Трамвай-будильник

Юрий Жданов 2
ТРАМВАЙ- «БУДИЛЬНИК»




Роняя свет лилово-нежный,
                Сияют звёздочки в ночи.
                Скачи, скачи, мой конь железный,
                Стучи копытами, стучи…
…………….
Притормози у поворота,
                Вон там, оставив тротуар,
                Обрадованно машет кто-то
                Счастливому созвездью фар… 
                Вера Грибникова, водитель трамвая. Из: «Ода трамваю 1994 г.»




Много стихов посвящено трамваю, и заслуженно. Что-то лирически-романтическое есть в этих милых «конях железных»… У каждого своя история встречи с ними… Мое знакомство с трамваем произошло в 1944 году, когда с мамой и сестренкой прибыл из эвакуации в освобожденную 13 апреля 1944 года от немецко-фашистских захватчиков Евпаторию. Сюда, после освобождения Крыма, перебазировали 30-й Отдельный морской разведывательный Севастопольский Краснознаменный авиационный полк Военно-Воздушных Сил Черноморского Флота (30-й ОМРСКАП ВВС ЧФ), в котором летчиком и начальником связи полка служил мой отец-  Алексей Петрович Жданов (21.02.1914-10.09.1945). С того времени пронеслось много лет… Оглядываясь назад, захотелось не только вспомнить свое «общение» с евпаторийским трамваем, но и рассказать о некоторых моментах его истории. 14 мая 2014 года он отметил свое 100-летие! По случаю такого юбилея ему установлен в городе вагон-памятник…   


                А как начиналась жизнь трамвая в Евпатории? Сегодня в Крыму трамваи ходят только в Евпатории. Общая протяженность рельсовых путей их четырех маршрутов- 22 километра. А первый рейсовый выезд трамвая состоялся 10 мая 1914 года. В 2003 году Евпатория отметила свое 2500-летие! Этот замечательный город входит в десятку самых древних живых городов, именно живых, то есть таких, в которых, несмотря на их древность, жизнь в них не прерывалась. О богатой событиями истории этого города поведал ранее в рассказах «Евпатория- город 25 веков» и «Что показать гостю Евпатории» (на сайте: Проза.ру Юрий Жданов 2). Как город, так и его уникальный трамвай- это непрерывная живая история… Сегодня, проехав по специальному экскурсионному маршруту этого трамвая, называемому «Трамвай желаний», можно, как на «Машине Времени», побывать с помощью экскурсоводов не только в Настоящем, но и в Прошлом города…



Впервые мысль о необходимости в Евпатории трамвая была высказана в городской Думе в 1887 году в связи с развитием дачного строительства в западной части города и открытием в том году грязелечебницы около озера Мойнаки. На осуществление этой мечты денег в городской казне не было. Обратились к сознательным и состоятельным гражданам, и нужная сумма была собрана.                В Евпаторийском краеведческом музее (улица Дувановская, 11) есть документы, позволяющие узнать историю возникновения трамвая в Евпатории. Решение о строительстве в городе депо и первой трамвайной линии городская Дума приняла 16 декабря 1911 года. Этим же протоколом утвердили проект строительства, разработанный созданной ранее «электротранспортной комиссией». Для проведения строительных работ городская Дума подписала договор с Русским электрическим обществом «Вестингауз».               В 1912 году началось строительство депо и рельсовых путей. И вот, после пробных обкаток, 10 мая 1914 года евпаторийский трамвай вышел в свой первый рейсовый путь!                А 11 мая 1914 года газета «Евпаторийские новости» сообщила: «Открыто для публики трамвайное движение. Вагоны шли большей частью переполненные…»    


                Первая линия протяженностью около пяти километров проходила от трамвайного депо (улица Белинского, 1) до озера Мойнаки. Вскоре появилась линия, соединявшая центр города с районом так называемых «дач», а затем- к железнодорожному вокзалу. Сначала для Евпатории было изготовлено всего десять вагонов, построенных в подмосковных Мытищах: пять закрытых тяговых (моторных) и пять открытых вагонов. Мастера депо приспособили также под открытые прицепные вагоны десять списанных одесских вагонов конки. За всю свою историю евпаторийский трамвай лишь дважды временно прекращал свое движение: в 1918-1923 годы из-за разрухи, последовавшей после Гражданской войны, и с октября 1941 года по апрель 1944 года, когда во время немецко-фашистской оккупации трамвайным путям и вагонному парку был нанесен огромный ущерб. Но уже в первый день после освобождения Евпатории, 14 апреля 1944 года, вышел первый приказ по трамвайному предприятию. Много сил пришлось приложить для восстановления трамвайного движения. Особенно тяжелый и продолжительный период восстановления и развития трамвайного хозяйства- когда директором предприятия был Иван Александрович Пятецкий (11.05.1937-2006). Он руководил предприятием с 1969-го по 2006 год: 37 лет! В 2001 году его имя занесли в Список почетных граждан Евпатории: «За большой личный вклад в развитие города Евпатории и многолетнюю активную деятельность на благо жителей города». Его имя носит предприятие, которое теперь называется: Муниципальное унитарное предприятие «Евпаторийское трамвайное управление имени И.А. Пятецкого» (МУП «ЕТУ имени И.А. Пятецкого»). Много трудностей успешно преодолел дружный трудолюбивый коллектив этого трамвайного управления. Можно ли хотя бы приблизительно подсчитать количество пассажиров, перевезенных евпаторийскими трамваями за все время их работы? Известно, что в настоящее время они ежегодно перевозят около 15 миллионов человек. Сегодня евпаторийскому трамваю- 103 года. Если исключить годы, когда трамваи не ходили (5 лет плюс 3 года), получится: 95 рабочих лет.      


                В наше время много говорят о необходимости экологически чистого транспорта, а в те далекие уже годы в Евпатории взяли и сделали такой транспорт- электрический трамвай. Он появился в Евпатории всего лишь на семь лет позже, чем в столице Российской империи- Санкт-Петербурге (в нем электрический трамвай появился в 1907 году). А самый первый  электрический трамвай в Российской империи появился в Киеве в 1892 году. За ним началась эстафета воплощения в жизнь этой прогрессивной «задумки»: в 1896 году- в Нижнем Новгороде (это потребовалось для проходившей здесь в том году грандиозной Всероссийской промышленно-художественной выставки, которую посетили около миллиона человек), затем в Курске (1897), Екатеринославле (1898), Севастополе (1898), Москве (1899)… Евпатории (1914), Симферополе (1914)…  В настоящее время в России электрические трамваи ходят в 63 городах, общая протяженность трамвайных путей- 2500 километров, по 546 маршрутам трамваи ежегодно перевозят около двух миллиардов человек (для справки: численность населения Земли- более семи миллиардов человек).      


                Колею для евпаторийских трамваев выбрали узкую- шириной 1000 мм, так называемую «метровую колею». Такое решение- из-за меньшей стоимости прокладки и эксплуатации путей с узкой колеёй, а также из-за того, что более узкая колея позволяет делать более крутые повороты на узких городских улицах. Чтобы еще больше сократить расходы, рельсы проложили однопутными: встречные трамваи разъезжаются на остановках, где сделаны разъездные рельсы. Первые вагоны были открытого типа, но вскоре их заменили закрытыми из-за соображений безопасности: многие пассажиры вскакивали в трамвай или покидали его на ходу, рискуя жизнью. На маршрутах, где на конечных остановках нет разворотных рельсовых путей, ходят трамваи с двухсторонним ходом: в них кабины управления расположены с двух сторон. После приезда на конечную остановку водитель трамвая переходит в другую кабину управления, чтобы ехать в обратном направлении. Вспомнился «Тянитолкай», подаренный доктору Айболиту (в прозаической повести «Доктор Айболит» Корнея Чуковского). Имея головы по обеим сторонам туловища, он, при желании, мог двигаться в противоположных направлениях. Хорошо помню кабины таких трамваев: на пультах управления надписи были с твердыми знаками после конечных согласных: «СТОПЪ», «ВПЕРЕДЪ»…Запомнился о трамваях периода моего детства и их скрип при повороте около нашего углового многоквартирного двухэтажного дома, стоящего на пересечении улиц Гоголя и Кирова. Мы жили в одной из его комнат. Своим звонким голосочком трамвай напоминал о себе ежедневно. Затяжной скрип возникал от трения его колес о рельсы при повороте с одной улицы на другую: высота и сила звука постепенно нарастали, а затем снижались… Утром, чтобы не проспать в школу, будильник не требовался- его успешно заменял трамвай. Вот только срабатывал этот «будильник» гораздо раньше, чем требовалось. А ведь поспать еще очень хотелось… Эти воспоминания окрашиваются теперь ностальгией по былому…



                                Трудно, вернее невозможно, представить себе Евпаторию без трамваев. Они стали не только одной из «визиток» курорта, но и важной духовной частью его быта, придающей тепло и уют жизни не только евпаторийцам, но и гостям города…                Юрий Жданов   27.08.2017