Сын Человеческий среди Сынов Света

Томас Твин
                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

                Содержание Библии многопланово и здесь рассматривается лишь его исторический аспект.
                Все, что описано в ней, случилось, но не все, что случилось, описано.
                Нужна, стало быть, историческая реконструкция, восстанавливающая события во всей их полноте.
                ТО, ЧТО В ИТОГЕ ПОЛУЧАЕТСЯ, РЕВНИТЕЛЯМ ДОГМ ЧИТАТЬ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ!!!


                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *




СЫН  ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ  СРЕДИ  СЫНОВ  СВЕТА

Помимо воинственных зелотов одаренным галилеянином давно интересовалась другая влиятельная иудейская партия – ессеи*. Члены этой секты и сами порой творили немалые чудеса, их тоже окружали тайны и легенды. Молва приписывала им особые способности, магические знания.

Распространению фантастических слухов в немалой степени способствовал замкнутый образ жизни сектантов. Как правило, они объединялись в небольшие общины и селились в пустынных местах, стремясь до минимума сократить контакты с непосвященными. Внутри общины тоже существовали незримые барьеры: все члены подразделялись на 4 обособленные категории с неукоснительным подчинением «младших» «старшим». Каждая ступень иерархии отделялась от другой так строго, что высших оскверняло прикосновение  низших**. Новые члены попадали в общину только после трехлетнего испытания. Несмотря на свой замкнутый и безбрачный образ жизни, ессеи принимали и воспитывали в своих понятиях чужих детей***, рядом с их колониями существовали поселения единомысленных с ними мирян. Один из ессейских поселков как раз располагался рядом с Назаретом, в котором прошли детство и отрочество Христа...

-------------------------------------------------------
         *«Последние также рожденные иудеи‚ но еще больше‚ чем другие‚ связаны между собой любовью.
           Чувственных наслаждений они избегают как греха и почитают величайшей добродетелью умеренность и
           поборение страстей” (Иосиф Флавий. «Иудейская война»)
      **«По времени вступления в братство они делятся на четыре класса; причем младшие члены так далеко отстоят
           от старших‚ что последние‚при прикосновении к ним первых‚ умывают свое тело‚ точно их осквернил
           чужеземец». (Иосиф Флавий. «Иудейская война»)
   ***«Супружество они презирают‚ зато они принимают к себе чужих детей в том возрасте‚ когда они еще
           восприимчивы к учению‚ обходятся с ними‚ как со своими собственными‚ и внушают им свои нравы. Этим‚
           впрочем‚ они отнюдь не хотят положить конец браку и продолжению рода человеческого‚ а желают только
           оградить себя от распутства женщин‚ полагая‚ что ни одна из них не сохраняет верность одному только мужу
           своему». (Иосиф Флавий. «Иудейская война»)
-------------------------------------------------------

Если бы Иисус в детстве побывал у ессеев, он смог бы перенять у них множество новых идей и полезных навыков. Стало бы понятно, где и когда провинциальный сын плотника овладел искусством врачевания, откуда у него глубокое знание Священного Писания*, кто помогал ему проникнуть в секреты природы** и научиться владеть собой***. Многие взгляды и положения своего учения Иисус мог бы почерпнуть из представлений ессеев. И христианская проповедь взаимной любви, и братские отношения между людьми, и пацифизм, и вернось слову****, и ожидание скорого Суда и конца мира были вполне созвучны ессейским воззрениям.
Сектанты также недоверчиво относились к женщинам, предпочитая безбрачие; не жаловали плоть и приучали себя к аскетизму; презирали богатство и сообща вели свое хозяйство, подобно первым христианским экклесиям*****. Они тоже верили в бессмертие души и посмертное воздаяние******. Ессеи, как и христиане, не приносили кровавых жертв, столь популярных в иудаизме.

-------------------------------------------------------
         *«Теософию они считали праздною болтовнею, но много занимались аллегорическим толковавшем Библии и
            учением о нравственности». (Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. «Энциклопедический словарь»)
       **«Преимущественно они посвящают себя изучению древней письменности‚ изучая главным образом то‚ что
            целебно для тела и души; по тем же источникам они знакомятся с кореньями‚ годными для исцеления
            недугов‚ и изучают свойства минералов». (Иосиф Флавий. «Иудейская война»)
     ***«Их завинчивали и растягивали‚ члены у них были спалены и раздроблены; над ними пробовали все орудия
            пытки‚ чтобы заставить их хулить законодателя или отведать запретную пишу. но их ничем нельзя было
            склонить ни к тому‚ ни к другому. Они стойко выдерживали мучения‚ не издавая ни одного звука и не
            роняя ни единой слезы. Улыбаясь под пытками‚посмеиваясь над теми‚ которые их пытали‚ они весело
            отдавали свои души в полной уверенности‚ что снова их получат в будущем». (Иосиф Флавий.
            «Иудейская война»)
   ****«Всякое произнесенное ими слово имеет больше веса‚ чем клятва‚ которая ими вовсе не употребляется‚ так
             как само произнесение ее они порицают больше‚ чем ее нарушение” (Иосиф Флавий. «Иудейская война»)
             «Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
              А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она
              подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись,
              потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет,
              нет; а что сверх этого, то от лукавого.(Мф 5 33-37)
   *****«Они презирают богатство‚ и достойна удивления у них общность имущества‚ ибо среди них нет ни одного‚
              который был бы богаче другого. По существующему у них правилу‚ всякий‚ присоединяющийся к секте‚
              должен уступить свое состояние общине” (Иосиф Флавий. «Иудейская война»)
******«Бессмертие души‚ прежде всего‚ само по себе составляет у ессеев весьма важное учение».
              (Иосиф Флавий. «Иудейская война»)
              «Ессеи учили, что душа состоит из тончайшего эфира и заключена в тело, как в темницу (вследствие своего
               падения), из которой после смерти человека улетает на небо; для праведной души место вечной жизни
               - в блаженных полях по ту сторону океана; злые души вечно мучатся в холоде и мраке».
               (Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. «Энциклопедический словарь»)
-------------------------------------------------------

Крупная колония «простецов» и «нищих», как называли себя ессеи, существовала в Египте, куда святое семейство бежало от преследований Ирода. Самая известная в Иудее  кумранская колония носила знаменательное название  - «Новый Завет с Богом». Себя колонисты именовали «сынами света» и это же выражение не раз использовал Иисус Христос*.

Разумеется, не обошлось и без различий, не позволяющих причислить Иисуса к ессеям. «Простецы» свято соблюдали закон субботы, а Иисус нарушал его, поскольку «суббота для человека, а не человек для субботы». Ессеи почитали Моисея вторым после Бога, а Иисус позволял себе поправлять Моисея**. Ессеи распространяли отношения любви и братства только на «своих», а Иисус призывал к всеобщей любви. Ессеи тоже отвергали месть, но только потому, что ожидали отмщения от Бога.

Тем не менее, на связи с пустынниками косвенно указывают и другие факты.
Во-первых, в зрелом возрасте Иисус довольно часто удаляется то в горы, то в «пустынные места» и проводит там некоторое время. Где же он обитает и чем питается, если совсем не склонен к аскетизму, не постится и сам признает, что любит поесть и выпить***?
Во-вторых, искушение Иисуса в пустыне весьма напоминает испытание, которому ессеи подвергали новообращенных (сначала их допускали к омовению, а затем испытывали на стойкость).

В целом все эти совпадения и различия позволяют предположить, что Иисус был близко знаком с ессеями, но не являлся членом какой-либо из их общин. Возможно, он некоторое время прожил среди ессеев, а затем покинул общину сам или был исключен из нее из-за каких-то разногласий и непокорства. 

-------------------------------------------------------
     *“Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них”
       (Ин 12 36)
       «И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов
        света в своем роде” (Лк 16 8)
    **«Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться. Иисус сказал им в ответ: по
         жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил
          их» (Мк 10 4-6)
  ***«Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям
         и грешникам». (Мф 11 19)
-------------------------------------------------------


Продолжение следует.


(полную версию книги "СЕ - ЧЕЛОВЕК" см. на сайте tomastwin.wix.com/history).