гостиница.               
        Я вернулся на улицу.  Идти направо, к площади Труда,  не хотелось:  город здесь,  за усадьбой Бобринских,  внезапно кончался.  Меня всегда поражало, что тут, рядом с центральными площадями, близ Юсуповского дворца и Мариинки - уже окраина. 
        Я повернул налево, мимо огромной чернильницы Исаакия, понуро стоявшей под бледно-серой промокашкой низкого неба. По Гороховой  дошел до канала Грибоедова.
        Это уже  не мой квартал, но когда-то я  сюда заглядывал часто:  в бани у Красного моста, в аптеку на втором этаже на противоположной стороне улицы.  Меня с детства восхищала дверь аптеки - огромная дубовая дверь с затейливой резьбой, с весело звеневшим колокольчиком. Я специально поднялся по лестнице, чтобы увидеть ее снова. На месте былого резного чуда стояла теперь обыкновенная дешевая  пластиковая дверь! А где же старая?!               
        - Директор заменил ее во время ремонта. И правильно сделал: она была такой тяжелой, на пружине, и так громко хлопала!               
        Я ничего не ответил простодушной аптекарше. И белая дверь с автоматической доводкой беззвучно закрылась за моею спиной.