Пестовать. Охота на слова

Александр Ерошкин
Мы забыли об этом слове, а она такое спокойное, доброе, внутренне чистое.

В школьном этимологическом словаре слова ПЕСТОВАТЬ нет, а о слове ПЕСТУН нагло наврано, что оно имеет общие корни со словами «пища» и «питать», даже выведено якобы утраченное слово «песть». Лжелингвисты, то есть составители словаря, похоже, даже не открывали словарь Даля, иначе они бы увидели, что глагол «питать» стоит под вопросом. А вот у слово «пясть» - носить на руках - больше оснований быть родственником пестуну.

Впрочем, почитаем словарь Даля.

Пестовать - пестать, пестунить кого (от питать? или не от пясть ли, от носки на руках), нянчить, носить, вынашивать на руках ребенка, воспитывать, растить, холить, ходить за ним, быть дядькой, дядьковать. Его сам сатана пестовал. Пестоваться с кем, с чем, нянчиться, хлопотать, носиться, возиться. Всю темну ноченьку пестовалась с больным ребенком. Пестуется с ней, как чорт с куклой. Я его вспестовала, выпестовала, вынянчила, взростила. Допестуешься ты добра с этим баловнем! Опять запестовалась. Напестовалась в волюшку, отпестовалась. Попестуй паренька, чтоб уснул. Пропестовалась всю ночь. Вишь, распестовалась, разносилась, разняньчилась. Упестовала, угомонила, укачала. Не смешивать, в производных, с пест, толкач, как у Рейфа, в слове запестоватый, закомлястый. Пестование ср. действие по глаг. Пестунство ср. то же, нянчение, дядькование. Пестунствовати церк. быть пестуном, нянькой, дядькой. Пестун муж. пестунья жен. , вост. пестунья, сев. пестуница церк. пестуха пск. , твер. дядька, нянька, кто ходит за малыми ребятами. Словно пестун привязался, так следом и ходит! Сердце пестун, душа дядька.

Нет ни одного примера о связи слова с питанием. Вот в слове воспитание такая связь прослеживается.

О пестуне Даль приводит просто замечательный пример.   
Пестун (пестунош), годовалый или двугодовалый медвежонок, остающийся при матери, для пестованья младшего брата; уверяют, что это водится только у стервятников, а овсяники и муравейники пестунов не держат. Пастух на Урале видел, как медведица заставила пестуна перенести медвежонка через кладку, а когда его пестун уронил в воду, то она ему таких заушин надавала, что он лежал и ревел с полчаса.
Хочу подчеркнуть, пестовать – не выкармливать, а выращивать малышей, передавать им опыт, учить, закреплять навыки. Есть каждый от природы умеет сам. Ребёнок только родился, а сосательный навык у него уже есть. А вот стать членом общества, сообщества малышу помогают старшие. Оказывается, не только у людей.

Хорошо, когда семьи большие. Старшие дети передают опыт младшим. В самые ранние годы моя мать занималась мною меньше, она много работала, чтобы накормить всех, сделать запасы на зиму, обеспечить устойчивость всей семьи. А мною занимались сестра и старшие братья. Можно сказать, что они меня пестовали: и таскали меня, и в сороку-белобоку играли, и в ладушки играли с причитаниями, читали и рассказывали мне сказки, учили счёту, а читать не учили, считая, что тогда в школе не интересно будет.

Когда я пошёл в школу и научился сам читать, с удивлением обнаружил, что вместо сороки-белобоки появилась сорока-ворона, но это же разные птицы. Сороки – птицы весёлые и любопытные. Вороны крикливые, с ними не хочется связываться.

А потом старшие научили меня петь песни, водить хороводы, играть в пряталки и жмурки, в другие коллективные игры. Это мне пригодилось потом на улице. Взяв как-то в библиотеке рассказы Николая Носова, я не мог с ним согласиться, почему он назвал рассказ «Прятки», ведь ПРЯТАЛКИ – точнее. Нет у этого глагола формы ПРЯТЬ, это совсем другое слово. Перечитал рассказ с позиций сегодняшнего дня. Есть глаголы прятаться, спрятаться, перепрятаться, перепрячусь, перепрятывайся. Значит, улица наша точнее говорила по-русски.

Значительную часть своего детства мы проводили на улице, и не было случая, чтобы мы не нашли себе дела. Стихи Сергея Михалкова «Дело было вечером, делать было нечего», к нам не имели отношения. Мы всегда находили дело. Я и один без дела не сидел. А если двое-трое, то бессмысленно  время вообще не теряли. Удивляет, что сегодня у детей таких игр нет. И в Германии нет. И в России я не видел ничего подобного.  Из окна часто вижу, как немецкие, русские, турецкие, еврейские, марокканские, африканские дети качаются на качелях, о чём-то спорят, бегают или катаются на велосипедах. Иногда лежат, загорают на одеялах… Ни хороводов, ни общих игр.

Похоже, играм, совместному проведению времени современных детей никто не учит. То есть их воспитывают (от глагола ПИТАТЬ), но не пестуют.  В сети встречаются материалы о различных центрах семейного и вне семейного воспитания, есть описания коллективных игр, встречаются и песни-пестушки. Вот, к примеру.

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

В сети много и стихов, и песен, и игр для улицы и для помещения. Но что-то в жизни потеряно, прервана связь времён и поколений. Дети сегодня хорошо одеты, имеют дорогие игрушки, велосипеды, айфоны, телефоны, но нет у них опыта неформального общения со сверстниками. Не потому ли, что детей воспитывают, а надо пестовать.